11 февраля 2017г.
Развитие рыночной экономики с ее повышенными требованиями к конечному результату, дифференциация интересов пользователей экономической информации и связанные с этим преобразования в системах ее обработки делают правомерным выделение функциональных уровней управленческого и финансового аспекта учета в рамках единой системы бухгалтерского учета и экономического анализа.
К функциональным уровням будем относить: учет, контроль финансовой деятельности, финансово- экономический анализ, планирование и другое. Развитие теории и практики национальной системы бухгалтерского учета, ее сближение с международными стандартами требуют определенного пересмотра традиционных представлений и подходов к системе бухгалтерского учета, к учету и оценки активов и источников. Выделение самостоятельного управленческого учета из общей учетной системы экономического субъекта позволяет коммерческим предприятиям, в том числе организациям розничной торговли, более эффективно управлять ресурсами и затратами, ориентируясь на конечные результаты. В управленческом учете используется в основном экономическая информация, состоящая из плановой, нормативной, учетной (данные финансового, статистического, налогового и управленческого учета) и прочей информации, к которой относятся материалы аудиторских проверок, объяснительные и докладные записки, комментарии специалистов по проблемам производства и сбыта соответствующих продуктов и др. Управленческий учет призван решать вопросы формирования затрат, оценки эффективности использования ресурсов, выбора вариантов управления, каждый из которых ориентирован на конечный результат только в пределах своих объектов решений. Главной задачей управленческого учета является формирование и использование их информации для выработки и контроля исполнения решений, позволяющих торговому предприятию обеспечить оптимальные для данного периода и имеющихся условий, соотношения затрат и результатов торгово-финансовой деятельности.
Розничная торговля (retailing) включает в себя виды экономической деятельности, связанные с продажей товаров потребителям для использования ими лично или их семьями. При этом речь идет о любом факте реализации товара конечному потребителю. Основными покупателями в этом виде торговли являются физические лица – конечные пользователи или потребители товара.
Управленческий учет под силу любому предприятию. Система бухгалтерского учета, консервативна и нацелена на внешних потребителей данных финансовой отчетности. Управленческий учет, напротив, может приспособиться к изменчивым условиям ведения торгового бизнеса, учитывать не только прошлые, но и ожидаемые расходы, и возможные результаты деятельности предприятия, отклонение от заданного норматива товарных запасов, их реализации и издержек, оценивать последствия рыночных рисков. В конечном итоге, на наш взгляд, управленческий учет - это единая система, состоящая из двух взаимозависимых модулей, которые включают в себя формирование и использование информации для управления производственно-финансовой деятельностью хозяйствующих субъектов. Применительно к торговым организациям концепция системы управленческого учета опирается на информацию о наличии и состоянии товарных запасов, о денежных средствах, доходах и расходах, рентабельности и сроках оборачиваемости, объемах продаж и др.
На основе данных управленческого учета:
- осуществляется оценка основных показателей, характеризующих торгово-финансовую деятельность торгового предприятия;
- контролируется текущая деятельность организации в целом и в разрезе подразделений и затрат, центров ответственности с целью недопущения непроизводительных расходов, перерасходов, переплат и т.п.;
- корректируется воздействие менеджеров на ход товародвижения и продаж, выбор контрагентов и т.п.;
- планируется деятельность торгового предприятия на ближайшую и отдаленную перспективу.
Управленческий учет включает в себя ожидаемые, прогнозируемые, планируемые предпосылки и затраты. При этом в систему учета, по нашему мнению, должны входить долгосрочное и краткосрочное прогнозирование и планирование, текущее информирование и учет показателей торгово-финансовой деятельности предприятия. Определяющее значение при этом играет прогнозирование спроса на товары. С учетом спроса прогнозируется изменение ассортимента, закупочные и продажные цены.
Основными преимуществами системы управленческого учета являются:
- эта система разрабатывается с учетом всех особенностей конкретного предприятия;
- при необходимости система легко адаптируется к новым процессам, требованиям и часто изменяющимся условиям;
- система управленческого учета включает в себя как финансовые, так и нефинансовые показатели.
В розничной торговле, рассчитываемыми показателями в управленческом учете являются, например, стоимость покупки на средний чек, клиентская структура, покупательская активность, оценка персонала.
