Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕРЕГРИНАЛЬНЫЕ КУЛЬТЫ В ПАНТЕОНЕ РИМСКОЙ АРМИИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

Римляне с большим уважением относились к богам соседних и покорённых ими народов. Достаточно сказать, что у них существовал обряд evocatio deorum – заклинание богов, за счёт которого римский пантеон пополнялся новыми иноземными божествами.

Перегринальные божества находились в различных связях с традиционными богами греко-римского пантеона. Особенность этих связей зависела от длительности и степени романизации покоренных римлянами народов.

Так, кельтские божества Кампестер, Эпона, Сулевии были органично включены в состав римского пантеона и почитались совместно с богами римского пантеона. Например, посвящение группы ветеранов, уволенных со службы в 132-141 гг. Надпись состоит из двух частей. В первой части перечисляются божества, которые, по-видимому, покровительствовали воинам в период длительной и трудной службы: Юпитер Наилучший Высочайший, Юнона Регина, Минерва, Марс, Виктория, Геркулес, Фортуна, Меркурий, Салюта (Здоровье), Фелицитата (Счастье), Фатум (Судьба), Кампестер, Сильван, Аполлон, Диана, Эпона, Сулевии[4. VI. 31146].

Германские божества, как правило, присутствовали в качестве эпиклес высших богов римского пантеона.

Памятник Юпитеру Наилучшему Высочайшему Sucaello за здравие Гая Кальпурния Сеппиана на свои деньги поставил по обету XXII легион Primigeniae Piae Fidelis [5. 4615].

Юпитеру Tarano воздвигнуто посвящение Титом Элюпием Галерием, примипилом XX легиона Валерия Виктора [5. 4622].

Юпитеру Наилучшему Высочайшему Balmarodi воздвиг по обету посвящение центурион IV легиона Scythicae [5. 4328].

Юпитеру Arubiano и Beolaio сделал посвятительную надпись по обету охотно с радостью бенефициарий

консулярий II Италийского легиона Тулий Ювентий [5. 4853].

Одно посвящение от ветерана двух Августов Гая Гастилия Эмилиана направлено Юпитеру Tutelae[5.3069].

Анализ вотивных памятников перегринальным божествам в Балканских провинциях, проведенный Н. И. Соловьяновым,  показывает,  что  фракийские  культы  играли  значительную  роль  в  религиозной  жизни расквартированных там подразделений[3].

Наиболее популярным был культ бога – всадника (Heroi). Герой-всадник представлен в синкретичных связях с различными божествами: Юпитером, Аполлоном, Асклепием, Дианой, Сильваном, нимфами. Как уже отмечалось, большая часть из них поставлена воинами-фракийцами. Но некоторые дедиканты имели и чисто римские имена.[2]

12 из них обнаружены во Фракии. Все надписи выполнены на греческом языке. Семь – вырезаны на плитах с рельефом всадника или базах его статуэток. Имя и эпитеты бога либо отсутствовали, либо утрачены из-за плохой сохранности памятников. Эта же участь постигла и имена дедикантов. Сохранились лишь наименования занимавшихся ими должностей военного характера: 4 воина, 1 преторианец, 1 воин Адрианополиса и 1 стационарий. В посвящении некоего воина Артемидора (III в.) употреблен эпитет «всемогущий» На плите с рельефом всадника из Старой Загоры (ант. Августа Траяна), поставленной воином XI Клавдиева легиона Аврелием Валентом, посвятительная формула выглядит так: Θεο έπηκοώ μεγϊστω Αύλαρχήνω. В надписи на подобной же плите, найденной в окрестностях г. Карнобат, поставленной Аврелием Муцианом, воином- фракийцем, представлена та же формула, но без эпитета «великий» [7. II. № 778; III (1). №1336, 1539; III (2). № 1743, 1751, 1824, 2301; I. № 282].

Остальные 17 памятников открыты в Нижней Мезии. Пять из них сопровождаются надписями на греческом языке. Дедиканты имеют романизированные имена фракийского происхождения. В посвящении стационария Клавдия Юлиана бог имеет эпитет «поражающий». Все пять почитателей – простые воины [1. XLVII-XLVIII. № 109; 7. II. № 590, 750, 755, 855].

