Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УСЛОВИЯ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИСЛАМСКИХ ИНСТИТУТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Авторы:
Город:
Алматы
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

    Потребность в развитии национального банковского дела и необходимость соблюдения при этом положений шариата в мусульманском мире обусловили создание исламских банков. В свете запрета ссудного процента в исламе предполагалось, что исламские банки должны были работать исключительно на беспроцентной основе.

    Один из ключевых вопросов, на который пытались найти ответ основатели первых исламских банков: смогут ли новые структуры работать как полноценные банки, т.е. предоставлять комплекс банковских услуг, необходимых клиентам, или же им придется довольствоваться ролью благотворительных учреждений, работающих если не в ущерб себе, то по крайне мере без прибыли?

   Чтобы перенести договоры, известные мусульманскому частному праву еще в раннем Средневековье, в реалии требуется работа по адаптации к текущей банковской практике.

    В качестве посредника при осуществлении платежей между хозяйствующими субъектами исламский банк не имеет принципиальных отличий от банка традиционного: и здесь, и там за предоставление услуги взимается комиссия - как правило, в виде процента от пересылаемой суммы. Другое дело - роль банка как финансового посредника. Выступая финансовым посредником для юридических и физических лиц, банк рассчитывает не только покрыть все издержки, но и получить прибыль.

    Решить указанную проблему был призван целый ряд модернизированных механизмов, известных в деловом обороте в мусульманском мире многие столетия. Одним из наиболее известных является мудараба, которая, наряду с механизмом мушарака, составляет основу инвестиционного финансирования в деятельности исламских банков.

    Разница между текущими и сберегательными счетами в исламском банке та же, что и в традиционных банках. При открытии текущего счета клиент, не претендуя на какое- либо вознаграждение со стороны банка, имеет возможность свободно  распоряжаться средствами на счете. Для банка главная цель при  открытии и ведении текущих счетов — привлечение средств мелких вкладчиков, которые используют подобные счета для проведения расчетов. Иногда условиями договора может быть предусмотрена комиссия, взимаемая банком за проведение расчетных операций.

    Открывая сберегательный счет, клиент в первую очередь претендует на получение вознаграждения. Однако в соответствии с требованиями мусульманского права, данное вознаграждение должно быть не в виде фиксированного процента от суммы вклада, а представлять собой часть прибыли, заработанной банком при участии капитала клиента. При этом клиент, как и в традиционных банках, не может свободно распоряжаться средствами на счете и должен заботиться о поддержании на нем минимального остатка средств.

    Средства клиентов на текущие и сберегательные счета могут привлекаться либо в форме безвозмездных займов (кард хасан), либо на условиях ответственного хранения (амана или вади'а).

   При формировании пассивов банк (выступая как заемщик покардхасан) может использовать остатки на текущих счетах своих клиентов без уведомления их об этом и должен вернуть заемную сумму (без процентов) или ее часть по требованию клиента (например, при получении платежного поручения). Таким образом, главное преимущество оформления вклада до востребования на основе кард хасан для исламских банков - возможность получения доступа к остаткам на сберегательных счетах. Открытие текущих счетов на основе кард хасан практикуется исламскими банками в Иране и ряде других стран.

    Механизм кардхасан используется некоторыми исламскими банками также при работе со сберегательными счетами. Например, в том же Иране, не гарантируя владельцу сберегательного счета выплату фиксированной прибыли, банки могут предоставить ему бонус, - причем не только в виде наличности, но и в форме подарка. Владельцы сберегательных счетов могут также получать скидки и приоритет в обслуживании при пользовании услугами банка.

     Амана (араб.-честность, надежность), как и кард хасан, имеет основу в тексте Корана: «...А если кто- нибудь из вас доверяет другому, то пусть возвращает тот, которому доверено, свой залог и пусть боится Аллаха, Господа своего» (2: 283). В исламском банковском деле под аманой понимается ответственное хранение.

