04 января 2016г.
В последние годы в Российской Федерации кредитные организации (банки) являются важнейшими инфраструктурными элементами, способствующими укреплению и всестороннему развитию рыночной экономики государства.
Однако операции кредитования не только приносят банкам большую часть доходов, но генерируют повышенный риск деятельности. Для каждого вида кредитной сделки характерны свои причины и факторы, определяющие степень кредитного риска. В частности, риск может возникнуть при ухудшении финансового положения заемщика, возникновении непредвиденных осложнений в его планах, не застрахованном залоговом имуществе, отсутствии необходимых организаторских качеств или опыта руководителя. Эти и многие другие факторы должны учитываться работниками банка при оценке кредитоспособности предприятия и оценке обеспечения, предложенного в залог.
Задачи улучшения функционирования кредитного механизма коммерческого банка выдвигают необходимость использования экономических методов управления кредитным риском, которые должны предотвратить неоправданные кредитные вложения, обеспечить своевременный и полный возврат ссуд, снизить риск неплатежа.
В связи с этим, проблема экономического анализа кредитоспособности заемщика на сегодняшний день приобретает особое значение в процессе создания необходимых условий для реализации планов динамичного развития не только банковского сектора и промышленности, но и для достижения устойчивых темпов роста всей экономики Российской Федерации.
Оценка кредитоспособности заемщика важна на всех стадиях процесса кредитных взаимоотношений между кредитором и заемщиком и сопровождается детальным исследованием количественных и качественных характеристик заемщика. Особое значение в современных условиях развития рыночных отношений приобретает оценка кредитоспособности, выступающая в виде отдельного, самостоятельного блока комплексного экономического анализа и требующая серьезного внимания не только со стороны кредитора, но и со стороны самого заемщика.
При комплексном анализе тщательно исследуются все звенья и стороны финансово-хозяйственной деятельности кредитной организации в их неразрывной связи, а также определяется взаимосвязь отдельных разделов анализа для выявления влияния различных факторов на уровень кредитоспособности заемщика и дается оценка возможных способов снижения риска кредитования.
Как известно, кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) – это его комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.
Среди традиционных методов и моделей оценки кредитоспособности заемщиков банка, получивших широкое распространение в отечественной и зарубежной практике можно выделить два класса:
- модели комплексного анализа;
- классификационные модели.
В современных условиях коммерческие банки применяют различные методы и средства анализа кредитоспособности заемщика. Среди причин такого многообразия можно выделить несколько: различную степень доверия к количественным и качественным способам оценки факторов кредитоспособности, особенности исторически сложившихся индивидуальных принципов, культуру кредитования и практику оценки кредитоспособности, использование определенного набора инструментов минимизации кредитного риска.
Владимирское отделение №8611 Сбербанка России активно предоставляет кредиты юридическим и физическим лицам. Кредитные ресурсы банка формируются за счет:
- собственных средств, за исключением стоимости приобретенных основных фондов и вложений в уставный капитал;
- привлеченных средств юридических лиц;
- вкладов физических лиц, привлеченных на определенный срок;
- кредитов, полученных в других банках (например, в ЦБ РФ);
- других привлеченных средств.
Выдавая кредиты, банк формирует кредитный портфель – совокупность всех ссуд, выданных клиентам. Формирование кредитного портфеля является одним из условий эффективной работы банка, а также обеспечения финансовых ресурсов экономики.
Во Владимирском ОСБ № 8611 придерживаются следующих правил в кредитовании юридических лиц:
1) поддержка определенных отраслей экономики: удовлетворяющие необходимые (ежедневные) жизненные потребности населения (розничные сети, аптеки и т.д.); выполняющие жизнеобеспечивающие функции (электро- и водоснабжение, транспорт и т.п.); оборонно-промышленный комплекс; сельское хозяйство; малый бизнес;
2) поддержка клиентов Владимирского ОСБ № 8611;
3) кредитование оборотных средств и текущих потребностей бизнеса клиентов.
Порядок предоставления кредита описан в Гражданском кодексе РФ и в Положениях Центрального банка РФ. Кредитование осуществляется в три этапа (оформление заявки, принятие решения и подписание договора) и в соответствии с определенными требованиями, установленными Сбербанком РФ.
Условиями принятия положительного решения о предоставлении кредита являются: подлинность документов, отсутствие информации о негативной кредитной истории и о негативной характеристики заемщика по исполнению своих обязательств.
В Сбербанке России для оценки кредитоспособности предприятий - заемщиков используются следующие способы:
1) на основе системы финансовых коэффициентов;
2) на основе анализа денежных потоков за три последних года;
3) на основе анализа делового риска.
Во Владимирском отделении № 8611 Сбербанка России используется методика Сбербанка России, по которой проводится количественный (оценка финансового состояния) и качественный анализ рисков при кредитовании. Порядок (регламент) оценки кредитоспособности заемщика:
- расчет основных оценочных показателей (коэффициентов ликвидности, финансовой независимости, рентабельности);
- определение категории заемщика путем сравнения рассчитанных значений с нормативными;
- расчет суммы баллов с учетом веса показателя, установленного Сбербанком России и определение класса рейтинга заемщика;
- предварительный рейтинг корректируется с учетом других показателей и качественной оценки заемщика.