В трех из двенадцати латинских надписей на вотивных рельефах всадника сохранились лишь наименования военных должностей. Все дедиканты – простые воины[6. № 153, 179, 255]. В четырех – лишь должности и имена, которые указывают на фракийское или перегринальное происхождение почитателей. В трех имя бога начертано как Heroni, Hero, Eroni. Дедиканты: Аврелий Мукапайбес – воин, Аврелий Сурий – воин когорты и Публий Элий Феликс – ветеран. В посвящении воина алы Аврелия Пурура представлен, по-видимому, местный эпитет – Пирмерульский. В надписи на жертвеннике, который поставил богу-всаднику центурион XI Клавдиева легиона Аврелий Матур, Герой-всадник имеет эпитет «Сургетский». Пожалуй, это единственный дедикант, занимавший такую высокую должность в войсках. В то же время его имя дает основание считать центуриона фракийцем.

Очевидно, что, проникновение культа фракийского бога-всадника в нижнемезийские части римской армии связано в основном с присутствием в них воинов-фракийцев, а также, хотя и в гораздо меньшей степени, являлось результатом обращения воинов нефракийского происхождения к пользовавшемуся особым почтением в балканских провинциях, где они несли службу, божеству.

Кроме Героя-всадника в вотивных надписях воинов упоминаются еще три фракийских божества.

Два памятника поставлены в честь Зевса Сбелсурдского. Первый – от триерарха Перинтского флота и прокурора провинции Фракия (76 г.) Квинта Веттиния Басса. Если судить по имени и занимаемой должности, дедикант – римский гражданин по происхождению[6. № 781]. Второй – скальный рельеф Зевса Сбелсурдского, выполненный вексиляриями V Македонского легиона под командованием Юлия Вибия. Рельеф относится к III в.[6. № 235].

О характере культа Сбелсурда у фракийцев мы имеем весьма слабое представление. У древних авторов это имя не упоминается. По-видимому, это было локальное солярное божество. На это, по мнению исследователей, указывает входящий в его наименование корень «sbel», означающий в переводе «блистающий». В период римского владычества, как мы можем  видеть из приведенной выше надписи, культ Сбелсурда сливается с культом Зевса.

В другой надписи, вырезанной под рельефом Героя-всадника, упоминается Дердзис. Посвящение воздвигнуто от имени Элия Диогена, всадника, судя по имени, римского гражданина греческого происхождения. Памятник датируется III в.[6. № 66.]. О характере культа и функциях божества нам, к сожалению, ничего не известно.

И, наконец, билингва ветерана VII Клавдиева легиона, обнаруженная близ Филлипополя во Фракии. Дедикант Гай Муциний Лэт в 76 г. поставил жертвенник deo Μηδΰζει.[6. № 237]

По мнению издателей памятника, имя божества (Медюдзис) – фракийского происхождения. Однако в качестве родины ветерана указана Антиохия - сирийский город, расположенный на реке Оронт у подножья горы Дафна. Жертвенник обнаружен в святилище этого божества. Значение и функции божества не известны. Следует обратить внимание на то, что дедикант, видимо, не смог найти латинского эквивалента имени божества, поэтому в латинском тексте надписи имя бога дано в традиционной для фракийцев греческой транскрипции.

Таким образом, проникновение фракийских культов в среду воинов, несших службу в частях нижнедунайского лимеса, обусловливалось двумя факторами: с одной стороны, присутствием воинов-фракийцев в этих  частях и, с другой - обращением воинов нефракийского происхождения к  пользовавшимся особым почтением в местах их службы фракийским божествам.

 

Список литературы

1.      Геров Б. Романизмт между Дунава и Балкана. Ч. I. От Август до Хадриан // ГСУИФФ. Т. 45. Кн. 4. 1948/49.

92 с.; Ч. II. От Хадриан до Константин Велики // ГСУИФФ. Т. 47. С. 17–122. Т. 48. 1952/53. С. 307–415.

2.      Соловьянов Н.И. О культе бога-всадника на Балканах // Этногенез, ранняя этническая история и культура славян. М.: АН СССР. Ин-т славяноведения, 1985.

3.      Соловьянов Н.И. О культах римской армии в Нижней Мезии и Фракии в I-III вв. н. э. // Проблемы идеологии и культуры в раннеклассовых формациях. М.: МГПИ им. Ленина, 1986.

4.      Corpus Inscriptionum Latinarum consilio et auctoritate Academiae litterarum regiae Borussiae editum. Berolini.Vol. I–XVI. Ed. 2. 1893-1955.

5.      Desau H. Inscriptiones Latinae selectae. Berolini. Vol. I–IV. Ed. 2. 1954-1955.

6.      Kazarov G. Antike Denkmaler in Bulgarien // AA. XVII. 1927.

7.      Michailov G. Inscriptiones Graecae in Bulgaria repertae. Serdicae.