Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЫБОР ПРИНЦИПА РЕГУЛИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В РФ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   Финансовый рынок являются на сегодняшний день одним из самых динамично развивающихся секторов экономики. Он участвует в перераспределении капитала между различными отраслями экономики, кредиторами и заемщиками; кроме того, финансовый рынок влияет на объем и структуру производства, освобождает от убыточных, нерентабельных предприятий, способствует рациональному развитию и оздоровлению экономики страны в целом. Однако, для динамичного развития данного сегмента экономики необходимо активное вмешательство государства, так как именно его законотворческая деятельность определяет "правила игры" участников финансового рынка (упорядочивание отношений участников, их регламентации - создание свода правил и законов, которых они должны придерживаться) обеспечивает стабильность развития что, в свою очередь, способствует развитию здоровой конкуренции, демонополизации рынка, как следствие - получению выгод, а так же установлению благоприятного климата и почвы для развития всего финансового рынка.

    Во всех развитых странах рынки, в том числе и финансовые, неизбежно подвергаются регулированию. Формы и степени регулирования любого рынка различны во всех странах мира, это обусловлено различием государственного строя той или иной страны, общего уровня ее экономического развития и т.д. Необходимо заметить, что главными целями регулирования финансовых рынков выступают:

1)    Диагностика недостатков в той или иной области финансового рынка для последующей работы над их устранением;

2)   Поддержка эффективных и упорядоченных сегментов рынка;

3)   Защита потребителей финансовых рынков и услуг;

4)   Стабилизация финансовой системы и поддержка доверия и уверенности в еѐ стабильности;

5)   Привлечение инвестиций и капитала на финансовые рынки;

6)   Обеспечение стабильности развития финансового рынка с учетом интересов всех субъектов финансовых рынков,

7)   Контроль за соблюдением правил и законов отношений между участниками финансовых рынков;

    Однако неизбежно возникает вопрос - каким образом устроить организационную структуру финансового рынка для того, чтобы была максимальная экономическая отдача (выгода) его функционирования? Какую организационную модель заложить в основе управления финансовым рынком в государстве?

   Рассмотрим различные модели устройства органов финансового регулирования.

   Общеизвестно, что до середины 1990-х гг. в многих странах государственное управление на финансовом рынке осуществлялось через центральный банк, министерство финансов, казначейство и различные специализированные агентства и саморегулирующиеся организации.

   Однако менялись реалии, экономическая ситуация в мире, и в силу  определенных социально- экономических и политических причин постепенно многие страны начали ощущать потребность в централизации режима. Известно, что Норвегия стала первой страной, перешедшей на принцип единого регулятора. Можно отметить, что на смену общепринятой в мире организационной модели со множеством разных регулирующих органов входит модель с единым консолидированным регулятором, так называемым конгломератом, а так же модель «двух вершин», их разновидности («гибридные» модели).

    Будет интересно рассмотреть основные характеристики, преимущества и недостатки указанных новых моделей.

   Модель единого регулятора обладает рядом преимуществ по сравнению с      моделью, где надзор осуществляют различные органы. Среди них мы можем отметить:

-    Сокращение числа органов регулирования снижает необходимость в координации усилий и обмене информации между ними, что упрощает работу регулятора и делает ее более прозрачной, согласованной;

-     Введение единого регулятора и применение им единых норм и правил уравнивает правила игры для всех участников финансового рынка;

-   Переход к системе единого конгломерата позволяет сократить издержки на содержание управленческого аппарата, что является неоспоримым преимуществом;

    Как и у любого управленческого механизма, у данной модели есть свои слабые места. К возможным недостаткам модели единого регулятора можно отнести:

-   Внедрение единого регулятора часто происходит без учета целей макропруденциального регулирования. Как следствие, макрорегулирование и пруденциальный надзор над отдельными секторами осуществляются различными органами, ни один из которых не несет полной ответственности за успешность их сотрудничества в этой области, кроме того, часто отсутствует согласованность в их действиях;

-    Создание нового работоспособного органа финансового регулирования, полная перестройка прежней традиционной системы регулирования, представляет собой сложный и длительный процесс. Очень сложно сохранить и передать наработанный опыт при ликвидации многочисленных разрозненных регуляторов.

