Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

"ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ" РАБОТА ГУБЕРНСКОГО СТАТИСТИЧЕСКОГО КОМИТЕТА

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
26 марта 2016г.

Обязанностью губернского статистического комитета было составление в установленные сроки различных статистических таблиц для нужд Центрального Статистического Комитета1, а так же для Всеподданнейших отчётов губернаторов статистических ведомостей по которым можно иметь всегда самые точные и по возможности подробные сведения о состоянии губернии во всех отношениях.2

Порядок собирания и обработки статистических сведений, как в статистическом комитете министерства, так и в губерниях были определены Статкомитетом МВД в 1853 году.  В данной его высокопревосходительством г. министром Внутренних дел статистическому комитету инструкции, между прочим, изъяснено:

1.     В статистическом комитете сосредотачиваются статистические данные по МВД. Для сего комитет, получая из департаментов сведения касающиеся до предметов их управления приступает к извлечению и обработке тех только данных, которые не подлежат исключительно ни одному департаменту. Равным образом комитет получает по  сношению г. Министра все необходимые сведения из других министерств и главных управлений.

2.   Комитет собирает и содержит в исправности числовые данные статистических предметов.

 1 Полное Собрание законов. Т. 9. Отделение 2. №7684.

2 РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 193. Л.4.

3.    Комитет обязан сообразно имеющимся материалам определить программу и порядок работ составить формы для срочных отчётов и донесений по этой части указать самый способ собирания сведений, сделать соображения должны ли на будущее время оставаться ГСК и если должны то каким образом учредить их работы и какое дать им устройство.3

Цель собирания и обработки комитетом статистических предметов должна состоять в том чтобы содержать возможно полные и достоверные данные о современном состоянии каждой части подлежащей действию правительства по ведомству МВД. Данные эти должны быть во всегдашней готовности во 1-х для соображения при разных мероприятиях по общим или частным видам правительства во 2-х для усмотрения не требует ли какая либо часть вообще или в какой либо местности особенно, распоряжений к изменению расширению или ограничению. По этому комитет служа местом соединения сведений о предметах входящих прямо или косвенно в круг ведомства МВД должен заниматься собиранием об этих предметах подробностей в таком виде и в такой степени в каких они могут служить полезным пополнение каждого предмета как например министерству принадлежат меры к пресечению самоуправства в правах личных и по имуществу, а так же и других преступлений должны поступать сведения в департамент полиции Исполнительной.4 Губернские статистические комитеты ежегодно были обязаны заполнять 77 таблиц. Однако недостаточность материальных средств5 и слабость личного состава статистических комитетов6 сыграли большую роль на качестве предоставляемых данных. Сроки предоставления, а так же порядок заполнения статистических таблиц не соблюдались. Например, в отчёте Орловского ГСК за 1854 имелись некоторые неточности. В частности, в таблице 2 пространство всех земель значительно превышает показанную в 1 таблице величину площади Орловской губернии. В 18 таблице не видно, отчего в общем итоге мужского пола 113433 души, тогда как в частных итогах считается государственных крестьян 113417 и крестьян войсковых обывателей 24 всего 113441. В 63 таблице не видно, почему не означено количество вёдер изготовленного на заводе пива. В 67 таблице не сделано согласно с нормою объяснения сколько в каждом городе лавок занято какими товарами. Более того по ведомостям № 23 о числе сельских вольных людей.

№ 31 о числе инородцев, №32 о наличном населении евреев, №33 о кочующих жителях не представлено было и вовсе.7

