Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О МОРАЛЬНОМ АСПЕКТЕ ПРОБЛЕМ ЭКОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

В настоящее время большое внимание в идеологии общества уделяется экологической проблематике. Проблемы качества окружающей среды, близких и отдаленных последствий воздействия производства, общества на природу в целом и ее отдельные компоненты занимают важное место в нашей жизни. Необходимо отметить, что современные экологические проблемы должны рассматриваться не только как проблемы мира природы, но быть тесно увязаны с социальным потребностями, с демографической ситуацией, с многочисленными социальными вопросами, вследствие того, что глобальная экосистема не существует в отрыве от системы социальной. Общество существует в природной среде, и люди, его составляющие, являются биосоциальными существами, в связи с чем, с необходимостью, следует рассмотреть и моральный аспект экологических проблем.

Резко обострившаяся экологическая ситуация в мире может привести к гибели всей цивилизации, если вовремя не принять меры, не остановиться, не изменить свое отношение к происходящему.

Современный мир характеризуется нарастанием экологической угрозы как потенциального зла для человечества и нарушением экологического равновесия в связи с чрезмерным техногенным воздействием человека на окружающую природную среду. В недалеком будущем могут возникнуть проблемы и для мировой экономики из-за истощения природных ресурсов. Несмотря на постепенное восстановление природой своего потенциала в результате затрат, связанных с ликвидацией последствий воздействия загрязнения и нерационального использования природных ресурсов в последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие. Таким образом, встает проблема моральной ценности природы как таковой, для человека, и ее самоценности как сферы жизни в целом, поскольку человек, как биологический и физический объект, по сути, неотделим от мира природы [1].

Для решения сложившейся ситуации, в первую очередь необходимо моральное осознание и оценка происходящего в мире. Для начала необходимо кардинально изменить поведение хозяйствующего субъекта, начиная с выброшенного листа бумаги и заканчивая выбросами в атмосферу, гидросферу, загрязнением почв и водных территорий.  Проблема  не будет решена и без  эффективной политики государства  в области природоохранных мероприятий, применения законодательства во имя моральной ценности жизни. Речь идет об уменьшении выбросов за  счет введения более чистого топлива  для предприятий и транспорта, совершенствование технологий производства, очистного оборудования, станков и т.д. Также необходимо применять новые эколого-технологические подходы, которые предполагают материальную заинтересованность человека в осуществлении природоохранной деятельности [2].

К таким подходам можно отнести введение таких мер стимулирования, как льготы за внедрение малоотходных и безотходных технологий, строительство очистных сооружений, освобождение от налогов экологических фондов, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию, введение специального налогообложения экологически вредной продукции и технологий, льготное кредитование природоохранной деятельности. Экономическое стимулирование  направлено на то, чтобы человек был материально заинтересован в проведении природоохранных мероприятий и рациональном использовании природных ресурсов.

Немаловажную роль играет технологический прогресс. Загрязнение окружающей среды сказывается и на здоровье населения. Высокая смертность (в 2012 году от заболеваний, вызванных загрязнением воздуха, скончалось около 7 млн. человек – каждый восьмой из общего числа умерших в мире), нехватка рабочей силы вследствие «выхода из строя» людей подрывает экономику в мире.

Общепринято считать, что глобальный экологический кризис, связанный с быстрым ростом человечества в ХХ веке, научно - техническим прогрессом, беспрецедентным антропогенным воздействием на биосферу, породил ряд проблем, по сути дела  поставивших человечество на грань возможности выживания как вида. Осознание этого факта еще не достигло каждого жителя планеты и, более того, зачастую считается, что призывы к бережному отношению к природе и жизни в целом - это не более чем алармистские действия ученых-экологов, с целью направить часть финансовых потоков на оправдание собственного существования.

Общество не может осуществлять преобразовательную деятельность, не расширяя сферу взаимодействия с природой. Но дальнейшее развитие человечества невозможно без осознания людьми опасности создавшейся экологической ситуации, без изменения установок их деятельности. Сейчас общепризнано, что истоки и перспективы решения экологической проблемы, наряду с особенностями социально-экономической структуры общества, связаны с такими качествами людей, как понимание самооценки природы, меры биосферных явлений, ответственности перед будущими поколениями, развитие экологии самого человека [3].

Вопросы обеспечения экологической безопасности приобрели в последние годы особую актуальность[4]. По общему признанию ситуация требует реализации комплекса взаимосвязанных мер по совершенствованию всей системы государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и природопользования. В этой связи создание правовых и организационных условий для применения действенных природоохранных механизмов имеет важно, но не абсолютное значение для решения существующих экологических проблем. Не менее важную роль играет воспитание людей [5] в духе уважения моральной ценности природы, жизни человека как ее элемента, признания моральной ценности устойчивого развития общества. Экологическое воспитание должно начинаться с детских лет и быть, как и обучение в целом, как утверждает современная концепция образования, «длиною в жизнь» [6,7,8]. Не последнее место в эколого-моральном образовании принадлежит вузам [9], программы обучения которых должны содержать не только специальные предметы, такие, как «Безопасность жизнедеятельности» или «Экология», но гуманитарные [10], такие, как курс этики или даже экологической этики.

 

Список литературы

1.     Ivleva M.I., Yablochkina I.V., Vasyakin B.S., Zulfugarzade T.E. Ecological aspect of the analysis of a project for economic development of the Kurshskaya kosa (Curonian spit) national park as a specially protected natural territory// Review of European Studies. – 2014 - Т. 6. - № 4. - P. 110-121.

2.     Асалиев А.М., Васякин Б.С. Развитие практической составляющей в профессиональной подготовке кадров для современной экономики России (на примере РЭУ имени Г.В. Плеханова) // Экономика устойчивого развития. 2014. № 3 (19). С. 9-12

3.     Ивлева М.И. Информационно-экологические ориентиры в концепции «транссубъективного» (на примере философии С.А. Аскольдова) //Человеческий капитал. 2014. № 12 (72). С. 89-92.

4.     Корнилова И.М. Социологические исследования среди молодежи по вопросу современного высшего образования // Гуманитарные науки в современном образовании: проблемы, решения, перспективы развития. Сборник научных трудов. Москва. 2014. С. 131-143.

5.     Яблочкина И.В. Инновационное гуманитарное образование в вузе // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно- практической конференции. № 3. г.Санкт-Петербург, 2016. С. 147-149

6.     Корнилова И.М. Вузы национальных республик Поволжья на современном этапе. Вестник Прикаспия: археология, история, этнология. 2010. № 2. С. 172-177

7.     Яблочкина И.В. Реализация компетентностного подхода в преподавании истории в университете // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. 2015. № 4. С. 104-110.

8.     Васякин Б.С. Концепция управления инновациями в учебно-педагогической деятельности вуза // Предпринимательство. 2007. № 5. С. 112-114.

9.     Ивлева М.И. Университетская спиритуалистическая философия: концепция философского образования в трудах Е.А. Боброва // Социально-гуманитарные знания. 2014. № 8. С. 124-138.

10. Корнилова И.М. Особенности гуманитарного образования в современной России // Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 3. г.Санкт-Петербург, 2016. С.18-20.