02 апреля 2016г.
Российская экономика за период 2014-2015 годов ухудшила свои показатели за счёт негативного влияния значительного падения цен на нефть и действия санкций, ограничивших доступ к мировым финансовым ресурсам и современным технологиям. Как будет развиваться экономическая ситуация в дальнейшем, что ожидает российский бюджет и расходы на образование в России в 2016 году?
По последним данным, опубликованным на сайте Международного валютного фонда, в текущем году объём ВВП России сократится на 1%, а не на 0,6%, как предсказывалось в октябре 2015 годах [1]. Прогноз усугубляет падение экономики России в 2016 году, что будет иметь негативное влияние на другие страны СНГ. В мировом масштабе прогноз ВВП меняется в сторону снижения от планируемого ранее на 0,2 процентного пункта в 2016 году и от 3,4 до 3,6 процентных пунктов в 2017 году [2].
Наглядно кривые отклонения прогнозов от предыдущих по некоторым странам представлены на Рисунке 1
- на 2016 год, Рисунке 2 -на 2017 год.
При
подтверждении данного прогноза
возможна ситуация, которая будет иметь негативное воздействие на доходность бюджета
и впоследствии на расходную
часть, в том числе и на развитие
приоритетных социально- экономических и научно-технических направлений страны.
Статья расходов на образование считается одной из ключевых показателей социального развития
страны, отражающей затраты
государства на увеличение уровня образованности граждан.
Так,
группой авторов Гладышевой А. В. и Горбуновой О.Н. подробно рассматривается роль образования как социального института, формирующего трудовой
ресурс, функции образования, связь образования с прогрессом. Делаются
выводы о том, что изменения
в экономике влекут за собой изменения
в требованиях и к трудовому ресурсу
[3].
На Рисунке
3 приведены данные рейтинга
стран мира за 2014 год по уровню расходов на образование, рассчитываемого как общий объем государственных и частных расходов
на образование, выраженный в процентах от валового внутреннего продукта
(ВВП). Показатель рассчитывался на основе данных национальной статистики и международных организаций. В качестве источника
информации выступает база данных Всемирного банка «World Development Indicators», обновляемая ежегодно [4].
Первую позицию занимает страна Тимор-Лешти, далее Лесото, Куба, замыкает первую десятку Кипр. Во вторую десятку входят - 15 Норвегия, 16 Швеция, 17 Новая Зеландия,
в четвертую -33 Нидерланды, 34 Франция, 35 Израиль,
в шестую- 53 Швейцария, седьмую -63 Венгрия, 67 Испания, восемую- 72 Канада, 74 Италия, девятую – 81 Чехия. Сотую позицию занимает
Таджикистан и последнюю
позицию - Объединенные Арабские Эмираты [4].
Для сравнения приведём расположение стран, рассматриваемых ранее в прогнозах
по перспективам развития мировой
экономики по возрастающим значениям показателям рейтинга на Рисунке
3.
Как видно, Россия с
показателем 4.1 занимает
98 позицию из 153 рейтинга по уровню расходов
на образование.
В экономической структуре
национальное богатство страны определяется как основные ресурсы
страны (активы),
созданные и накопленные предыдущими поколениями с целью использования в производственной деятельности для изготовления товаров,
оказания услуг и потреблении, обеспечения жизнедеятельности людей.
Выделяют главные движущие элементы, входящие
в состав национального богатства это материальные (природные ресурсы, социально-производственный капитал)
и нематериальные ресурсы (человеческий капитал - демографический потенциал, интеллектуальные и духовные ценности
нации).
Значение показателя национального богатства является критерием для определения эффективности работы экономической системы
по обеспечению благосостояния народа. Чем выше показатель национального богатства, тем могущественнее экономический потенциал - возрастание возможности увеличения валового
внутреннего продукта
и поднятия жизненного уровня населения страны.