    По общему правилу банк не вправе распоряжаться предметом хранения и может лишь выполнять поручения владельца вклада в отношении данного предмета, взимая за это определенную плату. Кроме того, банк имеет право покрывать за счет владельца расходы, связанные с выполнением его распоряжений. Многие банки стараются не использовать механизм амана при работе с текущими и сберегательными счетами: не имея возможности задействовать клиентские средства для формирования активов, они вынуждены создавать 100 %-й резерв под данные обязательства.

    Однако в некоторых банках допускается использование средств со счета на основе механизма амана- с согласия владельца такого счета. Текущие счета, при работе с которыми банк использует аману, называются доверительными счетами.

    Что касается сберегательных счетов, то более приемлемым механизмом для исламских банков при работе с ними является вади'а.

      В исламском банковском деле соблюдены далеко не все условия известного мусульманскому праву договора вади'а. Открывая клиенту сберегательный счет, банк получает возможность использовать предоставленные средства для инвестирования. Иными словами, банком не соблюдается запрет в отношении пользования предоставленным на хранение имуществом, содержащийся в классическом договоре вади'а. Прибыль владельцам счетов выплачивается по усмотрению банка. При этом клиент может в любой момент забрать свои деньги.

    Исламские банки предоставляют своим клиентам, имеющим текущие счета, такие услуги, как выставление чека, операции с векселями (банковские тратты, переводные векселя), дорожные чеки и др.

    Клиенты могут завести дебетовую карточку. Что касается кредитных карт, то долгое время данная услуга была недоступна клиентам исламских банков. Мусульманское право запрещает использование традиционных кредитных карт постольку, поскольку оно сопряжено с взиманием и выплатой процента.

    В отличие от традиционных банков, исламский банк переводит кредитную основу финансового бизнеса на инвестиционную. Деньги вкладчиков, которые вносятся клиентами исламского банка на специальный инвестиционный счет, инвестируются банком в различные финансовые проекты. Прибыль, которую получит владелец счета, зависит исключительно от результатов инвестирования, осуществленного банком.

    Исламские банки используют различные способы инвестирования при работе с одноименными счетами. Некоторые нашли применение лишь в конкретно взятом банке, другие получили распространение в работе многих банков. В основном различия между депозитами при открытии инвестиционных счетов заключаются в сроках самих депозитов и способах размещения средств.

    Исламские банки открывают своим клиентам  совместные (общие)  инвестиционные  счета, размещают инвестиционные депозиты с ограниченным/неограниченным сроком действия, а также специализированные депозиты. Инвестиционные счета называют также счетами на основе системы разделения прибылей и убытков.

    Доходность по инвестиционным счетам в исламских банках зависит от прибыльности финансируемых банком инвестиционных проектов. Доли и пропорции раздела совокупной прибыли между банком и клиентом зависят, как правило, от срока вклада. Зачастую доля клиента может достигать 90 %.

    Некоторые банки помимо  получения своей доли прибыли по инвестиционным  счетам, взимают с их владельцев фиксированную комиссию за свои услуги. Очевидно, и комиссия, и гарантия основной суммы вклада является нарушением сущности механизма мудараба.

    В ряде стран законодательство допускает возможность раздела между клиентом и банком прибылей по договору банковского вклада. Но лишь прибылей, а не убытков. Например, UniversityBank в США, предлагающий своим клиентам соответствующие шариату схемы приобретения жилья, сберегательные счета и др., вынужден конструировать свои депозитные продукты таким образом, чтобы клиенту гарантировалась сумма вклада и предоставлялась возможность разделять с банком полученные прибыли. В то же время убытки несет лишь банк.

 

Список литературы

1.     Коран / Пер. с араб, и комментарии Кулиева Э. - М, 2006.

2.     Ислам: политика, экономика, право, культура / Под ред. Р.И. Беккина. - М - СПб.: ООО «Каре», 2007. - Вып. 8.

3.     Исламские финансовые отношения и перспективы их осуществления в российском мусульманском сообществе. - М.: Московский исламский университет, 2004.

4.     Журавлев А.Ю. Теория и практика исламского банковского дела. — М.: ИВ РАН, 2002.

5.     Economics of Zakah / Ed. M. Kahf.- Jeddah, 2002.