    Поскольку система единого регулятора- конгломерата, не лишена недостатков, некоторые страны предпочли альтернативную модель, сохраняющую ряд преимуществ интегрированного подхода, но пытающуюся преодолеть его отдельные слабые стороны. Так появилась организационная модель "двух вершин". Как следует из названия, в данной модели выделяются два основных регулирующих органа:

-     Регулятор системного риска занимается пруденциальным регулированием всех системно значимых финансовых институтов и платежно- расчетных систем. Обычно в качестве данного регулятора выступает ЦБ;

-    Регулятор деятельности на финансовом рынке осуществляет контроль над всеми видами финансовых услуг (банковскими, страховыми, инвестиционными) на оптовых и на розничных рынках.

    Преимуществами использования модели «двух вершин» являются:

-    Работа каждый регулирующего органа концентрируется на единой цели, что повышает эффективность принимаемых решений;

-     Повышается оперативность  реагирования регулирующих органов, что  особенно  важно в кризисные периоды;

    К слабым сторонам системы «двух вершин» можно отнести:

-   Функции по контролю и надзору за финансовыми институтами разделены двумя регуляторами, поэтому в отдельных случаях может возникать конфликт интересов и необходимость органов в координации действий.

    Необходимо заметить, что выбор наиболее оптимальной организационной структуры органов управления зависит от особенностей каждой страны. Однако необходимо обращать внимание на определенные факторы, такие как уровень развития финансовой системы страны и прогнозные показатели ее развития; распределение финансовых активов по банковской, страховой, инвестиционной деятельности; распространенность крупных финансовых структур, конгломератов; клиентский контингент крупных финансовых организаций (различные слои населения, крупные компании, компании мелкого и среднего бизнеса, финансовые компании отечественного или иностранного характера и т.д.

   Различное сочетание вышеупомянутых и других факторов приводит к появлению многочисленных разновидностей гибридных моделей регулирования финансовых рынков.

   Очень интересно был бы рассмотреть регулирование такого сектора экономики как финансовые рынки в странах зарубежья, которые обладают богатым опытом в данной сфере. Необходимо заметить, что финансовые рынки стран с развитой экономикой - это сложившаяся и целостная система, однако, несмотря на свою стабильность, сегодня она претерпевает изменения технического свойства, применяются новые концепции. Общим для многих национальных финансовых рынков стали процессы создания унифицированных правовых и регулятивных систем, юридических институтов (к примеру, Евросоюз). Однако многие страны с динамично развивающимися финансовыми рынками выбирают иной путь - сближение принципов регулирования финансовых рынков с подходами, присущими англо-американской системе.

    Регулирование финансового рынка США.

    Наиболее известными американскими регуляторами, имеющих высокую репутацию в мире и доверие инвесторов в первую очередь являются:

-   NFA - National Futures Association (Национальная Фьючерсная Ассоциация) – независимая организация, которая контролирует американский фьючерсный рынок. На сегодняшний день Ассоциация является одним из ведущих финансовых регуляторов в мире;

-   CFTC - Commodity Futures Trading Committee(Комиссия по Торговле Товарными Фьючерсами) – независимое федеральное агентство, в задачи которого входят защита прав инвесторов и борьба с неправомерными действиями на финансовых рынках;

-   SEC - The United States Securities and Exchange Commission (Комиссия по ценным бумагам и биржам США) - государственное учреждение, в полномочия которого входит контроль над деятельностью на рынке ценных бумаг, используя эффективные механизмы защиты инвесторов а так же обеспечивая прозрачность ценообразования на рынках и, что самое главное, их стабильную работу.

    Национальное законодательство по регулированию финансового рынка стран -членов ЕС.

   Рассмотрев общую организацию регулирования финансовых рынков в ЕС, обратимся к более детальному анализу данной сферы в наиболее развитых экономик стран - членов ЕС. Модели финансового рынка, которые сегодня функционируют в передовых странах - членах ЕС, заслуживают отдельного внимания и рассматриваются как самостоятельные и полноценные системы организации работы финансовых рынков. В качестве примера рассмотрим Францию и Великобританию.

