Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ РОССИЙСКИХ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2017г.

Предпосылками  к  возникновению  такого  важного  аспекта  деятельности  страховщика,  как информационное обеспечение бизнеса, являются, прежде всего, необходимость работы с большим объемом данных и высоким уровнем зависимости от качества информации. Кроме того, страховое дело можно назвать самой математически насыщенной сферой экономической деятельности, так как оно работает с объективными событиями, наступление которых может быть предсказано на основании теории вероятностей и действии закона больших чисел. То есть, влияние субъективных факторов менее значительно, следовательно, математизация процессов является максимально эффективной и несет в себе большие возможности для развития бизнеса. На данном этапе развития страхования, в условиях достижения высокого уровня мастерства страховщика, постепенного исчерпания резервов роста конкурентоспособности за счет профессионализма кадров, акцент смещается в сторону оснащения информационными технологиями. Именно от уровня развития информационных систем компании зависит сегодня скорость и корректность обработки больших потоков информации, а значит, и качество обслуживания клиентов.

Так как современный потребитель страховых услуг становится все более осведомленным в информационных технологиях, он выдвигает соответствующие требования к работе страховщика. Несмотря на усиление внимания российских страховщиков к автоматизации, имеющее место в последние годы, в целом, в сравнении с ситуацией в развитых странах, внедрение технологического обеспечения остается на более низком уровне. Опрос, проведенный международной компанией, специализирующейся в области управленческого консалтинга, «Accenture», показал: около 91% аналитиков страховой отрасли убеждены, что применение информационных технологий является особенно важным для деятельности страховых компаний. При этом более половины из них оценивают текущий уровень применяемых страховщиками технологий, как “низкий” или “нуждающийся в улучшении”.[1] В России значение  цифровых и информационных технологий в страховой отрасли выросло за последние годы. Цифровые технологии получили широкое распространение как средства коммуникации с клиентом для напоминания о пролонгации договора, предоставлении информации о статусе убытка или предложении продукта. Однако в продажах и дистрибуции страховых услуг применение цифровых технологий до сих пор ограничено.

Отмечается также высокий процент страховых компаний (около 89%), которые не опираются на опыт предыдущих контактов при предложении потребителям новых товаров или услуг в режиме онлайн. Сегодня только около 1% страховщиков предлагает скидки, специальные приложения или поддержку клиента на своей странице в Интернет в режиме реального времени.[2] Это говорит о необходимости автоматизации в сцепке с эффективными технологиями цифрового маркетинга, так как ориентация на удовлетворение запросов потребителей также является существенной частью неценовой конкуренции.

Отражением тенденции ориентации на потребителя является повышение интереса страховщиков к CRM-системам. Данный тип программного обеспечения позволяет оптимизировать стратегию взаимодействия с клиентами. Ярким примером на российском рынке является продукт Microsoft Dynamics CRM, который обеспечивает страховщика такими инструментами, как профили клиентов и сводку по продуктам, используемых клиентом, управление рекламными кампаниями, общая база данных и организация их анализа. Также российские страховщики применяют такие CRM-системы, как WinPeakCRM, решения для страховых фирм AdInsure и LIFEBox от группы Adacta, TOPS Consulting для страховых компаний, BPMonline Insurance и  другие[3]. CRM-системы позволяют  обеспечить круглосуточную бесперебойную обработку запросов клиентов.

Продолжением тенденции ориентации на потребности клиента страховой компании является развитие Интернет-страхования. Взаимодействие между страховщиком и клиентами также происходит круглосуточно, а скорость подготовки необходимой документации привлекает к осуществлению страхования через Интернет 70% от общего числа страхователей на передовом британском рынке. На российском   рынке   онлайн-страхование   предоставляет   «Ингосстрах»,   «Ренессанс   страхование», «УРАЛСИБ» и др. В режиме онлайн возможно осуществить следующие операции: заключение договора в электронной форме, расчет взносов с помощью инструмента «калькулятор», взнос страховых премий, получение консультации в режиме онлайн от специалиста, сообщение о наступлении страхового случая.

