Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМИ СТРУКТУРАМИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

    В России в настоящее время наблюдается старение населения и в связи с этим в ряде регионов имеет место значительный срок ожидания нуждающихся в социальном обслуживании в отделениях надомного обслуживания, домах-интернатах общего профиля, реабилитационных центров для инвалидов и т. д. социально незащищѐнных пожилых людей. При этом модернизация системы социального обеспечения требует огромных денежных средств, а потребность в ресурсах возрастает, что подтверждает недостаточность объѐмов оказания государственными структурами социальных услуг. В связи с этим в процессе реализации государственной социальной политики к социальному обслуживанию части оказываемых государственными социально ориентированными структурами  социальных услуг целесообразно привлекать субъектов негосударственного сектора – представителей малого и среднего бизнеса, а также некоммерческие организации. С 1 января 2015 года в РФ вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [3], который предусматривает привлечение малого и среднего бизнеса в сферу оказания социальных услуг. Введение в действие вышеназванного закона должно способствовать развитию конкуренции в сфере оказания социальных услуг и улучшению их качества. Получателями социальных услуг в малых и средних коммерческих организациях смогут те,  кто имеет право  на бесплатное  социальное обслуживание, и те, кто готов за них заплатить.

    Подтверждением возможности реализации основных положений нового ФЗ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ может служить пример Подмосковья, где все получатели социальных услуг могут воспользоваться возможностью составления индивидуальной программы, которая должна отражать определѐнный набор социальных услуг, который будет оказываться каждому конкретному человеку в зависимости от потребности в них, а в 2014 г. около трѐх тысяч жителей Подмосковья могли воспользоваться услугами социального такси [2]. Но, может возникнуть необходимость в получении социальной услуги в день обращения, которые в рамках выстроенной сегодня системы оказания социальных услуг оказать достаточно сложно. Именно в этих целях новым ФЗ от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ [3] в качестве самостоятельного вида услуг выделены срочные социальные услуги, оказание которых можно возложить на представителей субъектов малого и среднего бизнеса.

    Именно малый и средний бизнес может предложить абсолютные новые, инновационные и максимально приближенные к потребностям социально незащищѐнного пожилого населения, формы социальной поддержки, расширяя и совершенствуя, тем самым, определенные государством стандарты социальных услуг.

   Социальные услуги предоставляются получателям в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной форме, или в стационарной форме. На сегодняшний день самой востребованной и экономически оправданной формой является социальное обслуживание на дому. Это обусловлено тем, что в России постепенно растет численность людей пожилого возраста и инвалидов, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, частично утративших способность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью.

   Социальное обслуживание на дому на сегодняшний день оказывают государственные учреждения социального обслуживания населения, которые оказывают социальные услуги различным категориям граждан (пожилого возраста, инвалидам), а также предприятия, учреждения и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения. Комплексные центры социального обслуживания населения предоставляют как бесплатные социальные услуги, гарантированные государством так и дополнительные (на условиях частичной или полной оплаты). Не всегда нуждающиеся в социальном обслуживании на дому, могут воспользоваться гарантированными государством социальными услугами в связи со сложностями в сборе и предоставлении целого списка необходимых документов. Сюда входит и заключение учреждения здравоохранения о том, что клиент нуждается в социальном обслуживании на дому и у него нет противопоказаний, акта материально-бытового положения заявителя, а также справки о доходах, о составе семьи и родственных отношений и т.д. К тому же, социальная служба может вполне понадобиться не только одиноким гражданам. Например, в случае болезни престарелого родственника помощь сиделки просто необходима. Социальное обслуживание на дому – это та сфера предпринимательской деятельности, которая в России еще не достаточно развита, но будет востребована. Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей могут быть предоставлены следующие виды социальных услуг [3]:  социально-бытовые;  социально-медицинские;  социально-психологические;  социально-педагогические; социально-трудовые; социально-правовые; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; срочные социальные услуги.