    Главным национальным регулятором финансовых рынков во Франции является AMF (Autoritodesmarchos financiers), учрежденное в 2003 году Законом о финансовой безопасности. Он осуществляет надзор за рынком финансовых услуг, ценных бумаг, а так же биржами и раскрытием корпоративной информации. Необходимо заметить, что компетенция AMF не распространяется на банковский и страховой секторы. AMF отвечает за сохранность инвестиций в финансовые инструменты и все виды сбережений и инвестиционных инструментов, а также за контроль над  финансовыми рынками. Сфера компетенции AMF  распространяется на финансовую деятельность компаний и раскрытие информации контролируемыми компаниями, на инвестиционные фонды открытого и закрытого типа, структурированные фонды, а также на рынок и его инфраструктуру. Последняя функция AMF предусматривает контроль деятельности рыночных операторов, таких как биржи, систем взаиморасчетов и центральных депозитариев ценных бумаг. Кроме того, немаловажно отметить, что AMF ведет контроль деятельности поставщиков финансовых услуг – инвестиционных фирм, управляющих компаний а так же консультантов по инвестициям. Эксперты отмечают, что система управления финансовыми рынками Франции, а также ее нормативная база в общем гармонизирована с европейским правом, однако некоторые секторы финансового рынка требуют дальнейшей работы по адаптации к общеевропейским стандартам (к примеру стандарты аудита, раскрытия информации и т. п.).

     Кроме того, в Европе, одним из наиболее серьезных и мощных регуляторов работы финансовых рынков считается управление по финансовому регулированию и надзору в Великобритании - FCA – Financial Conduct Authority (Служба финансовой деятельности, которая была создана на замену ранее функционировавшему FSA – Financial Services Authority (Управлению по финансовому регулированию и надзору). Это государство традиционно считалось страной с устойчивой финансовой структурой. Британское Правительство создало совершенно независимый орган, занимающийся регулированием всей индустрии финансового рынка Британского Королевства. На сегодняшний день FSA успешно занимается законотворчеством, касающимся финансовой деятельности, биржевой торговли, оборота активов на международных рынках. В компетенцию FSA так же входит поддержка участников рынка со стороны британской финансовой системы, обеспечение защиты участников финансового рынка от разного рода махинаций и недобросовестных действий в отношении друг друга, а так же защита прав потребителей и обеспечение финансовой безопасности Великобритании. Кроме того, среди основных функций FSA важно отметить регулирование деятельности участников финансового рынка, обеспечение юридической защиты прав пользователей финансовых услуг, а так же осуществление регулярного аудита поднадзорных компаний и обеспечение защиты государственной финансовой системы от рисков.

    Регулирование финансового рынка РФ.

    Финансовый рынок России в настоящее время развивается высокими темпами. Несмотря на относительно «юный» возраст, российский рынок успел пережить множество взлетов и падений. Свое формирование в РФ рынок начал на рубеже 90- х годов. На протяжении всех предыдущих лет в стране функционировала модель "Двух вершин" - Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) осуществляла контроль финансового рынка, а ЦБ РФ - коммерческих банков. Исторически регулирование финансового рынка РФ происходило в несколько этапов:


Таблица 1

 

Этапы

Особенности регулирования

1991 – 1995 гг.

Регулирование финансового рынка является     процессом, производным от приватизации, осуществляется Госкомимуществом и Минфином РФ

1995 – 2000 гг.

Регулирование значительной части финансового рынка  руками ФКЦБ при активном участии саморегулируемых организаций

2000 – 2004 гг.

Нарастание проблем регулирования, связанных с      дроблением объекта регулирования, его развитием

 2004 г. – настоящее время

Начало активной работы над системой регулирования финансового рынка. Создание предпосылок для формирования мегарегулятора. 

     На сегодняшний день регулирования финансового рынка сводится к формированию единого мегарегулятора, основой которого в РФ станет Банк России. Легитимация данного решения состоялась в конце июля 2013г. Таким образом, с этой даты в России начал функционировать мегарегулятор финансового рынка в лице Банка России.

    Рассматривая Банк России в новом статусе, прежде всего необходимо отметить, что в связи с наделением его новыми полномочиями  были расширены цели его  деятельности. Ранее установленные цели (защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ; обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы) были дополнены двумя новыми: развитие российского финансового рынка и обеспечение его стабильности. Для того чтобы Банк России мог на деле выполнять функции мегарегулятора финансового рынка, он был наделен рядом новых полномочий, которые ранее реализовывала ФСФР России. К нему перешли полномочия ФСФР России по нормативно- правовому регулированию финансового рынка (без наделения правом представлять в Правительство РФ проекты федеральных законов и проекты нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ).

    Кроме того, Банк России начал осуществление контрольных и надзорных полномочий в отношении эмитентов при осуществлении  ими  деятельности на финансовых рынках, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах.

