Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕКРЕАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА (КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

В контексте социокультурных, экономических и политических трансформаций современного общества наблюдается повышение интереса к социологии пространства как отрасли исследований пространственной организации социальной жизни. Актуальность исследования проблем связанных с понятием рекреационного пространства, в настоящее время является высокой, особенно, если применить полученный теоретический опыт на проблеме рекреационного пространства регионов России, имеющих высокий потенциал, но низкий уровень развития туризма и рекреации. Результаты подобных исследований могут быть полезны при разработке программ и стратегий регионального развития и территориального планирования. Тем не менее, современные исследователи, в основном, уделяют внимание изучению рекреационного пространства города, а на региональном и национальном уровнях этот вопрос практически не исследуется.

Прежде, чем перейти к рассмотрению концепции рекреационного пространства, необходимо отметить, что современные исследования этого явления основываются на различных подходах к рассмотрению социального пространства. Остановимся на некоторых из них. Одним из первых социальное пространство как систему представил О. Конт. Он выстроил систему координат социального пространства по аналогии с пространством макромира. Три оси социального пространства показывают основные направления в расстановке человеческих отношений. Ось X характеризует состояние экономических отношений; ось Y представляет расположение элементов духовной жизни людей; ось Z — состояние морального духа человечества. Основная идея данного подхода: пространственное проявление социальной и индивидуальной жизни человека имеет ряд направлений, охватывающих многообразие социального движения.

По П. Бурдье, социальное пространство включает  четыре поля практик: экономической, социальной, культурной, политической. Борьба за социальное пространство, за власть над ним сосредотачивается вокруг соответствующих четырех ресурсов, «капиталов»: экономического, социального, культурного, политического или «символического».[3]

В концепции сетевого/информационного общества М. Кастельса «пространство нового общества построено на потоках капиталов, информации, технологий, организационных взаимодействий, образующих сеть».[4, 47] Социальное пространство, таким образом, надстраивается над физическим пространством мест.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что социальное пространство создается множеством повседневных индивидуальных или групповых практик. Содержание и направленность социальных действий обуславливаются объективными структурами. Выделяют следующие их типы.

Первый тип- это природные структуры или природные условия. Прежде всего, они оказывают влияние на экономическую сферу жизни. Природными условиями определяется структура расселения, развитие того или иного производства, специализация региона, области трудовой занятости и уровень жизни. Здесь отметим, что при анализе социального пространства важно учитывать экономические условия. Экономическое пространство можно охарактеризовать при помощи следующих показателей:

1.   плотность (численность населения, природные ресурсы на единицу площади и т.д.);

2.    размещение (показатели равномерности, дифференциации, концентрации, распределения населения и экономической деятельности);

3.    связанность (интенсивность связей между частями и элементами пространства, условия мобильности товаров, услуг, капитала и людей, определяемые развитием транспортных и коммуникационных сетей).[2, 9]

Следующим важным элементом являются материализованные социальные структуры. Это искусственная природа, созданная человеком. Элементы искусственной среды структурируют человеческую деятельность. Люди существуют, действуют, перемещаются в материальных лабиринтах, созданных до них. Например, вырубка леса, создание городов, заводов и т.д. Люди вынуждены, планируя свою деятельность, исходить из условий материализованных социальных структур.

Нематериальные социальные структуры также оказывают существенное влияние на действия людей. Сюда относят обычаи, традиции, религиозные нормы, законы, предписания социальных институтов и т.д. При этом, социальное пространство не имеет четких границ между структурами, они все взаимосвязаны между собой и образуют единую систему.

Теперь перейдем непосредственно к  рассмотрению рекреационного пространства. Рекреация, т.е. восстановление сил человека, осуществляется в определенном территориальном пространстве, включающем рекреационные объекты или без них, но способствующем восстановлению сил человека.

Целесообразно рассмотреть динамическую модель территориальной организации туристической деятельности Ж.М. Миосека. Эта модель основана на изучении складывающихся региональных систем рекреации, поведения туристов и местного населения в принимающих районах. По мере освоения усложняется структура рекреационного пространства, возрастает роль органов управления в обеспечении устойчивого развития территории по мере увеличения туристической нагрузки. Автор выделяет четыре стадии освоения рекреационного пространства. На первых двух территория осваивают туристы, которые не имеют сложившегося представления о ней. С появлением первых объектов рекреационной инфраструктуры растет популярность места, и рекреационное пространство начинает более активно использоваться. Из мест и предприятий отдыха формируется «расширяющееся поле» (вторая и третья стадии). На четвертой стадии происходит распределение и концентрация пунктов в отдельных областях поля. Таким образом формируются локализации, обладающие уникальными рекреационными ресурсами и транспортной доступностью. В результате район приобретает широкую известность, и именно она, а не природные и культурные достопримечательности привлекает посетителей. В целом, как отмечает ученый, у каждого человека есть собственное представление о рекреационном пространстве, которое в его сознании выглядит, как совокупность точек, соответствующих местам, пробуждающим определенные воспоминания. Характер освоения рекреационной территории определяется интенсивностью потоков посетителей, территориальной концентрацией, уровнем рекреационной освоенности, рекреационно-туристской специализацией и воздействием рекреационной деятельности на окружающую среду.

