Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2017г.

Аннотация: В период девальвации рубля и снижения цен на нефть проблема управления бюджетным дефицитом в Российской Федерации актуализировалась как никогда ранее. Деятельность налоговых, таможенных институтов далека от идеалов, поэтому авторы данной работы решили рассмотреть, какие есть перспективы по мобилизации этих служб, с целью получения дополнительных финансовых ресурсов.

Ключевые слова: ВВП, Бюджет, Евразийский экономический союз.

 

PERSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE FINANCIAL RESOURCES OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Pankov V.A., Shirshikov N.A.

 

Annotation: In a period of devaluation of the ruble and a decline in oil prices the problem of budget deficits in the Russian Federation to actualization than ever before. The activities of the tax and customs institutions is far from ideal, the authors of this work therefore decided to consider, what are the prospects for the mobilization of these services with a view to obtaining additional financial resources.

Key words: Budget, taxes, Eurasian Economic Union.

Важным шагом в борьбе за сокращение дефицита бюджета в России может стать разработка оптимальной модели фискального правила, соответствующей критериям четкости определения, прозрачности, адекватности, совместимости, простоты, гибкости, обязательности выполнения, поддержки со стороны других видов экономической политики. Без таких правил борьба с бюджетным дефицитом имеет хаотический, нецеленаправленный и бессистемный характер. [1]

Согласно фискальным правилам ежегодно в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета целесообразно проводить комплекс тактических мероприятий, связанных со сбалансированием бюджета. Проблема преодоления дефицита бюджета в стране является одной из важнейших из самых противоречивых финансовых проблем.

На сегодняшний день, для сохранения объемов бюджетных поступлений на прежнем уровне, а также, в перспективе, для увеличения доходов федерального бюджета, необходимо создать благоприятные условия для преобладания налоговых, а не таможенных поступлений как основного источника пополнения федерального бюджета за счет: ужесточения контроля за налоговыми агентами, которые осуществляют исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление налогов в бюджет, а также ужесточения наказания за неисполнение обязанности по уплате налогов и сборов; укрепление торгово-экономических и политических отношений со странами Восточной и Южной Азии, например с Южной Кореей, которая рассматривается Россией как перспективный источник инвестиций, продукции производственного назначения и оборудования, которое больше не может больше закупаться в Европейском Союзе, но необходимо для наращивания объемов производства и увеличения ВВП; обеспечения активной и масштабной реализации политики импортозамещения, путем [2]:

¾             оказания государственной поддержки национальным производителям по «захвату» сфер, которые раньше занимали зарубежные поставщики, а также создание благоприятных условий для эффективного применение инструментов и механизмов импортозамещения. Это такие отрасли хозяйства, как станкостроение, фармацевтическая и легкая промышленности, тяжелое машиностроение. Важным механизмом, стимулирующим импортозамещение, выступает проводимое Фондом развития промышленности возвратное финансирование по сниженным ставкам, на которое в 2015–2017 гг. в федеральном бюджете Российской Федерации заложено около 19 млрд. рублей. В рамках данного механизма среднему бизнесу предоставляются средства на компенсацию затрат по НИОКР в рамках инвестиционного проекта, результатом которого становятся конкретные индикаторы и показатели промышленного производства;

¾             совершенствования требований к стандартизации и сертификации импортной продукции, а также ужесточение проводимого на таможенной границе ЕАЭС и Государственной границе Российской Федерации карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля. Это позволит значительно сократить ввоз в Россию некачественной продукции, нехватка которой будет восполняться отечественными товарами;

¾             развитие системы государственных закупок отечественной продукции в целях повышения начального спроса и поддержки отечественных производителей до достижения ими конкурентоспособных объемов производства, а также содействия научно – исследовательским, опытно – конструкторским разработкам и техническому перевооружению с помощью государственного субсидирования.

Так же стоит отметить необходимость модернизации и развитии таможенного контроля. Данное направление так же приносит колоссальные средства в бюджет. Соответственно совершенствование таможенного контроля с целью повышения доходов бюджета возможно по следующим направлениям [3]:

¾             усовершенствование порядка организации и проведения таможенных проверок. Согласно Стратегии развития Федеральной таможенной службы к 2020 г. общее количество результативных проверок должно составлять 85 %, запланированный результат, скорее всего, будет достигнут раньше, так как в 2014 г. он уже равнялся 83 %. Однако, чтобы ускорить его достижение, следует совершенствовать в первую очередь законодательную базу, особенно в части проведения таможенных проверок. В нормативных актах должны быть установлены подробные инструкции по действию должностных лиц таможенных органов при осуществлении таможенных проверок;

¾               реализация мероприятий проверочной деятельности, которые направлены на пресечение и профилактику правонарушений в отношении товаров, ввозимых для промышленной сборки автотранспортных средств, проверку уполномоченных экономических операторов, а также участников внешнеэкономической деятельности, отнесенных к низкой категории риска;

¾               целесообразно акцентировать больше внимания таможенных органов на профилактических проверках, чтобы уменьшить риск нарушения таможенного законодательства Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и законодательства Российской Федерации;

¾             повышение эффективности проведения профилактических таможенных проверок. В результате проведения данного вида проверок возбуждаются дела об административных правонарушениях и доначисляются либо взыскиваются таможенные платежи, штрафы;

¾             совершенствование порядка проведения таможенных проверок, направленных на профилактику правонарушений в области таможенного дела. При решении данной задачи необходимо разработать и оптимизировать электронный обмен документами и сведениями между таможенными органами и участниками ВЭД, в отношении которых осуществляется таможенный контроль после выпуска товаров.

Реализация данных предложений поможет не только сохранить на прежнем уровне, но и значительно увеличить объемы поступающих в федеральный бюджет Российской Федерации платежей, администрируемых таможенными органами.

Таким образом, значительная по времени зависимость от сырьевых поступлений сдерживает развитие экономики и приводит к перестройке приоритетов бюджетной политики; целевое снижение дефицита бюджета приведет к исчерпанию Резервного фонда бюджета в 2017 году; проводимая бюджетная политика ведет к нарастанию фискального разрыва и ухудшению долгосрочной бюджетной устойчивости, что фактически означает откладывание кризисных явлений в государственных финансах на не совсем уже отдаленную перспективу.

 

Ссылки на источники

 

1.              Новоселова А.А. Состав и структура доходов и расходов федерального бюджета / А.А. Новоселова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. - №1-3. – С. 110- 112;

2.               Чурикова Е.А. К вопросу о эффективности управления бюджетными ресурсами государства/ Е.А. Чурикова // Современные проблемы права, экономики и управления. - 2016. - №1(2). – С. 194-200;

3.              Яковлев А.А. Особенности российской финансовой системы и перспективы ее совершенствования / А.А. Яковлев // Проблемы и перспективы современной науки. – 2016. - №12.– С. 191-195;

©Паньков В.А. и Ширшиков Н.А., 2017