Несмотря на развитие в России описанных выше передовых форм информационного обеспечения, их применение недостаточно широко развито на данный момент. Изучение структуры российского рынка страховых автоматизированных информационных систем приводит к выводу, что наибольший сегмент составляют так называемые КИС – корпоративные информационные системы, которые решают задачу автоматизации основных бизнес-процессов страховой компании, в первую очередь, осуществляют своевременную регистрацию информации и ее анализ. Самый популярный из таких продуктов и лидер российского рынка – это программный продукт «1 С» (43,4% рынка[4]). Назначением конфигурации "1С:Управление страховой компанией" является ведение бухгалтерского и налогового учета, подготовка регламентированной отчетности, комплексная автоматизация управления бизнесом страховых компаний. Сходные задачи решает разработчик «Парус», также активно используемый страховыми компаниями (8,8 % рынка[5]). Стоит отметить, что вопрос импортозамещения программных решений особенно остро звучит для российских страховщиков, так как отечественный страховой рынок значительно отличается от рынков стран-производителей программного обеспечения, и существенность его особенностей не позволяет применять готовый продукт без его переработки. Такая доработка и разработка своего собственного обеспечения, специализированного и отвечающего нуждам конкретного страховщика, доступна крупным российским компаниям.

Чтобы систематизировать и сравнить информационные системы российских страховых компаний, была составлена таблица, в которой отражены некоторые характеристики программных продуктов.


Таблица  

Сравнение информационных систем российских страховщиков


Название

Заявленные преимущества

Недостатки

Примеры компаний,

использующих систему

"1С: Управление

страховой компанией"

Доступность, простота

освоения, ведение отчетности

Отсутствие

клиенто- ориентирован-ности

"РегионГарант", "ЭРГО Русь",

"НАСКО", «СиВ Лайф»

"Парус-

Повышение общей

Отсутствие

АльфаСтрахование,

Страхование"

эффективности, гарантия

клиенто-

ГУТА-Страхование,

безопасности, удобство

ориентирован-ности

страховое общество

актуарных расчетов

"Сургутнефтегаз"

Microsoft

Dynamics CRM

Эффективные отношения с

клиентами, импорт данных из соцсетей, возможность организации работы в облаке, управление с помощью

Низкая доступность,

ориентация на крупный бизнес

«Грандис», «Axiom Inre»,

Страховой дом ВСК

Название

Заявленные преимущества

Недостатки

Примеры компаний,

использующих систему

мобильных устройств

AdInsure

Эффективный маркетинг,

доступ к клиенту, отслеживание связанных с ним мероприятий, удержание клиента

Сложность

внедрения, издержки на обучение персонала

Страховой дом ВСК, ВТБ,

Exiar, Valeant

Собственная IT-

разработка компании "Ингосстрах"

Виртуализация баз данных

(технология Delphix, ускорение тестирования модернизаций), электронный документооборот, система потокового сканирования и распознавания

Уникальность,

невозможность внедрения для задач другого бизнеса

«Ингосстрах»

 

Таким образом, выбор информационного обеспечения конкретной страховой компании зависит, прежде всего, от масштабов бизнеса. Лидеры рынка могут позволить себе затраты на разработку и внедрение собственного передового IT-продукта и несение риска по результату этих разработок. Крупные компании выбирают CRM-системы, которые являются более прогрессивной формой автоматизации страховой деятельности, нежели ERP, такие, как "1С: Управление страховой компанией", которые подходят для остальных видов бизнеса.

Российский страховой рынок нуждается в развитии информационного обеспечения как фактора конкурентоспособности компаний как на внутреннем, так и на глобальном рынке. В рамках усиления неценовой конкуренции на страховом рынке необходимо использовать клиентоориентированный подход, выстраивать эффективное взаимодействие с потребителем страховых продуктов.

 

http://www.tadviser.ru/

2 http://uskov.info/

3 Самигуллина А.Ф., Смирнова А.И. Анализ российского рынка автоматизированных информационных систем в области страховой деятельности. – Электронный журнал http://www.scienceforum.ru/, 2015

4 Там же

5 Самигуллина А.Ф., Смирнова А.И. Анализ российского рынка автоматизированных информационных систем в области страховой деятельности. – Электронный журнал http://www.scienceforum.ru/, 2015

 

Список литературы

 

1.        Самигуллина А.Ф., Смирнова А.И. Анализ российского рынка автоматизированных информационных систем в области страховой деятельности. – Электронный журнал http://www.scienceforum.ru/, 2015

2.        http://www.tadviser.ru/

3.        http://uskov.info/