Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА МОЛОДОЙ СЕМЬИ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ (НА ПРИМЕРЕ МОНИТОРИНГА ОФИЦИАЛЬНЫХ САЙТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ)

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

В настоящее время актуальной задачей для российского общества является совершенствование системы социальной защиты семьи и детей, вследствие динамических процессов, происходящих в социуме, а также в связи с нарастанием в нем расслоения населения и негативных статусных изменений. На общем фоне, наблюдается и снижение жизненного потенциала современных российских семей, с постоянными тенденциями падения уровня психологического здоровья их членов, недостаточности воспитательных возможностей семей и пр.

Социальная защита семьи представляет собой многоуровневую систему мер государства по обеспечению минимальных социальных гарантий, прав и льгот нормально функционирующей семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации. В этой системе предусмотрены различные проекты и программы по созданию центров с многообразными профилями, направленными на оказание социальной помощи семье и детям, по формированию сети специализаций работников социальной сферы и т.д.

Немаловажная роль в социальной защите принадлежит самой семье: она включает укрепление взаимоотношений между поколениями; постоянное поддержание оптимального уровня психологического здоровья семьи; взаимодействие с организациями, социальными службами и пр.

В рамках исследования состояния системы социальной защиты молодой семьи, может использоваться такой метод как мониторинг. Под мониторингом авторы понимают совокупность постоянно повторяющихся исследований, цель которых состоит в научно-информационной помощи заинтересованным организациям в реализации социальных программ, соответствующих социокультурным характеристикам и особенностям массового сознания разных поколений населения[2].

Предложенная формулировка представляет интерес в контексте данной работы, поскольку мониторинг трактуется как средство реализации программ, нацеленных на социальную помощь различным социальным группам.

Цель проведения мониторинга в исследовании авторов – определение эффективности работы официальных сайтов административных учреждений, деятельность которых направлена  на реализацию программ помощи молодым семьям.

На территории Приморского края функционируют следующие учреждения, направленные на защиту и поддержку молодежи и молодой семьи: это Департамент по делам молодежи Приморского края, территориальные органы социальной защиты населения, отделения социального обслуживания населения в муниципальных округах, многофункциональные центры Приморского края. Однако официальные сайты, где семьи могли бы ознакомиться с предоставляемыми услугами и получить консультативную помощь, у этих учреждений отсутствуют, а  если и существуют,  то дают самую  общую информацию (она представлена на Порталах сети многофункциональных центров Приморского края, Приморского центра социального обслуживания населения, Департамента труда и социального развития Приморского края).

Данные, достаточные для проведения мониторинга, имеются на официальных страницах административных образований Приморского края. Так, на действующем и ежедневно обновляющемся сайте Администрации Приморского края, в разделе «Органы исполнительной власти», есть вкладка «Департамент по делам молодежи Приморского края». На данной странице представлена информация об обеспечении молодых семей жильем, а также о некоторых иных услугах, которыми могут воспользоваться молодые семьи.

На указанной странице сайта отражены основные положения, помогающие заинтересованным семьям ознакомиться с необходимой информацией для получения помощи. Эта страница включает в себя следующие позиции:

1.     Нормативно-правовые акты.

2.     Молодым семьям.

3.     Дополнительная социальная выплата при рождении ребенка

4.     Муниципальным образованиям.

5.     Отбор банков.

6.     Контакты специалистов муниципальных образований.

7.     Муниципальные программы.

В позиции «Нормативно-правовые акты» содержатся законы и программы по работе с молодой семьей.

Сноска «Молодым семьям» включает в себя приказы Департамента по делам молодежи об утверждении списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат и списков молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», изъявивших желание получить социальную выплату. Также сюда входят приказы об исключении молодых семей из списков претендентов на получение социальных выплат, приказы о включении молодых семей в список изъявивших желание получить дополнительную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья эконом-класса при рождении (усыновлении) ребенка, а также приказы об изменениях, вносимых в списки молодых семей из  списков претендентов на получение социальных выплат, и  об изменениях, вносимых в сводный список  молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Все документы, представленные на сайте, относятся к 2013-2015 гг. Кроме того, данная сноска освещает информацию о мерах по улучшению жилищных условий для молодых семей, а именно:

·       Информация о подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей".

