Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТВОРЧЕСКИЕ СВЯЗИ И ГАСТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ КАРЕЛИИ В ПЕРИОД ХРУЩЕВСКОЙ «ОТТЕПЕЛИ»

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

В период хрущевской «оттепели» театральная жизнь Карелии находилась на подъеме. В республике для взрослого населения работало два профессиональных театра. В 1956 г. на базе Театра русской драмы был создан многопрофильный     Музыкально-драматический   театр.    Важный    период    в     жизни     переживал    Финский драматический театр республики.

Вторая половина 1950-х гг. отмечена преодолением замкнутости и инертности творческой жизни Советского Союза. Это нашло отражение в оживлении гастрольной деятельности театральных коллективов, расширении ее географии и активизации творческих контактов в театральной среде. Если в 1930-е гг. театры республики имели творческие связи только с ленинградскими коллективами, то с начала 1950-х гг. Музыкально- драматический и Финский драматически театры гастролировали по Советскому Союзу и приглашали на свои сцены театры из разных регионов страны [6, 249; 15, 246].

«Гастроли – это всегда новые эмоции, «свежая кровь» для театра, новые впечатления от нового зрителя. Это, как открыть форточку в душной комнате», - делился своими ощущениями от гастрольных поездок солист петрозаводского Музыкально-драматического театра Д.С. Утикеев [12]. Обмен опытом между театрами СССР стал общей тенденцией развития театральной жизни страны периода хрущевской «оттепели» [14, 204].

С середины 1950-х гг. ежегодно стали проводиться театральные фестивали. Так, в 1956 г. в Риге проходила Первая Прибалтийская театральная весна. В ней принимал участие Финский драматический театр с постановкой по пьесе Х. Вуолийоки «Люди с Дангора». После этого начались двухмесячные гастроли театра в Эстонии [37, 42]. Одна из ведущих артисток Финского драматического театра Е.П. Корнилова обратила внимание на то, что у театра были крепкие творческие связи именно с эстонскими театрами, поскольку «они были близки ему по духу» [11].

Финский драматический театр был ориентирован на сохранение финноязычной культуры Карелии, поэтому все его постановки шли на финском языке с дикторским переводом на русский. Театр имел свой оригинальный репертуар. Он был популярен даже среди русскоговорящего населения КАССР [40, 331-333]. С неизменным успехом во второй половине 1950-х гг. проходили спектакли Финского драматического театра на сценах СССР, а со второй половины 1960-х гг. и в соседней Финляндии [9, 16].

До успешного выступления на Декаде карельского искусства и литературы, проходившей в Москве в 1959 г., молодой Музыкально-драматический театр был частым гостем только в северо-западном регионе РСФСР [8, 88]. С начала 1960-х гг. театр гастролировал уже в Рязани, Туле, Куйбышеве, Ярославле, Горьком, Казани и других городах[1; 2; 3; 4; 5; 35].

В 1963 г. Музыкально-драматический театр «удостоился чести» выступать на Кремлевской сцене в Москве. Творческий коллектив показал столичному зрителю балеты «Сампо» и «Тропою грома», оперу «Дочь Кубы». Для театральных критиков и зрителя стал «очевиден значительный рост» театра края [39, 5].

Особые отношения сложились у музыкальной труппы Музыкально-драматического театра с ленинградским зрителем. Сцены Дворцов культуры Ленинграда стали для неѐ постоянной гастрольной площадкой. «Здесь был свой зритель,… который приходил именно на наши спектакли», - вспоминала балерина Н.В. Гальцина [8, 88].

Близость Карелии к Ленинграду определяла и значительное его влияние на культурную жизнь республики. Представители творческой среды северной столицы помогали в проведении культурных преобразований в Карелии, передавали свой опыт путем подготовки кадров местной творческой интеллигенции в вузах Ленинграда [6, 14].

Театры Карелии следили за репертуаром столичных театров, а иногда копировали его. Если спектакль успешно шел в Москве или Ленинграде, его почти всегда мог увидеть зритель Карелии в исполнении артистов республики. Уровень театральной жизни Карелии в период «оттепели» был достаточно высоким. Так, в 1963 г. на собрании коллектива Финского драматического театра карельский писатель У. Викстрем обратил внимание на то, что, по признанию зрителей и критиков, спектакль по пьесе С.А. Алешина «Все остается людям» шел в национальном театре Петрозаводска лучше, чем в Академическом театре драмы им. А.С. Пушкина в Ленинграде [32].