    Обратимся к зарубежному опыту оказания социальных услуг населению [4]. Британскую модель социальной работы можно охарактеризовать как либерально-традиционную, где либеральная составляющая социальной политики выступает определяющей. Однако, при этом, в сфере социальной защиты Великобритании традиционно сохраняется значительное государственное влияние, которое не является преобладающим, что проявляется, в первую очередь, в высоком удельном весе социальных услуг, предоставляемых нуждающимся частными агентствами, в активном участии бизнеса в социальном обеспечении. В социальном обслуживании социально незащищѐнных слоѐв населения в Великобритании активно используются платные услуги в деятельности частных социальных агентств, расширяется численность частных социальных служб и агентств, обслуживающих пожилых и инвалидов. После закрытия в 90-е гг. XX в. большого количества специализированных больниц, оказывавших стационарную помощь таким людям, эти функции взяли на себя некоторые частные социальные службы. Система платных социальных услуг, функционирование частных агентств в сфере обслуживания имеют место во многих странах мира. Их немало и в континентальной Европе. Однако, Великобританию отличает высокий удельный вес услуг, оказываемых частными социальными агентствами в общем объеме такой помощи. Так, социальные учреждения по оказанию помощи на дому, содержащиеся за счет государства и муниципалитетов, предоставляют своим клиентам примерно половину услуг, а вторую половину они получают со стороны частных социальных агентств.

   Либеральный характер британской системы социального обслуживания проявляется и в отсутствии единых государственных стандартов на услуги, предоставляемые населению. Их количество и качество оговаривается лишь на уровне местных норм, что ставит, например, одинокого пожилого человека одного графства в менее удобное положение, чем такого же человека в другом административно-территориальном образовании страны. Для сравнения можно привести Германию, где эти услуги более упорядочены и централизованы благодаря соответствующему федеральному законодательству. Важное значение в британской модели социальной защиты имеют некоммерческие ассоциативные организации, деятельность которых регулируется социальным законодательством. По закону о благотворительной деятельности, принятом в конце XX в. [1], была сохранена система строгих обязательств опекунов местных благотворительных организаций и жесткого контроля за их финансовой деятельностью.

    Учитывая социально - демографическую ситуацию в Санкт-Петербурге и в целом по России, вопрос привлечения бизнес структур к социальному обслуживанию  является актуальным, так как государственные структуры уже сегодня не справляются с возрастающим спросом на социальные услуги пожилым людям. Особенно перспективным в сфере социального обслуживания пожилых людей является механизм государственно-частного партнерства, в рамках которого привлечение бизнес структур к оказанию социальных услуг населению Санкт-Петербурга осуществляется через строительство и последующую эксплуатацию учреждений, предоставляющих социальные услуги населению.

    Таким образом, в процессе социального обслуживания населения государство должно взаимодействовать не только с крупными структурами, но также и с малыми и средними организациями, реализуя комплексные проекты на основе использования схемы контракта жизненного цикла, то есть сотрудничество с управляющими компаниями (операторами). Благодаря предоставлению услуг в социальной сфере малым и средним бизнесом, население может рассчитывать на расширение социальных инноваций, то есть появление услуг нового качества.

 

Список литературы

1.     Панфилова, Т.М., Свекровкина Е.А. Формирование системы института благотворительности в России/ Панфилова Т.М., Свекровкина Е.А./ Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/. Дата обращения -12.07.14

2.     Сайт       Министерства         социальной        защиты       населения        Московской         области.       Режим       доступа: http://luberezkszon.ru/ Дата обращения – 29.01.2015

3.     Федеральный закон от 28.12. 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" ИА "ГАРАНТ". Режим доступа: http://www.garant.ru/. Дата обращения – 11.07.14

4.     Холостова, Е.И. Зарубежный опыт социальной работы: Учебное пособие / Е.И. Холостова, А.Н. Дашкина, И.В. Малофеев. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. — 368 с.