11 февраля 2017г.
Евразийский экономический союз (далее ЕАЭС) объединил рынки нескольких стран СНГ, в нем сняты таможенные границы, унифицированы технические регламенты, но при этом сохранены налогово- бюджетное и политическое своеобразие деятельности, входящих в него государств. Поэтому по сравнению с Европейским Союзом (далее ЕС) модель Евразийского экономического союза выглядит более перспективной[3]. В ЕАЭС формируется общий рынок для входящих в него стран, но с сохранением конкуренции производителей и сферы национальной юрисдикции налогообложения сделок. Страны ЕАЭС имеют большую степень свободы в рамках интеграционного процесса без ущемления национальных интересов участников.
С 1 января 2017 года территории Российской Федерации начинают применяются Международные стандарты аудита, которые теперь используются для проведения аудита финансовой отчетности за любые отчетные периоды, если договор на проведение аудиторской проверки с организацией был заключен после 1 января 2017 года.
На внешнеэкономические сделки в рамках ЕАЭС распространяются более упрощенные или льготные условия в рамках таможенного и налогового законодательства, но ЕАЭС обладает международной правосубъекностью и сделки в рамках ЕАЭС заключаются в соответствии с нормами международного права.
Независимый аудит является разновидностью финансового контроля, поэтому при проведении аудиторской проверки используются схожие методы и приёмы исследования учётной документации для получения доказательств, которые применяются и при проведении контрольно-ревизионных мероприятий [1].
Выбор комплектации методов аудита является предметом профессионального суждения аудитора, но это выбор ограничен внутрифирменными стандартами аудиторской организации, которые аудитор должен безусловно соблюдать, причем внутрифирменные стандарты аудита строятся на основе МСА с добавлением необходимого раскрытия и конкретизации этих стандартов.
В соответствии с МСА при проведении аудиторской проверки аудитор в большинстве применяет документальные методы контроля, но и использует методы фактического контроля. Приведем пример, когда процедуры сбора аудиторских доказательств при проверки внешнеэкономических сделок в рамках ЕАЭС могут включать в себя как методы документально, так и фактического контроля:
· инспектирование документов на соответствие законодательству путем определения полноты и качества заполнения документов; правильности даты отражения операций в финансовой отчетности; определения достаточности аналитического учета отражения хозяйственных операций – это методы документального контроля;
· инспектирование товарно-материальных ценностей на складе путем осмотра, контрольного взвешивания или обмера – это методы фактического контроля.
Также в соответствии с МСА 530 «Аудиторская выборка» аудитор на основании своего профессионального суждения определяет методы сплошного и выборочного контроля. В соответствии с п. 22 МСА 530 «при разработке аудиторских процедур аудитор должен определить надлежащие методы отбора статей для тестирования. Аудитор может: (а) отобрать все статьи (100%-ная проверка); (б) отобрать специфические статьи; и (в) сформировать аудиторскую выборку[2].
Методы отбора статей для тестирования, определяются на основании оценки деятельности каждого конкретного экономического субъекта в соответствии с внутрифирменными стандартами аудита. По нашему мнению, целесообразно проводить аудит внешнеэкономических сделок в рамках ЕАЭС методом сплошного тестирования, в следующих случаях:
· данный тип сделок отражается в учете впервые в аудируемом году и количество сделок достаточно мало, что почти не увеличивает трудозатраты аудиторской проверки;
· юридический смысл, особенности учета и налогообложения внешнеэкономических сделок в рамках ЕАЭС настолько нетипичны и непонятны, что не вписываются в круг аналогичных сделок, встречающихся в профессиональной деятельности аудитора;
· сделки на крупные суммы определяемые с позиции существенности для каждого конкретного аудируемого лица.
При достижении понимания правомерности отражения внешнеэкономических сделок в рамках ЕАЭС аудитор заменяет процедуры сплошной проверки на выборочную, отражая данную замену в своих рабочих документах и корректируя общую стратегию, а также план проводимого аудита.
Но, при проведении аудиторской проверки аудитор гораздо чаще применяет методы выборочного отбора. При проведении аудиторской проверки внешнеэкономических сделок в рамках ЕАЭС, аудитор в соответствии с МСА 315 «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» определяет процедуры оценки бизнес-рисков и системы внутреннего контроля аудируемого лица и дает оценку вероятности возникновения рисков по данному типу сделок, и только после этого формирует аудиторскую выборку.
В свете МСА алгоритм проведения аудиторской проверки можно представить на рис.1.
На этапе предварительного планирования в соответствии с МСА 210 «Согласование условий аудиторских заданий» аудитор оговаривает цель аудита, права, обязанность и ответственность сторон при проведении аудиторской проверки и доводит эти сведения до лиц, ответственных за корпоративное управление.
После заключения договора на проведение аудиторской проверки, начинается этап планирования аудита. Процесс планирования аудиторской проверки происходит последовательно и затрагивает как все разделы учета, так и все виды деятельности. Сам алгоритм проверки внешнеэкономических сделок в рамках ЕАЭС не отличается, например, от алгоритма проверки расчетов с контрагентами или проверки финансовой отчетности, в целом. Отличия будут в проверяемых первичных документах, корреспонденции счетов и рабочих документах аудитора. Рабочая документация аудитора включает в себя:
1) документы планирования (оценка рисков, уровня существенности, наименовании выполнении аудиторских процедур в общем плане и стратегии аудита);
2) документы, фиксирующие и анализирующие выполнение аудиторских процедур по проверке конкретного участка учета или вида деятельности;
3) документы, дающие оценку искажений по каждом конкретному участку учета или виду деятельности;
4) обобщающие документы про проверку конкретного участка учета или вида деятельности, на основании которых в дальнейшем аудитор будет выражать аудиторское мнение.
При планировании аудита внешнеэкономических сделок в рамках ЕАЭС аудитор определяет аудиторские процедуры проверки хозяйственных операций, отраженных на основании первичных документов и регистров бухгалтерского и налогового учета, таких как:
·
внешнеэкономический контракт и приложения к нему;
·
разрешительная документация на ввоз/вызоз в/из стран ЕАЭС (сертификаты и проч.);
·
таможенные документы;
·
транспортные и товаросопроводительные и проч.;
·
банковские документы, подтверждающие платежи;
·
документы, подтверждающие расчет курсовых разниц;
·
аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета по учету внешнеэкономических сделок в рамках ЕАЭС;
·
финансовая отчетность и пояснения к ней;
·
налоговая документация.
Далее проведенные аудиторские процедуры фиксируются в рабочих документах, на основании которых в дальнейшем будет формироваться аудиторское мнение.
Список источников
1. М.В.Мельник, А.С.Пантелеев, А.Л.Звездин. Ревизия и контроль : учебник. — Москва: КНОРУС,2006. — С. 11 - 91. — 640 с.
2. Сборник Международных стандартов контроля
качества, аудита,
обзорных проверок, прочих заданий, обеспечивающих
уверенность,
и заданий по оказанию сопутствующих услуг (Тома I, II и III), издание 2015 года © 2016 год, International Federation of Accountants (IFAC).
3. Интеграционный процесс в рамках ЕАЭС проходит успешно - Глазьев : ИА "Финмаркет"- URL : http://www.finmarket.ru/news/4419942.