Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МОДЕЛЬ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ: УТОЧНЕННАЯ ПО ПРЕДЕЛЬНОСТИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Авторы:
Город:
Ярославль
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.
Описание экономических отношений в парадигме математических моделей приближает нас не столько к пониманию причинно-следственных связей функционирования этих отношений, сколько к принятию адекватных управленческих решений. Рассматривая экономические отношения, можно справедливо выделить рыночные отношения как базовые, а потому наиболее важные. Общеизвестно, что рыночные отношения возникают на основе имеющейся собственности (1) и при наличии взаимного интереса (2) сторон к предмету собственности другой стороны отношений (см. Рисунок 1).

Рис.1. Факторы возникновения рыночных отношений
    В массовом статистическом проявлении интересы продавцов и покупателей отражают возникающие на рынке спрос и предложение. Спрос можно определить как объем конкретного товара или услуги (далее – товар), которые все покупатели на данном рынке хотят и могут приобрести по определенной цене, а предложение соответственно, как объем этого товара, которые все продавцы на данном рынке хотят и могут продать по определенной цене. В определенной степени можно утверждать, что рынок как система отношений уравновешивает возможности отдать и желания получить.

    В целом товар, как предмет рыночных отношений, может характеризоваться пятью факторами:

1)   цена товара;

2)   потребительские качества товара;

3)   редкость товара;

4)   социальное окружение товара;

5)   сопутствующие товары и/или услуги.

    Если три первых характеристики товара в литературе всесторонне описаны, то в отношении четвертой следует указать на то, что под социальным окружением товара здесь понимается весь комплекс маркетинговых функций, которые выстраиваются вокруг товара, прежде всего, речь идет о системе организации межличностных отношений. Продавец-консультант, поясняющий конкретному покупателю, например, особенности включения бытового прибора, является, условно говоря, неким продолжением данного товара, являя собой живую визуализацию информации о его потребительских качествах, образуя в этот момент с товаром единое целое, что и понимается как социальное окружение товара. Многие люди осуществляют закупки товаров на неделю в некотором супермаркете, но путь к прилавку и конкретному товару непосредственно зачастую начинается с остановки городского транспорта. Поэтому, организация работы городского транспорта также входит в социальное окружение товара.

   Очевидно, что наличие либо отсутствие сопутствующего товара или сервиса у определенного товара, при прочих равных других четырех факторах, может улучшать либо ухудшать меновое качество товара.

    Совокупность желаний приобретения товара, как социально-психологическая составляющая спроса, определяется соответствующими социальными потребностями, а те, в свою очередь, общими принципами и приоритетами, т.е. доминирующим общественным мировоззрением. Возможность же приобретения, как экономическая составляющая спроса, определяется объемом предметов обмена, в основном денежных средств. Институционально эта возможность является следствием действующей в обществе системы перераспределения доходов, в том числе и между домохозяйствами, т.е. определяется причастностью конкретного домохозяйства к определенной социальной группе и местом (статусом) в ней. Фактически эта возможность формируется как финансовое обеспечение приобретения некоторого товара (услуги) в условно сводном бюджете всех покупателей определенного рынка. Примем, что в этом сводном бюджете на некоторый период времени выделена определенная, фиксированная сумма средств (МD) – финансовый объем спроса, величина которого не зависит от цены и объемов купли-продажи этого товара и прочих обстоятельств.

     Функция спроса означает, что есть измеримое взаимоотношение между ценой и количеством единиц продукции, которую покупатели готовы и могут (платежеспособны) приобрести в течение указанного периода времени. Экономисты определяют это динамическое взаимоотношение как закон спроса, который иногда называется первым фундаментальным законом экономики: количество приобретаемого товара или услуги обратно пропорционально цене приобретения (покупки), ceteris paribus (если все другие детерминанты остаются неизменными). Закон спроса является теоретическим предположением, поскольку не учитывает человеческую природу. Символически закон спроса может быть описан так [1, с.100-101]:

где: QD – объем спроса,

РD – цена спроса.

В отношении рынка монотовара зависимость цены (РD) от объема спроса (QD) можно описать следующей формулой:

   Желание продать товар или  услугу определяется целью получения дохода (выручки), а возможность продажи является следствием успешности и результативности организации производства и сбыта (продажи).