Средний чек – средняя стоимость одного чека за отдельный промежуток времени. То есть сколько оставляет денег в кассе среднестатистический покупатель. Данный показатель высчитывается следующим образом:
СЧ = Оборот/ Количество чеков, (1)
Клиентская структура - клиенты группируются по категориям которые обозначают движение компании от потенциального клиента к лояльному.
Для отражения изменений в объеме товаров и услуг, которые может приобрести население на одинаковую сумму в текущем и исследуемом годах, используют индекс покупательской активности.
Для того чтобы определить покупательскую способность денег, используют формулу:
ПСД=1/Iц, (2)
где ПСД – покупательная способность денег; Iц – индекс цен.
Благодаря расчетам по представленной формуле определение покупательской способности сводится к простым действиям.
Оценка персонала – это совокупность действий, направленных на то, чтобы определить степень соответствия каждого сотрудника предприятия требованиям занимаемой им должности по таким критериям, как производительность и качество труда, профессиональные знания и навыки, достигнутые результаты, а также деловые и личностные качества.
Каждое торговое предприятие может самостоятельно выбирать формы организации и методы ведения управленческого учета, определять объекты планирования и учета, варианты группировки издержек, состав мест затрат и центров ответственности. Выбор зависит от таких факторов, как отраслевая принадлежность и масштаб торговой организации, организационно-правовая форма, техническое и технологическое оснащение, компетенция менеджмента розничного предприятия, виды управленческих задач и принимаемых решений.
Нами проведен анализ организации системы управленческого учета в ОАО «Модный Континент». Указанное Общество является вертикально-интегрированной российской компанией по разработке, производству и продаже модной женской и мужской одежды, белья и аксессуаров в сети розничных магазинов под брендом INCITY, а также в специализированной сети по продаже нижнего белья под брендом DESEO. Офисы, дизайнерские, производственные и дистрибуционные центры компании находятся в Москве, Киеве, Алма-Ате, а также в Китае и Бангладеш. Общее количество сотрудников превышает 3000 человек.
ОАО «Модный Континент» - динамично развивающаяся компания, которая с момента создания в 2003 году построила одну из крупнейших федеральных сетей модной одежды в России – INCITY, которая в настоящий момент насчитывает свыше 450 торговых точек в более чем 180 городах России, Украины, Казахстана, Белоруссии и Киргизии. INCITY имеет один из самых высоких показателей узнаваемости среди одежных брендов в России (по данным Nielsen в 2012 году). Торговая площадь магазинов составляет от 250 до 700 кв. м. В приоритете развития компании открытие магазинов площадью от 500 до 1000 кв. м.
«Модный Континент» - это более 370 магазинов под брендом INCITY (первый магазин INCITY был открыт в 2005 году) и более 25 магазинов под брендом DESEO (первый магазин бельевой марки DESEO открыт в 2013 году).
INCITY – российский fashion brand. Концепция INCITY – это модная, удобная и качественная одежда, отражающая последние мировые тенденции, в сочетании с доступными ценами. Ассортимент стилевых направлений бренда очень насыщен и обновляется каждый месяц. Кроме того, в рамках каждой коллекции представлены 11 основных линий, которые обновляются каждый месяц, включая линии нижнего белья, обуви и аксессуаров. При разработке новой коллекции креативная команда дизайнеров INCITY стремится создать образ успешной современной молодой женщины, живущей в мегаполисе насыщенной интересной разнообразной жизнью. В INCITY всегда можно подобрать total look для любого повода, будь то деловая встреча, поход в театр, свидание или воскресная прогулка на природе. Безграничная возможность выбора помогает девушке INCITY создать свой неповторимый стиль и выделиться из толпы. Ведь не секрет, что каждая девушка мечтает обрести свою модную индивидуальность!
DESEO – это новый формат бельевых магазинов в России и Европе. Концепция DESEO – это нижнее белье и домашняя одежда для женщин и мужчин. Мы поставили перед собой цель представить магазин нижнего белья, который не имел бы аналогов на территории России: магазин, где покупатель может самостоятельно найти и выбрать себе белье по доступным ценам на все случаи жизни. В магазинах DESEO представлен широкий ассортимент женского и мужского белья и домашней одежды, в том числе и больших размеров. Здесь можно найти как базовые модели на каждый день, так и белье для особых случаев.
В магазинах работают компетентные консультанты, которые помогут с выбором, расскажут об акция и специальных предложениях.