    В составе ЦБ создан действующий на постоянной основе новый орган, осуществляющий регулирующие, контрольные и надзорные функции в сфере  финансового рынка – Комитет  финансового надзора  (аналог комитета банковского надзора). Кроме того, одним из самых важных преобразований является создание специального подразделения – службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР). Именно СБРФР будет непосредственно обеспечивать исполнение Банком России функций по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, в ее задачи входит: участие в развитии финансового рынка, его инфраструктуры; обеспечение его стабильности, проведение анализа перспектив финансового рынка, формирование конкурентной среды на нем; надзор за некредитными финансовыми организациями, предотвращение махинаций на рынке ит.д.

    Как предполагает управление ЦБ, данное решение позволит Банку России как единому регулятору обеспечить выполнение задач качественного повышения уровня развития финансового рынка и надзора за ним. Особое внимание будет уделено повышению доверия потребителей финансовых услуг, а также переходу на безбумажные технологии, что является, безусловно, одним из самых современных подходов в развитии финансового рынка.

Как отмечают многие эксперты, мнения по поводу вопроса, нужен ли  России мегарегулятор сильно разнятся. Среди преимуществ реализованной системы можно отметить следующие:

-   Создание мегарегулятора на базе ЦБ значит, что данная организация будет обладать высокой степенью независимости от органов власти и самих объектов регулирования; - Деятельность мегарегулятора легче анализировать, нежели работу разрозненных организаций по управлению финансовым рынком страны; - Централизация ответственности позволит избежать проблем координации действий ведомств, потери времени и размывания полномочий между органами регулирования, что особенно важно в кризисный период;

     Однако, как отмечают специалисты, существует и ряд недостатков у системы мегарегулирования в РФ: - Конфликт интересов, возникающий вследствие концентрации у Банка России множества различных функций (к примеру, осуществление контроля за финансовыми организациями и участие в их капитале одновременно);

-   Снижение гибкости регулирования и надзора;

-   Резкое увеличение нагрузки на орган надзора (согласно оценке, количество поднадзорных организаций ЦБ увеличится примерно в 9 раз).

    Таким образом, России с недавнего времени перешла на концептуально новую модель регулирования финансового рынка - модель мегарегулятора. Безусловно, как показывает опыт западных стран, а так же мнения специалистов, у данной концепции есть свои достоинства и недостатки. Однако, как мне кажется, данная модель применима в большей мере, нежели ее предшественница - модель регулирования посредством различных институтов. Это обусловлено многими факторами, главными из них являются: особенность государственного устройства нашей страны, принципы ведения бизнеса, экономическая и политическая ситуация в стране, стадия общего развития финансового сектора страны и т.д. Неоспоримо, опыт стран Европы по функционированию единого надзорного органа безусловно интересен для России, чтобы применить на практике важные решения, не совершить ошибок, допущенных соседями и создать мощный и функциональный конгломерат. Практика функционирования мегарегулятора в Великобритании, Германии, Франции, Канады финансовый рынок которых является одним из самых развитых в мире, показывает, что с помощью мегарегулятора преодолевается фрагментарность и непоследовательность нормативной базы, увеличивается независимость органов регулирования, повышается качество регулирования за счет полного охвата всех секторов финансового рынка. Кроме того, думаю, для России и немаловажен тот факт, что создание единого органа поможет уменьшить государственный аппарат, сократить бюрократизм, свойственный российской власти, позволит четко и ясно определить ответственных за последствия принятых решений, касаемых финансового рынка страны.

 

Список литературы

1.     Алан Рот и др. "Основы государственного регулирования финансового рынка. Зарубежный опыт"- учебное пособие для юридических и экономических вузов. М.:Юридический дом "Юстицинформ", 2002.- 411с.

2.     Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л. П. "Финансовые рынки и финансово-кредитные институты"- учебное пособие. СПб.: Издательский дом "Питер", 2013.- 379с.

3.     Слепов В. "Международный финансовый рынок" - учебник.- 2-е изд.перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2014.- 368с.

4.     Саввина О.В. "Регулирование финансовых рынков"- учебное пособие.- 2 изд. М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012.-204с.

5.     5.www.cbr.ru - официальный сайт ЦБ РФ

6.     www.minfin.ru - официальный сайт Министерства Финансов РФ