Большой вклад в исследование территориальных систем туризма и рекреации внес канадский географ Ж.О.Ж. Лундгрен. Он создал концептуальную модель туристского дестинационного пространства. Выделенные им признаки — «ступень взаимного туристского притяжения дестинаций» (отношение объема выездных туристских потоков к количеству прибывших туристов), географическое положение и привлекательность дестинации, уровень развития местной индустрии туризма — позволили разработать типологию мест назначения и выстроить их иерархический ряд, состоящий из четырех ступеней. Туристские потоки в виде радиусов расходятся из города, окруженного тремя кругами посещений — зоной однодневных поездок, зоной отдыха в выходные дни, одновременно являющейся дачной зоной, и зоной отдыха во время отпуска. Туристские потоки распределяются по территории неравномерно. Повышенная концентрация туристов отмечается, как правило, вблизи водных объектов и в горных районах». [7, 11]

Одним из ключевых моментов в данном подходе является концепция дестинации (популярный в отношении туризма объект). Она обладает привлекательностью благодаря наличию природных, исторических, культурных, познавательных и других объектов. Также неотъемлемой характеристикой дестинации является наличие соответствующей инфраструктуры. Это учреждения рекреации (гостиницы, дома отдыха, туристические базы и т.д.) и обслуживающие предприятия (транспортная инфраструктура, предприятия общественного питания, производства сувенирной продукции и т.д.). На территории дестинации развитие индустрии туризма и рекреации является приоритетным по сравнению с остальными отраслями экономики.

В работе Сербиновского Б.Ю. рассмотрены экономические аспекты развития сферы туризма и рекреации в регионе. Автор подчеркивает, что «на протяжении длительного жизненного цикла объектов туризма и рекреации периодически создаются и реализуются преимущественно два вида проектов:

-   маркетинговые проекты, продвигающие туристический продукт на рынок;

-      инженерные проекты, с использованием которых туристические объекты и продукты создают, преобразовывают, реставрируют, поддерживают и т.п.»[5, 9]. При реализации такого рода проектов, повышается привлекательность дестинаций, улучшаются условия экономического и социального пространств. В результате мультипликативного эффекта улучшается качество жизни населения и показатели социального самочувствия.

Структурно-функциональный анализ является одним из главных методов исследования территориальной структуры рекреационной деятельности. Такой подход позволяет раскрыть особенности территориальной организации рекреационной деятельности на различных стадиях развития территории и освоения рекреационного пространства. Рекреационное пространство можно представить как структуру, состоящую из нескольких пространств: природное, культурно-историческое, оздоровительное, сервисное этническое и событийное.

В настоящее время наблюдается тенденция к значительному изменению роли рекреационной деятельности в повседневных практиках людей. Возрастает значимость символического потребления (демонстративного, модного, статусного, рационально-показного) рекреационного пространства, причем такое потребление служит не только для подтверждения своего статуса, но и для его конструирования. Наблюдается перенос внимания от собственно реальности наблюдаемых объектов к различным конструируемым интерпретациям пространства. Причем образы, возникающие у местных жителей и туристов зачастую различны, и даже диаметрально противоположны. «В процессе познания образ реальности (конструируемая социальная реальность) сравнивается с социальной действительностью и в образ вносятся коррективы»[6, 217]. В таком контексте рекреационную деятельность можно рассматривать как универсальный фактор конструирования социального пространства и катализатор новых тенденций совершенствования его структурной организации.

Разновидностью целенаправленного конструирования рекреационного пространства извне является территориальный брендинг. Как отмечает Е.Ю. Баженова, «бренд территории — это гармоничное сочетание социально-культурной среды региона, его инфраструктуры, административного управления и бизнеса, инвестиционной привлекательности, культуры, памятников истории, привлекающих туристические потоки».[1, 123] На наш взгляд, изучение механизмов конструирования рекреационного пространства посредствам создания бренда территории является перспективным направлением региональных исследований.

Подводя итог, отметим, что в современной науке существует множество теорий и концепций, касающихся тех или иных аспектов социального и рекреационного пространства. Это создает поле для новых междисциплинарных исследований в этой области.

 

Список литературы

1.     Баженова Е.Ю. Бренд территории: содержание, модели формирования, практика конструирования в российских регионах // Terra Economicus. 2013. Т. 11. № 3-2. С. 120-125.

2.     Белоусов В.М., Баженова Е.Ю., Голева Г.А., Губнелова Н.З., Дайкер А.О., Жук А.А., Зотова Т.А., Иванов Г.И., Нарежная Ю.А., Чернов С.А. Гуманитарно-экономические закономерности модернизации регионального развития: Монография / Отв. ред. В.М. Белоусов -М.: Ростов-на-Дону, 2011.

3.     Бурдье П. Социология социального пространства / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. — М.: Институт экспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 2005.

4.     Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000.- 608 с.

5.     Сербиновский Б.Ю., Сербиновская А.А., Шевченко А.А. Проблемы и перспективы развития туризма в России, Ростовской области и Краснодарском крае. Часть 2 // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. 2012. № 77. С. 820-829.

6.     Хачецуков З.М. Социальный комфорт в контексте трансформационных процессов в структуре современной российской повседневности // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 2 (29). С. 214-219.

7.     Lundgren J.O.J. The tourist frontier of Nouveau Quebec: function and regional linkages//Tourist Review. 1982.V.37.No 2.