Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИОРИТЕТЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

В условиях усиления кризисных явлений в мировой экономике, высокого уровня дискриминации российских экспортеров на внешних рынках и активизации санкционного противостояния России с зарубежными государствами, затрагивающего вопросы перемещения через таможенную границу отдельных категорий товаров все большую актуальность приобретает вопрос совершенствования деятельности таможенных органов государств-членов ЕАЭС по обеспечению экономической безопасности, направленной на:

–    повышение устойчивости национальных экономик государств – членов Евразийского экономического союза в условиях усиливающейся глобальной и региональной конкуренции;

– формирование привлекательного инвестиционного климата на таможенной территории Евразийского экономического союза;

–     обеспечение баланса между содействием международной торговли и обеспечением безопасности национальных интересов государств – членов Евразийского экономического союза.

Одновременное достижение поставленных стратегических целей невозможно без коренного пересмотра подходов к автоматизации деятельности таможенных органов. Требуется обеспечить переход от автоматизации деятельности должностных лиц таможенных органов (функций и операций таможенного инспектора) на национальном уровне к автоматизации реализации таможенных процедур на всей таможенной территории государств – членов Евразийского экономического союза как единых общих (сквозных) процессов.

Такой переход должен характеризоваться:

–   уникальной идентификацией участников внешнеэкономической деятельности на таможенной территории Евразийского экономического союза;

–   реализацией принципов «одного окна» и «однократного представления сведений» при взаимодействии участников ВЭД с таможенными и иными государственными органами;

–   автоматической регистрацией и выпуском деклараций на товары с использованием системы управления рисками и дифференциацией участников внешнеэкономической деятельности.

Система регистрации и идентификации хозяйствующих субъектов (EORI – Economic Operator's Registration and Indentification) внедрена и успешно функционирует в Европейском союзе, в целях упрощения процедур торговли, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. Необходимо отметить, что регистрация в системе EORI не заменяет другие виды государственной регистрации, а дополняет их соответствующим идентификатором, используемым при совершении таможенных операций на территории Евросоюза.

Представляется актуальным создание аналогичной системы уникальной идентификации участников внешнеэкономической деятельности на территории ЕАЭС, с возможностью в перспективе ее интеграции с системой EORI. Создание такой системы упростит таможенные процедуры на территории Евразийского экономического союза (например, при заполнении таможенных документов, при формировании профиля участника ВЭД в системе управления рисками), а также облегчит деятельность резидентов Евразийского экономического союза на территории Евросоюза.

Перспективная схема информационного взаимодействия должна быть основана на реализации принципов

«однократного представления сведений» при взаимодействии участников ВЭД с таможенными и иными государственными органами.

Перед Евразийской экономической комиссией стоит задача оптимизации уже сложившегося электронного документооборота и создание его для тех министерств и ведомств, которые не вовлечены в него в полной мере. Предстоит разработать единые формы документов, сообщений, форматов данных, стандартов и правил, определяющих интерфейсы информационного взаимодействия межведомственного и межгосударственного уровней. В этих целях необходимо обеспечить стандартизацию и унификацию реализации таможенных процедур с использованием информационно-программных средств на уровне национальных сегментов информационных систем таможенных органов и обеспечить формирование интегрированной информационной структуры юридически значимого межгосударственного обмена данными и электронными документами на таможенной территории Евразийского экономического союза на базе Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли.

Взаимодействие между всеми узлами Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли должно обеспечиваться за счет создания и использования интеграционных сегментов, представляющих собой совокупность защищенной системы передачи данных и интеграционных шлюзов, входящих в состав каждого из узлов Интегрированной информационной системы внешней и внутренней торговли.

Не менее важной инновацией является автоматическая регистрация и выпуск деклараций на товары с использованием системы управления рисками и дифференциацией участников ВЭД.

Совершенствование технологии таможенного контроля в условиях криминализации сферы внешнеэкономической деятельности в России в целом и реализация технологии автоматического выпуска товаров предполагает применение автоматического выпуска исключительно к добросовестным участникам внешнеэкономической деятельности при одновременном усилении таможенного контроля в отношении участников ВЭД, характеризующихся высокой степенью риска и «фирм-однодневок».

В качестве критериев категорирования участников внешнеэкономической деятельности, в отличие от действующей в настоящее время системы, необходимо применять два блока индикаторов –надежности и финансовой устойчивости. К комплексу индикаторов надежности необходимо индикаторы, связанные с организационными аспектами деятельности участников ВЭД, позволяющими выявить у участника ВЭД признаки «фирмы-однодневки» (срок осуществления внешнеэкономической деятельности, форма государственной регистрации, формирование уставного капитала, количество и состав учредителей, наличие основных фондов) и индикаторы, связанные с взаимодействием участников ВЭД с таможенными и налоговыми органами (наличие задолженности по уплате таможенных платежей, нарушений таможенных правил, частота корректировок таможенной стоимости). Блок индикаторов финансовой устойчивости, направленный на прогнозирование выполнения участниками внешнеэкономической деятельности своих обязанностей на основе мониторинга их финансового состояния, должен включать коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности, покрытия основных средств, обеспеченности собственными оборотными средствами и коэффициент автономии.

Реализация рассмотренных инновационных подходов позволит обеспечить переход от использования в таможенных органах учетных, статистических, информационно-справочных и информационно-расчетных систем, выполняющих запросы должностных лиц таможенных органов, к применению автоматических и интеллектуально-управляющих информационных систем, контролирующих выполнение таможенных процедур и обеспечивающих совместно с должностными лицами таможенных органов проведение таможенного оформления и контроля. Достижение сформулированных стратегических целей и получение обозначенных результатов возможно только при совместной, постоянной и конструктивной работе должностных лиц Евразийской экономической комиссии, таможенных и иных государственных органов государств – членов Евразийского экономического союза, а также и добросовестных участников ВЭД.