·       Информация о получении социальной поддержки по ипотечным кредитам.

·       Информация о получении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

В ссылке «Дополнительная социальная выплата при рождении ребенка» заключены приказы Департамента по делам молодежи о включении молодой семьи в Список молодых семей, изъявивших желание получить дополнительную социальную выплату для приобретения (строительства) жилья эконом-класса при рождении (усыновлении) одного ребенка в 2014 году.

Далее следует сноска «Муниципальным образованиям», которая содержит в себе:

1.     Приказ Департамента по делам молодежи № 39/81 от 11.07.2014 года "Об утверждении формы Соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Приморского края на социальные выплаты молодым семьям для приобретения (строительства) жилья эконом- класса в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Приморского края" государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства Приморского края" на 2013-2017 годы.

2.     Приказ Департамента по делам молодежи № 39/86/1 от 12.09.2014 года "О внесении изменений в приказ департамента по делам молодежи Приморского края от 11.07.2014 № 39/81 "Об утверждении формы Соглашения о предоставлении субсидии из краевого бюджета бюджету муниципального образования Приморского края на социальные выплаты молодым семьям для приобретения (строительства) жилья эконом-класса в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей Приморского края" государственной программы Приморского края "Обеспечение доступным жильем и качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства Приморского края" на 2013-2017 годы".

3.     Проект Соглашения.

4.     Приложение к проекту Соглашения.

Пятым пунктом является «Отбор банков», в котором находится Пресс-релиз по результатам конкурсного отбора банков. Следующий пункт, «Контакты специалистов муниципальных образований», содержит контактные данные специалистов муниципальных образований Приморского края. И, наконец, последним пунктом являются «Муниципальные программы», где представлены административно-территориальные единицы Приморского края, реализующие программы в отношении молодых семей. Данные программы подробно изложены на официальных сайтах администраций муниципальных образований, которые будут рассмотрены далее.

В целом, изучив сайт Администрации Приморского края (адрес официального сайта Администрации Приморского края: http://primorsky.ru/, в разделе «Органы власти» находится необходимая ссылка на Департамент по делам молодежи Приморского края[8]), можно сделать вывод о том, что информация о социальной защите и поддержке молодых семей представлена довольно широко. Приказы и распоряжения соответствующей тематики находятся в открытом доступе, страница достаточно проста в использовании. При этом, некоторую трудность составляет поиск необходимой вкладки: не каждый пользователь знает, как найти на странице Администрации Департамент по делам молодежи Приморского края, а выбирая параметры поиска, не имеет точных сведений, что конкретно следует искать.

В поисковой системе Интернет также можно найти официальные страницы некоторых администраций муниципальных образований и изучить представленные нормативные документы, которые касаются оказания содействия и помощи молодым семьям.

В настоящее время Приморский край включает в себя 12 городских округов и 22 муниципальных района, на территории которых располагаются 29 городских поселений и 116 сельских поселений. Из них 21 муниципальное образование приняло Подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» (как часть федеральной программы «Жилище») и реализует политику по поддержке молодых семей Приморского края.

На сайтах г.Владивостока, Арсеньевского, Артемовского, Партизанского, Уссурийского городских округов, городского округа ЗАТО г.Фокино, городского округа Спасск-Дальний, Партизанского муниципального района существует возможность ознакомиться с Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей», которая была продлена до 2020 года, включая ход ее реализации, этапы проведения, основные мероприятия и затраты. Также можно получить информацию о требованиях, которые должны выполняться членами молодой семьи для получения соответствующей помощи, согласно данной программе. Сроки реализации Подпрограммы для каждого муниципального образования определены свои [2,3,4,5,6,9,10].

Размеры земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям, в аренду для индивидуального жилищного строительства на территории муниципальных образований, представлены в постановлениях, распоряжениях и муниципальных правовых актах г. Владивостока, Артемовского городского округа, Партизанского городского округа, городского округа Спасск-Дальний[2,4,5,9].