Обратившись к рейтингу Всемирного банка ВВП за 2014 год ( с учетом
обновленний 29 декабря 2015 года) и выбрав для сравнения
среди представленных 193 стран мира восьмерку уже упоминаемых ранее стран была построена диаграмма - Рисунок 4.
Рисунок иллюстрирует ВВП в процентном соотношении выстраивая рейтинг стран. Россия в рейтинге занимает шестое место среди выбранной
для исследования восьмерки
стран и десятое место в общем рейтинге среди стран мира. Стоит отместить,
что Россия, переместившись с 9 на 10 место по обновленным данным, все таки занимает
неплохие позиции, и входит в десятку сильнейших экономик мира.
По данным
Федеральной службы государственной статистики на Рисунке 5 проиллюстрирована динамика развития национального богатства страны. Показатель национального богатства входит в значение оценки национального достояния государства.
Национальное достояние включает
в себя все ресурсы и ценности,
входящие в объекты материальной, художественной, духовной и интеллектуальной государственной собственности. В том числе природные ресурсы, трудовой потенциал, накопленное имущество, интеллектуальный и человеческий капитал
и др.
Бибаров–Гусударев А.П., анализируя различные правовые научно-практические и исследовательские работы, в которых присутствует категория «национальное достояние»
делает вывод о многообразии подходов
в его интерпретации и приводит следующую дефиницию этого понятия
- национальное достояние
России – это принадлежащая народу универсальная совокупность определённых неотчуждаемых материальных, духовных
и интеллектуальных ресурсов и ценностей, имеющих
общенациональное значение, признанных обществом уникальными. Отмечается последовательность, с которой в некоторых современных работах указывается на естественные причины существования особой совокупности объектов, называемым национальным
достоянием [8 с.80].
Однако, дать объективную оценку национального достояния
государства не представляется возможным ввиду отсутствия определяющих критериев достоверности оценки стоимости интеллектуальной собственности, духовного и культурно-исторического наследия
и т.д.
Важнейшей частью национального богатства
является человеческий капитал, сопряжённый с основосоставляющим и необходимым для жизнедеятельности общества
процессом образования, являющимся приоритетной
отраслью развития
экономики страны.
В этой связи при проведении анализа по финансовому исполнению
Федерального бюджета относительно всех произведённых товаров
и услуг в Российской экономике
в динамике пяти прошедших лет выделим
отдельно исполнение по расходам
на образование в целом и исполнение бюджета
Министерством образования и науки Российской Федерации. Полученные данные приведены
в Табл.1.
Таблица 1
Показатель /год
|
2010
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
Консолидированный бюджет
Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов
(в млрд. руб.) , в т.ч.:
|
17616,66
|
19994,64
|
23174,71
|
25290,9
|
27 611,66
|
Образование
|
1893,86
|
2231,76
|
2558,36
|
2888,78
|
3037,29
|
Удельный вес
(%)
|
10,75
|
11,16
|
11,04
|
11,42
|
11,00
|
Валовой внутренний продукт (в млрд. руб.)
|
46 308,54
|
59
698,12
|
66 926,86
|
71 055,39
|
77 893,06
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) к ВВП
|
38,04
|
33,49
|
34,63
|
35,59
|
35,45
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) образования к ВВП
|
4,09
|
3,74
|
3,82
|
4,07
|
3,90
|
Федеральный бюджет, всего (в млрд.