С 1950-х гг. карельские театры стали приглашать на отдельные постановки режиссеров из других театров Советского Союза. «Такое театральное общение обогащало и актеров, и репертуар» [38, 88]. Новые методы работы, новый почерк приглашенных режиссеров всегда шли на пользу театру. Так, первый балет Музыкально- драматического театра – балет П. Гертеля «Соперницы»- ставил балетмейстер из Москвы Н. Холфин. С 1958 г. главным балетмейстером театра стал И.В. Смирнов, выпускник ГИСИСа, работавший до этого в театре Ташкента [8, 66-67].

С начала 1960-х гг., когда расширились и укрепились творческие связи между театральными коллективами СССР, Петрозаводск стал популярным местом гастролей для театров северных и центральных районов Советского Союза. В республике с успехом проходили спектакли Архангельского драматического театра им. М.В.  Ломоносова  (1960  г.),  Рязанского  областного  театра  драмы  (1961  и  1963  гг.),  Ленинградского Академического театра драмы им. А.С. Пушкина (1962 г.), Николаевского музыкально-драматического украинского театра (1963 г.) и Рыбинского театра (1964 г.) [16; 17; 18; 19; 20; 22; 23; 24; 25; 26; 27; 28; 29; 30; 31].

С середины 1950-х гг. после смягчения режима внутри страны и «потепления» в международной политике начали налаживаться культурные связи СССР с западными странами [10, 127]. Актеры Советского Союза занимали среди других профессиональных групп творческой интеллигенции особое положение. В 1950-е гг. практически только театральные коллективы имели возможность работать за границей [13, 67]. Театры Советского Союза стали налаживать и развивать контакты с иностранными коллегами [14, 6].

Вторая половина 1950-х гг. в культурной жизни Карелии отмечена началом творческого сотрудничества с Финляндией. На отчетно-выборном собрании в Финском драматическом театре в октябре 1956 г. одна из начинающих актрис рассказал о том, что, работая летом переводчицей, смогла пообщаться с финскими туристами. Артистка отметила, что «разные слои финнов просят прислать в Финляндию наш театр». Оказалось, что в соседней стране слушали трансляции радио-спектаклей Финского драматического театра из Петрозаводска. Финская публика полюбила театр и хотела не только слышать его постановки, но и увидеть [33].

В 1957 г. с Петрозаводска началось гастрольное турне по Советскому Союзу двух солистов национального оперного театра Финляндии Линзы Линко и Йормы Хеттунена. Концерты финских певцов пользовались в столице Карелии большим успехом [21].

В 1962 г. артисты Музыкально-драматического театра представляли карельское искусство на VIII Всемирном фестивале молодежи в Финляндии. Они привезли в Хельсинки пять карельских и финских танцев, в том числе свой знаменитый после Декады  карельского искусства и литературы в Москве танец с ложками, хореографическую картину «Стелла» и композицию «Память о Хиросиме». Особенно живой отклик у финских зрителей получил балет «Сампо» [34; 7, 148].

Как отмечали сами актеры, финны первоначально встретили гостей холодно и настороженно. Но мастерство артистов «завоевало их сердца» [34]. На спектакли театров билеты продавались очень быстро. В газетах славили артистов балета (С. Губину, В. Мельникова, Ю. Сидорова, Е. Павлову, С. Степанову), восторгались «насквозь танцевальной музыкой» Г. Синисало. Во время выступления балетной труппы Музыкально-драматического театра одна из финских газет писала: «Петрозаводский балет, впервые выступивший в Финляндии, преподнес приятный сюрприз, показав, что в Советском Союзе балет высокого класса имеется не только в таких крупнейших художественных центрах, как Москва и Ленинград, но и в других местах» [36, 66].

Коллектив Музыкально-драматического театра привез из Хельсинки множество восторженных отзывов иностранных зрителей о совершенстве творческих работ и актерского исполнения в карельском театре. Зрители отмечали, что традиции российского дореволюционного балета продолжались в балете советском [34].

Хрущевская «оттепель» в творческой жизни СССР представляется, безусловно, явлением противоречивым и сложным. Но архивные источники, периодическая печать, воспоминания актеров и деятелей культуры Карелии позволяют утверждать, что вторая половина 1950-х – начало 1960-х гг. было временем оживления творческих контактов в театральной среде края. Активная гастрольная деятельность Финского драматического театра по регионам СССР, Музыкально-драматического театра по Советскому Союзу и выступление в Финляндии, приглашение актеров и режиссеров из других советских театров, гастроли театральных коллективов страны в Петрозаводске сделали театральную жизнь республики более насыщенной и интересной. Это позволило карельским актерам профессионально расти, а карельскому театральному искусству занять достойное место в культурной жизни СССР.