Сведения о предоставлении социальных выплат на улучшение жилищных условий гражданам, проживающим в сельской местности муниципального образования, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, изложены в постановлениях, распоряжениях и муниципальных правовых актах Артемовского городского округа, Партизанского городского округа, Партизанского муниципального района [2,4,6].

Мониторинг официальных сайтов административно-территориальных единиц Приморского края показал, что данные учреждения выполняют значимую роль в реализации информационной функции системы социальной защиты молодых семей. Именно на их сайтах освещается значимая информация для молодежи и молодых семей, тогда как органы, непосредственно осуществляющие социальную защиту, не обеспечены подобными электронными ресурсами и часто не имеют своих официальных страниц в сети Интернет.

На страницах муниципальных образований довольно подробно представлены нормативно-правовые документы по социальной защите и поддержке молодой семьи, к ним имеется свободный доступ. Недостатком выступает то, что некоторые из них необходимо скачивать на личный рабочий стол пользователя, а отдельные документы можно открыть только с помощью специальных программ. В силу того, что во многих муниципальных образованиях доступ к сети Интернет ограничен либо затруднен, ознакомиться с программами некоторым молодым семьям, возможно, не удается.

Постановления и распоряжения, которые расположены на официальных сайтах учреждений, прежде всего, содержат в себе информацию о жилищном обеспечении молодых семей. В основном в них представлена Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», которая реализуется в 21 муниципальном образовании Приморского края. Целью Подпрограммы является оказание поддержки в улучшении жилищных условий молодым семьям, признанным в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, нуждающимися в жилых помещениях.

Помимо самой программы, размещены также Приложения, в которых содержатся данные о затратах на программу, о жилищном (земельном) фонде, мероприятиях, проводимых в рамках программы. Также существует возможность ознакомиться с результатами реализации данной программы за календарный год.

Кроме того, на сайтах имеется возможность для заинтересованных лиц задать интересующий вопрос в электронной форме, ответ на который граждане получают через несколько дней. На официальной странице можно оставить и заявку на личное посещение специалиста, занимающегося вопросами молодежной политики, в дни приема граждан.

Следует отметить, что кроме проблем жилищной обеспеченности, молодая семья в процессе своей жизнедеятельности сталкивается с массой других проблем, которые требуют вмешательства и разрешения со стороны общества и государства. Однако остальные аспекты социальной защиты и поддержки молодой семьи представлены на сайтах отрывочно, либо вообще отсутствуют.

Таким образом, мониторинг официальных сайтов учреждений и социальных программ выступает как особая технология, позволяющая получать информацию о социальной помощи и поддержке, которая оказывается молодой семье, о компонентах этой системы, с целью оперативного оценивания и прогноза  возможных ее состояний и выработки коррекционно-упреждающих мер управленческого воздействия.

В концептуальном плане, мониторинг позволяет применить системный подход к анализу социальной защиты молодых семей, отражая все составляющие этого процесса. Он также открывает возможности прогнозирования тенденций развития молодой семьи в обществе и регионе, и разработки на этой основе научно обоснованных программ социального развития, социальной защиты и поддержки молодой семьи, что в современных кризисных условиях представляется особенно важным.

 

Список литературы

1.     Боровкова Т.И., Морев И.А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. –– Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. С. 76-77

2.     Администрация Партизанского городского округа. Официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.partizansk.org/

3.     Арсеньевский городской округ, официальный сайт [Электронный ресур]. – Режим доступа: http://ars.town/

4.     Артемовский городской округ. Официальный сайт артемовского городского округа [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.artemokrug.ru/

5.     Владивосток, официальный сайт администрации города [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vlc.ru/

6.     Официальный сайт     Администрации Партизанского муниципального района [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rayon.partizansky.ru/

7.     Официальный сайт Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primorsky.ru/

8.     Официальный      сайт     городского     округа     ЗАТО      г.      Фокино      [Электронный     ресурс].–     Режим доступа:http://adm.fokino-prim.ru/

9.     Официальный сайт городского округа Спасск-Дальний [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://spasskd.ru/

10. Уссурийский городской округ, официальный сайт администрации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adm-ussuriisk.ru/