    Закон предложения показывает, что количество предлагаемого товара или услуги прямо пропорционально (положительно) связано с ценой продажи, ceteris paribus. Фактически кривая предложения конкретной фирмы является проекцией кривой граничных затрат фирмы, которая в некоторой точке увеличивается в соответствии с законом уменьшающейся прибыли. Символически закон предложения может быть записан следующим образом [1, с.113]:

Для указанных допущений при моделировании спроса, зависимость цены (РS) от объема предложения (QS) можно описать следующей формулой:

где: сТ – удельные затраты на доставку единицы товара на единицу расстояния;

ρS – плотность распределения товаров на территории, обеспечивающей этот рынок данным товаром;

РР - отпускная цена единицы товара или цена производителя / оптового продавца.


Рис.2. Кривая предложения

 

    Указанные показатели (сТ, ρS) принимаются равными для всех продавцов на рынке, а отпускная цена всеми продавцами признается как единая, вне зависимости от того, где находится производитель (оптовый склад). Важно также указать, что в представляемой модели в качестве объекта описывается рынок чистой конкуренции, в частности не рассматривается конкуренция рынков, нет ограничений в объемах поставки товара на рынок и его приобретения. Кроме того, в этой модели явно не учитывается фактор времени, например, период формирования спроса и предложения, длительность совершения сделки, время поставки товара и т.д.

   Общий вид кривой предложения, выраженной уравнением (4), представлен на Рисунке 2. Несложно видеть, что кривая предложения (одна ветвь параболы) выходит из точки отпускной цены производителя (Р0 = РР).

   Неоклассический анализ ценообразования базируется на моделях рыночного равновесия. Теория равновесия построена со значительной степенью абстракции и предположений, что вызывает существенные критические замечания к ней.

   Равенство спроса и предложения отвечает условию рыночного равновесия. Рынок и его субъекты стремятся именно к равновесному состоянию, что может быть доказано неустойчивостью других их состояний. Графически равновесие, как известно, достигается в точке пересечения кривых спроса и предложения [2, с.7-8].

    Рыночное равновесие определяется условием, когда при равновесной цене (РЕ) продается равновесное количество товаров (QЕ). Для определения равновесной цены необходимо приравнять уравнения (2) и (4), тогда получим:

   Таким образом, значение равновесной цены рассчитывается как положительный корень кубического уравнения.

   Несложно видеть, что кривая спроса носит гиперболический характер, а кривая предложения – параболический, и при известных начальных условиях они имеют общую точку, отвечающую условиям рыночного равновесия. График параболы плавно увеличивается, однако асимптоты не имеет. Следовательно, начиная с какого-то значения цены, значительное приращение количества товара на рынке будет обеспечиваться небольшим приращением цены продажи. В этом случае возникает вопрос о предельности потенциала насыщения рынка определенным товаром, т.е. максимального размера зоны (круга) поставки товара на рынок. Очевидно, что окончательно предельный размер этой зоны соответствует всеми миру, т.е. предельная предельность предложения (если так можно выразиться) соответствует производственному потенциалу глобальной экономики по производству одной продукции. В конкретной постановке это может быть такой задачей: сколько все человечество может произвести круасанов? Однако, решение такой задачи теоретически возможно интересно, но практически бесполезно для анализа рынка хлебобулочных изделий, например, Тамбова и Торонто.

   Уточнить модель рыночного равновесия на конкретном, локальном рынке определенного товара по предельности предложения можно на основе концепции маржинализма.

   Напомним, что маржинализм (от слова «marginale», которое в англо-французском переводе означает предел) базируется на методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В этом одно из его важных отличий от классической политической экономии, авторы которой довольствовались, как правило, лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величине. Так, по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (по другой трактовке – с издержками производства). По концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, т.е. с учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта (блага) [3, c.272, 273]. Проще говоря, товар является ценным настолько, насколько он является бесполезным в пределе своей полезности.


Рис.3. Схема изменения пропорций количества товара (QЕ2 > QЕ1)


    Таким образом, для получения уточненной формулы модели предложения следует ввести значение предельного, максимально возможного количества товаров (QМ), которое может быть предоставлено на данный рынок всеми продавцами. Очевидно, что это значение должно быть больше равновесного количества товаров (QМ > QЕ). Зная значения QМ и QЕ можно на оси 0 - Q обозначить два отрезка: отрезок I – количество товара, которое уже попало на рынок (товарный объем рынка) и отрезок II - количество товара, которое может попасть рынок (потенциальный объем рынка). Однако, чем выше рыночная цена, тем больше товара продавцами будет предоставлено на рынок – отрезок I увеличивается, и соответственно, меньше количества товара, которое может попасть туда – отрезок II уменьшается (Рисунок 3). Одновременно, чем меньше остается «свободного» товара (QII = QМ - QЕ), тем больше редкость каждой оставшейся единицы товара.