Компания стремится повышать операционную эффективность за счет увеличения выручки на квадратный метр и сокращения расходов путем следующих мероприятий:
· максимальное удовлетворение потребностей покупателей за счет повышения привлекательности и актуальности коллекций;
· оптимизация ассортиментной матрицы, увеличение среднего чека и расширение аудитории за счет предложения нового ассортимента;
· постоянная работа по снижению расходов магазинов и расходов центрального офиса и склада;
В ОАО «Модный Континет» форма ведения управленческого учета – автоматизированная.
В качестве сновных методов ведения управленческого учета в ОАО «Модный Континет» можно порекомендовать: планирование, анализ и контроль.
Основными объектами планирования и учета в ОАО «Модный Континет», на наш взгляд, являются следующие :
- ассотримент товара;
- выручка;
- валовая и чистая маржа;
- повышение активных продаж;
- совершенствование логистической системы;
- создание уникальной модели продаж.
С целью повышения эффективности и минимизации рисков по выбору моделей для активных продаж Общество использует механизм быстрого изготовления моделей-бестселлеров. Данный механизм позволяет сократить цикл разработки и приблизить момент производства к моменту продаж, повысить итоговую наценку и снизить остатки товара непроданного в сезон.
Общество планирует создать уникальную модель продаж, в рамках которой покупатель получит возможность заказать товар в интернет-магазине и самостоятельно получить его в розничной точке продаж. Общество планирует запуск мобильной версии сайта и мобильных приложений, которые позволят покупателям получать одинаково качественный и удобный сервис с любых устройств. Планируемое внедрение системы email-рассылок позволит стимулировать повторные покупки и увеличить конверсию на сайте, а также максимально эффективно выстроить коммуникацию с потребителем.
Затраты в ОАО «Модный Континент» группируются по следующим элементам:
- расходы на оплату труда;
- отчисления на социальные нужды;
- амортизация основных средств;
- расходы на ремонт основных средств;
- расходы по хранению, подработке, подсортировке, упаковке товаров;
-расходы по эксплуатации инвентаря и хозяйственных принадлежностей;
- расходы энергоресурсов;
- расходы на рекламу;
- потери товаров и технологические отходы;
- транспортные расходы;
- прочие расходы.
Каждый магазин представляет собой один Центр ответственности. Важно собирать все доходы и расходы в управленческом учете по отдельно взятому магазину. Кроме магазинов, в качестве Центра ответственности выделяется аппарат управления. По этому Центру ответственности собираются прямые расходы на содержание аппарата управления, которые впоследствии разносятся на торговые точки.
Система управленческого учета в ОАО «Модный Континент» фактически разграничена с финансовым учетом. Управленческие решения принимаются на основании информации, сгруппированной в специальных регистрах. Большинство управленческих решений принимаются руководством ОАО «Модный Континент», основываясь на предоставленной информации, анализе предыдущей деятельности и прогнозе результатов принятия решения.
Можно сделать вывод, что управленческий учет в ОАО «Модный Континент» очень хорошо развит и постоянно совершенствуется в условиях меняющейся рыночной системы и разнообразных нормативных документов. Грамотно поставленный управленческий учет приводит к оперативному реагированию и принятию правильного управленческого решения.
Список литературы
1) АбдулхаеваЛ.Б. Управленческий учет и анализ в организациях розничной торговли продовольственными товарами: диссертация кандидата экономических наук. Нижний,194 -.2014 с.
2) Александров О. А. Управленческий анализ издержек обращения розничных торговых организаций/ О. А. Александров// Экономический анализ: теория и практика.- .19 № - .2007 С.44- 51.
3) БакановМ.И., Чернов В. А. Управленческий учет. Торговая калькуляция.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,255 - .2008 с.
4) ВасильеваЛ.С. Бухгалтерский управленческий учет: практическое руководство/ Л.С.Васильева, Д.И Ряховский, М.В. Петровская.- М.: Эксмо,320- .2007 с.
5) БахрушинаМ.А. Управленческий анализ: учебное пособие5 - -е изд.,стер./ М.А. Бахрушина-М.: Омега-Л,399 - .2008 с.
6) ВахрушинаМ. А. Управленческий анализ: учеб.пособие.− М.: Омега- Л,399 − .2010 С.