руб.), в т.ч. :
|
9 054,7
|
9 651,0
|
11 400,3
|
11 500,7
|
12 618,8
|
Образование
|
428,76
|
531,2
|
584,0
|
646,8
|
611,9 |
Удельный вес
(%)
|
4,74
|
5,50
|
5,12
|
5,62
|
4,85
|
Расходы Министерства образования и науки
|
220,33
|
297,90
|
333,68
|
380,69
|
339,08
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) к ВВП
|
19,55
|
16,17
|
17,03
|
16,19
|
16,20
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) образования к ВВП
|
0,93
|
0,89
|
0,87
|
0,91
|
0,79
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) расходов Министерства образования и науки
к ВВП
|
0,48
|
0,50
|
0,50
|
0,54
|
0,44
|
Обобщив полученные результаты, можно сделать вывод, что за последние
пять лет в среднем удельный вес по исполнению бюджетов бюджетной системы
РФ к валовому внутреннему продукту
составил:
ü консолидированный бюджет Российской
Федерации
и
бюджетов
государственных
внебюджетных фондов - 35 %, в т.ч. образование - 3,92 %;
ü федеральный бюджет – 17 %, в т.ч., на образование - 0,88 %;
расходы Министерства образования и науки - 0,49 % .
Средний удельный вес
бюджетных затрат на образование к консолидированному бюджету
составил в среднем 11%, а к федеральному - 5%.
Заглядывая в будущее, произведём прогноз расходов на образование с учётом оценки Министерства финансов по ВВП России
- 78,7 трлн. рублей ($1,15
трлн.) на 2016 год и представим в Табл.2.
Таблица 2
Показатель /год
|
2016
|
Валовой внутренний продукт
(в млрд. руб.)
|
78 700,00
|
Федеральный бюджет, всего (в млрд.
руб.), в т.ч.:
|
13 116,7
|
Образование
|
564,301
|
Министерства образование и науки
|
298,159
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) к ВВП
|
16,67
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) расходов образования к ВВП
|
0,72
|
УДЕЛЬНЫЙ ВЕС (%) расходов Министерства образование и науки к ВВП
|
0,38
|
Основываясь на наблюдениях можно отметить, что в будущем
вероятность падения позиции
России в мировых рейтингах
очевидна, как по развитию экономики с изменением ВВП, так и по расходам
на образование в связи с сокращением бюджетного финансирования.
Образование, являясь фактором развития
экономики страны в целом,
так и общества должно
по праву занимать
достойную позицию
в бюджете государства, дополнительно привлекая при этом иные источники.
С целью недопущения развития прогнозируемых событий необходимо проведение мероприятий по применению стимулирующих мер для привлечения большего объёма внебюджетных средств,
частных инвестиций на развитие области
образования.
Инвестируя в образование сегодня, мы инвестируем перспективы нашего будущего.
Список литературы
1. Николаев Я. МВФ ухудшил прогноз
по сокращению российского ВВП// Российская газета от 19 января 2016 г.
2. Интернет источник: Бюллетень
«Перспектив развития
мировой экономики» // официальный сайт Международного валютного фонда: http://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/WEO/2016/update/01/pdf/0116r.pdf (19.01.2016г.)
3.
Гладышева А.В., Горбунова О.Н.
Роль
образования как
социально-экономического института
в современной экономике// Социально-экономические явления
и процессы/ 2012. №10 (46-51).
4. Интернет источник: Рейтинг стран по расходам
на образование: официальный сайт группы организаций Всемирного
банка http://data.worldbank.org/
5. Макарова Ю.В.,
Мациборская Д.А.,
Пацук О.В. Эффективность национального богатства
в
России/ Фундаментальные и
прикладные исследования: проблемы
и результаты// 2015 №20 (с. 168-172)
6. Интернет источник: Показатели мирового
развития 2014г.
// официальный сайт группы
организаций Всемирного банка: http://databank.worldbank.org/data/download/GDP.pdf (20.01.2016г.)
7. Интернет источник: Единая межведомственная информационно-статистическая система: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=36731(20.01.2016г.)
8.
Бибаров -
Государев А.П. Теоретико-правовая характеристика национального достояния/. Издат. дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2015- [6 с. 80].
9.
Николайчук О.А. / Национальное богатство России: история
и современность / 2014 № 2 Том 6, (с.110-117)
10. Интернет источник // Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации: http://info.minfin.ru/kons_rash_isp.php (20.01.2016г.)