    На практике предельность предложения определяется наибольшим объемом производства средств производства и предметов потребления, что определяется уровнем развития систем технологий, которые обуславливаются уровнем развития науки и объемом имеющихся в распоряжении различных ресурсов. Отметим, что в отношении производства средств производства традиционными являются технологии машиностроения (литье, сварка, обработка металлов давлением и механообработка), которые в связи с развитием информационных технологий обретают новый вектор развития. Так, развитие сварочного производства будет происходить посредством развития 3D-печати, созданием технологий на основе эфиродинамики и усовершенствования оборудования в направлении минимизации энергозатрат и повышения безопасности их эксплуатации, что, безусловно, приведет к снижению издержек производства и расширению возможности оперативного наращивания объемов производства.

   Представленное моделирование редкости товара в полной мере соответствует теории Д. Рикардо о сущности стоимости. Весьма существенны и примечательны сделанные Д. Рикардо оговорки и комментарии, например, о том, что «меновая стоимость» обусловливается наряду с количеством и качеством труда редкостью товара и что об относительных ценах товаров следует говорить только тогда, когда их количество может быть увеличено человеческим трудом и в производстве которых действие конкуренции не подвергается никаким ограничениям [3, c.135].

   В общем виде зависимость редкости товара (U) обратно пропорциональна количеству товара, которое дополнительно, потенциально может попасть на рынок, и записывается следующим образом:



где: kT – коэффициент редкости товара.

Следовательно, с учетом редкости товара закон предложения (4) может быть записан в виде следующей зависимости:



Рис.4. Кривые редкости товара (а) и предложения с учетом редкости (б)

 

   Из всех констант этого уравнения очевидно сложнее всего будет определить коэффициент редкости товара.

   Кривая редкости товара и кривая предложения, с учетом редкости, представлены на Рисунке 4.

   Заметим, что обычно в литературе кривую спроса представляют как вторую часть графика после точки перегиба (точка А) гиперболической параболы (см. Рисунок 4,б).

    Модель рыночного равновесия с учетом предельности предложения также позволяет рассчитать значение равновесной цены из уравнений (2) и (7):

   В качестве примера рассмотрим рынок яблок. В качестве натуральных единиц измерений объема спроса и предложения примем килограммы, а финансовых единиц – рубли. Допустим, что необходимые для расчѐта точки равновесия коэффициентов и показатели рынка имеют следующие значения: МD = 800 000 руб.; сТ = 0,02 руб./км; ρS = 6,0∙10 -8 кг/км2, РР = 5 руб., QМ = 56 000 кг, kT = 2,0.

   Решая равенство (9) получим, что объем продаж и рыночная цена яблок будут составлять QE = 54 534 кг, PE = 14,67 руб., соответственно.

   Для этих же параметров рынка продемонстрируем, каким образом изменение значения предельного объема предложения влияет на значение равновесной рыночной цены (Табл.1, Рисунок 5).

   Несложно видеть, что закон предельного предложения отражает обратную зависимость: чем меньше товаров может попасть на рынок, при самых благоприятных условиях, тем выше цена рыночного равновесия и тем меньше объем приобретаемых товаров.

   Отметим также, что описанная здесь модель (9) позволяет, помимо прочего, решить обратную задачу, например, при известных значениях равновесия рынка и исходных параметров состояния рынка, рассчитать значение предельного объема предложения.


Таблица 1 Влияние предельности предложения на равновесие рынка

QМ, кг

QE, кг

PE, руб

10 000

9887

80,91

20 000

19682

40,65

30 000

29419

27,19

40 000

39106

20,46

50 000

48760

16,41

60 000

58376

13,70

Рис.5. График зависимости равновесной цены от предельности предложения

 

     Выводы:

1.     Товар, как предмет рыночных отношений, может характеризоваться пятью факторами, при этом редкость товара является одним из важнейших.

2.      Моделирование  рыночного  равновесия  спроса  и  предложения  позволяет  рассчитать  значение равновесной цены и объемов продаж с учетом предложенной зависимости редкости товара.

3.    Чем меньше товаров может попасть на рынок, при самых благоприятных условиях, тем выше цена рыночного равновесия.



Список литературы

1.     Webster T.J. Managerial Economics: Theory and Practice / Thomas J. Webster. - NY: Academic Press, 2003. - 755 p.

2.     Онегина В. Условия эквивалентности обмена / В.Онегина // Экономика Украины. – 2012. – № 7. – С. 4-15.

3.     Ядгаров, Я.С. История экономических учений: Учебник. / Я.С. Ядгаров. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 480 с. - (Высшее образование).