При отрицательном влиянии этих факторов рейтинг может быть снижен на один класс.
В отделениях Сбербанка РФ кредитоспособность заемщиков оценивается быстро и с помощью автоматизированной системы – программы финансового анализа «ФинЭкАнализ» для расчета финансово- экономических коэффициентов. В отдельных случаях применяются статистические методы оценки кредитного риска, например, метод кредитного скоринга, главным образом, для физических лиц, а также в автоматизированной программе.
Однако существуют серьезные проблемы при оценке кредитоспособности заемщиков - это:
1. Увеличение просроченной задолженности, особенно, физических лиц, что указывает на ослабление контроля сотрудников банка за подбором клиентов и контролем за выплатами по кредитам.
2. Отрицательная оценка динамики кредитов по степени риска сомнительных, опасных и безнадежных ссуд, что требует улучшения работы сотрудников по оценке кредитоспособности заемщиков.
3. Повышение сумм резервов на возможные потери, что подчеркивает недостаточную эффективность применяемых методов оценки кредитоспособности заемщиков и управления кредитным риском.
4. Недостаточная степень автоматизации процессов оформления и сопровождения потребительских кредитов, что привело к высоким затратам на проведение кредитных операций.
Кроме того, имеются недостатки по процессу кредитования. Это:
- низкая эффективность использования клиентской базы из-за недостаточных навыков сотрудников и систем обслуживания;
- низкое качество обслуживания клиентов;
- низкий уровень производительности труда из-за сложности процессов обслуживания и большого количества ручной работы и недостаточности автоматизации;
- недостаточно эффективные системы управления рисками;
- слабые стороны корпоративной культуры банка, недостаточное стремление к совершенствованию и развитию.
Из-за этих недостатков перед банком возникает ряд вызовов и угроз:
- разворачивающийся финансовый кризис, недостаток ликвидности и увеличение кредитных рисков при замедлении темпов экономического роста;
- усиление конкуренции на финансовом рынке;
- долгосрочная тенденция на сокращение рентабельности операций из-за структурной нехватки пассивов в банке и конкурентной динамикой отдельных банковских продуктов (кредитование крупных юридических лиц, автокредитование, кредитов в точках продаж в рознице). Это определяет неценовую дифференциацию предложений банка, совершенствование качества клиентской работы и предложений;
- риск опережающего роста затрат по отношению к доходам банка из-за низкой производительности труда является основной статьей непроцентных расходов банка.
Существующий в настоящее время сценарий «инерционного развития» не позволяет в полной мере преодолеть недостатки в работе Сбербанка. Поэтому необходимо банку применять на практике сценарий «модернизация», который является наиболее оптимальным вариантом его развития, его целевой стратегией. Для этого необходимо:
1. Внедрить методику подтверждения достоверности предоставленных заемщиком данных, например, методику андеррайтинга – оценка платежеспособности клиента по консолидированной информации о доходах и расходах заемщика.
Предлагаемая схема ускорит, удешевит и обеспечит более точный и обоснованный результат. В итоге это снизит риски кредитования. Но данная методика трудоемка и требует особой квалификации сотрудников банка. Снижение трудоемкости возможно за счет автоматизации процесса.
2. Развивать информационные технологии – выходить на новый уровень автоматизации, совершенствовать телекоммуникационную инфраструктуру и комплексы технических средств. Упрощенный ландшафт будущих ИТ-приложений будет представлять единую основную банковскую систему (корпоративный, розничный и операционный блок), вокруг которой выстраиваются системы фронт-офиса, CRM4, ERP5, MIS6, управления рисками с использованием единого хранилища данных.
Таким образом, будут сформированы сквозные системы отчетности и управления отношениями с клиентами, позволяющие банку «знать» своих клиентов и совершенствовать качество клиентского обслуживания.
3. Совершенствовать системы обучения и мотивации персонала, что должно усилить прямую личную заинтересованность сотрудников в повышении производительности и результатах своей работы, создать стимулы для самосовершенствования и развития.
Предложенные мероприятия по совершенствованию оценки кредитоспособности заемщиков Владимирского отделения №8611 Сбербанка России конечно, потребуют определенных затрат, но в итоге приведут к значительному снижению кредитного риска и повышению качества кредитного портфеля Сбербанка.
Список литературы
1. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учеб. курс – СПб.: Форум, 2012. -368с. ISBN 978-5-8459-1074-5.
2. Власова Н.В. «Зарождение и развитие института несостоятельности гражданина: зарубежная и российская практика //Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2013. - №5. С.127-133.
3. Власова Н.В. Причины не возврата долгов гражданами и современные методы предупреждения несостоятельности (банкротства) заѐмщика // Динамика сложных систем - XXI век. Издательство: Издательство Радиотехника (Москва)ISSN: 1999-7493. - 2013. - №5. - С. 031-035
4. Ендовицкая Д.А., Бочарова И.В. Анализ и оценка кредитоспособности заемщика: учебное практическое пособие / Д.А. Ендовицкая. - М.: КНОРУС, 2009. –272с. ISBN: 5-85971-128-X. Официальный сайт Сбербанка России // [Электронный вариант. Свободный доступ] http://www.sberbank.ru/vladimir/ru/person/