Как показали последующие 3 года, собирание необходимых для правительства сведений по означенным формам вовсе не достигло своей цели. Хотя затребованные сведения и получены были за 1854 гг., 1855 гг. и 1856 гг., изо всех почти губерний, но статкомитет министерства не имел никакой возможности сделать из оных общих выводов не только по всем, но даже по главнейшим статистическим предметам заключающимся в упомянутых формах. Неясность и сбивчивость таблиц полученных из большей частью губерний по многим даже неверность в простом подведении итогов и видимая небрежность в сообщении первоначальных данных местными городскими и земскими полициями и сверх того несвоевременность и неодновременность присылки разными губернскими комитетами составленных ими работ вовлекли статистический комитет министерства с первого же года 1854 в обременительную переписку с губернскими комитетами, по предмету исправления и пополнения доставленных ими таблиц. Переписка эта не привела до сих пор к желаемому результату общей поверки всех данных и за упомянутый 1854г, а потому цель министерства получить свод положительных статистических данных хотя по главнейшим предметам управления по всей империи, не была достигнута. Более того, статистический комитет министерства и должен был прийти к заключению, что самые формы им разосланные по многосложности их, слишком затрудняют губернские комитеты в собирании данных и имея ввиду облегчить до крайней возможности работу губернских комитетов, статистический комитет составил и представил мне новые формы для собрания и обработки статистических предметов губернскими комитетами, по упрощённой и весьма сокращённой программе сравнительно с тою которая служила основанием для формам разосланным в 1854г. .... новые формы в числе 13 таблиц, препровождаю оные у сего к вашему превосходительству с пояснительною запискою.......из пояснительной записки....из прежних 77 таблиц, 60 отменены на нынешний год вовсе, а остальные 17 сокращены, через соответствующее изменение их до 13.8 Таким образом, циркуляр МВД от 12 декабря 1857 года сократил количество заполняемых таблиц  до 13 и  означив  срок предоставления данных до 1  марта. Однако в срок  назначенный для представления начальниками губернии всеподданнейших отчётов о состоянии вверенных им губерний, начальники нескольких губерний вошли ныне ко мне9 с представлениями о затруднительности доставить сведения в назначенный срок по позднему получению упомянутых выше форм. принимая во внимание что рассылка этих форм действительно замедлилась при отпечатании их в весьма значительном количестве я признал возможным на этот раз отсрочить на два месяца представление статистических сведений требуемых упомянутым мною циркуляром. Эту отсрочку я считаю вполне достаточной  .....и прошу покорнейше ваше превосходительство сделать зависящее от вас распоряжение, чтобы статистические сведения за 1857г по вверенной вам губернии, составленные по указанным правилам и формам были отправлены в министерство не позже 1 мая текущего года. Исключение это делается только на настоящий год.10 Но, несмотря на эту отсрочку и на весьма значительное сокращение работ ГСК,.....статистические сведения отправлены были не позже 1 мая только из 26 губерний, одного военного губернаторства и 3 градоначальств, а именно из: Архангельской, Астраханской, Виленской, Воронежской, Вятской, Гродненской, Калужской, Костромской, Курляндской, Московской, Нижегородской, Оренбургской, Орловской, Пензенской, Подольской, Полтавской, Псковской , Саратовской, Симбирской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Херсонской, Эстляндской, Якутской и Ярославской, Кронштадского военного губернаторства и градоначальств Керченского, Кяхтинского и Одесского. Из большей части остальных губерний статистические сведения отправлены позже  назначенного срока, а из некоторых сибирских и Екатеринославской губернии не получены в министерстве и по настоящее время. .....Было предложено статистические сведения по губерниям за 1858 г. обработать в соответствии с циркуляром от 12 дек 1857 г. но таблицы под номерами 6 - о числе населённых местностей перенести на следующий год, а под номером 9-о посеве и сборе хлеба и картофеля отменить так как «требуемые оною сведения сосредотачиваются ежегодно в хозяйственном департаменте вверенного мне департамента», более того для большего удобства к собранию всех необходимых сведений тщательной их поверке и обработке таблиц я признаю возможным назначить сроком отправки этих таблиц из канцелярий начальников губерний 1 мая, вместо прежде назначенного срока, приходившегося на 1 марта.11

Все эти сложности в собирании и предоставлении статистических данных в ЦСК всё острее поднимали вопрос о реформировании системы статистических органов и подготовили почву для «Положения 1860 и 1864 года».

3 РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 193. Л. 1.

4 РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 193. Л.2.

5   См. Полное Собрание законов. Т. 9. Отделение 2. №7684.; Комарова И. И. Научно-историческая деятельность статистических комитетов // Археографический ежегодник за 1986 год. М .: Наука, 1987 . С . 85–86.; Скопа В . А . История Томского губернского статистического комитета как центра региональной статистики в XIX веке // Вестн . Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University). 2007. Вып. 3. С. 125–126.

6 См. Захарова И. М. Олонецкий губернский статистический комитет: этапы становления (1834–1917) // Информ. бюл. ассоциации «История и компьютер» . 2002 . № 30 . С . 69–71

7 РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 243. Л. 1., Л. 3.

8 РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 291. Л.16-16 об.

   9 Прим. Ланской Сергей Степанович.

10 РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 291. Л. 75,79,81,82,86.

11 РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 291. Л. Об. 217, 218.

Список литературы

1.      Полное Собрание законов. Т. 9. Отделение 2. №7684.

2. РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 193.

3.      Комарова И. И. Научно-историческая деятельность статистических комитетов // Археографический ежегодник за 1986 год. М .: Наука, 1987 . С . 85–86

4.      Скопа В.А. История Томского губернского статистического комитета как центра региональной статистики в XIX веке // Вестн . Томского гос . пед . ун-та (Tomsk State Pedagogical University) . 2007. Вып . 3. С . 125– 126

5. РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 243.

6. РГИА Ф. 1290. Оп. 1. Д. 291.