 

Список литературы

1.     Архив Музыкально-драматического театра. Д. 1/17. Л. 59.

2.     Архив Музыкально-драматического театра. Д. 1/28. Л. 51-52.

3.     Архив Музыкально-драматического театра. Д. 1/33. Л. 17.

4.     Архив Музыкально-драматического театра. Д. 2/33а. Л. 130.

5.     Архив Музыкально-драматического театра. Д. 3/35. Л. 240-241.

6.     Афанасьева А.И. Культурные преобразования в Советской Карелии. 1928-1940 гг. Петрозаводск: Карелия, 1989.

7.     Вавулинская Л.И. Музыкальное искусство в Карелии в 1950-1960-е гг.: Диалог культур // «Свое» и «чужое» в культуре народов Европейского Севера. Материалы IV международной научной конференции. Петрозаводск, 2003. С. 148-151

8.     Гальцина Н.В. Стоит жить. О жизни и творчестве С.П. Звездина. Петрозаводск, 2004.

9.     Государственный Ордена Дружбы народов Финский драматический театр. Петрозаводск, 1984.

10. Записка отдела культуры ЦК КПСС. 18 ноября 1958 г. // Идеологические комиссии ЦК КПСС. 1958-1964 гг. Документы. М.: РОССПЭН, 1998. С. 118-131.

11. Запись беседы с Е.П. Корниловой, сделанная автором 22. 02. 2005 г.

12. Запись беседы с Э.А. и Д.С. Утикеевыми, сделанная автором 28. 09. 2004 г.

13. Зезина М.Р. Советская художественная интеллигенция и власть в 1950-1960-е годы. М.: Диалог-МГУ, 1999.

14. История русского советского драматического театра. 1945-1980 гг. М.: Просвещение, 1987. Т. 2.

15. Карелы Карельской АССР. Петрозаводск: Карелия, 1983. 16. Комсомолец. 1963. 13. 06.

17. Комсомолец. 1964. 25. 07.

18. Комсомолец. 1964. 18. 07.

19. Комсомолец. 1960. 11. 08.

20. Крылов В.П. Советская проза на советской сцене. Заметки о спектаклях драматических театров // Север. 1983. № 7. С. 98-105.

21. Ленинская правда. 1957. 21. 03.

22. Ленинская правда. 1960. 26. 07.

23. Ленинская правда. 1961. 06. 06.

24. Ленинская правда. 1961. 08. 06.

25. Ленинская правда. 1962. 30. 06.

26. Ленинская правда. 1962. 17. 07.

27. Ленинская правда. 1963. 15. 06.

28. Ленинская правда. 1963. 02. 07.

29. Ленинская правда. 1963. 07. 07.

30. Ленинская правда. 1963. 12. 07.

31. Ленинская правда. 1963. 17. 07.

32. Национальный архив Республики Карелия (НА РК). Ф. Р-243 (Фонд С.В. Колосенка). Оп. 1. Д. 77. Л. 19.

33. НА РК. Ф. П-447 (Фонд партийной организации Финского драматического театра). Оп. 1. Д. 13. Л. 33.

34. НА РК. Ф. Р-1627 (Фонд Государственного Музыкально-драматического театра). Оп. 3. Д. 5/59. Л. 20. 35. НА РК. Ф. Р-1627. Оп. 3. Д. 8/89. Л. 2.

36. Смирнов И.В. Танцует Карелия. Заметки и размышления балетмейстера. Петрозаводск: Карелия, 1981.

37. Стюф В.И. Государственный Финский драматический театр Карельской АССР. Петрозаводск, 1959.

38. Туорила С.А На жизненном пути. Воспоминания. Петрозаводск: Карелия, 1981.

39. Фалькович Е. Северяне // театральная жизнь. 1963.№ 7. С. 5-6.

40. Шорохова И.В. Развитие финноязычной культуры в Карелии во второй половине 1950-х – первой половине 1960-х гг. (на примере работы Финского драматического театра и журнала «Punalippu») // Финляндия и Россия: образы общего прошлого/ Finland and Russia: Imeges of the Shared Past: Сборник научных статей. Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014. С. 330-342.