04 января 2016г.
Инновации представляют собой новые или усовершенствованные продукты или услуги, внедренные на рынке, а также новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в производстве, новые подходы в сфере предоставления услуг [5]. Инновации также являются конечным результатом инновационной деятельности, получивший реализацию как новый либо усовершенствованный продукт, свободно реализуемый на рынке товаров и услуг. Инновации в сравнении с предшествующим продуктом содержат более высокие потребительские качества товаров и услуг, а также более высоким технологическим уровнем. Любые виды структурных образований в экономике (в равной степени это относится к предпринимательским, кредитным и финансовым структурам) применяют инновации применяют инновации как важнейший фактор повышения стабильности функционирования, конкурентоспособности и экономического роста.
Поэтому становится понятным, что только внедрение инноваций способно решить множество задач, стоящих перед российской экономикой и, в первую очередь, направленных на повышение ее конкурентоспособности. Также, по мнению ряда исследователей, инновационное развитие общества немыслимо без создания и развития инновационной инфраструктуры.
Инновации в значительной степени улучшают показатели качества и уровня жизни трудового потенциала страны [2]. Все шире используются инновации при предоставлении образовательных услуг, формировании инновационных методов обучения [6]. Инновации могут внедряться как непосредственно сотрудниками своего предприятия, так и пользоваться услугами по управлению инновационными проектами [7].
В нашей стране инновационная инфраструктура не является чем-то принципиально новым. Более того, ее отдельные элементы были сформированы задолго до того, как был объявлен курс на модернизацию экономики.
Так, первые технопарки и бизнес-инкубаторы были созданы еще в начале 90-х годов ХХ века. В дальнейшем технопарки стали появляться в каждом крупном городе, имеющем значимую научно- исследовательскую базу [1].
Наиболее сложным инновационным образованием (в условиях России) являются наукограды. В настоящее время насчитывается 75 наукоградов (с академгородками), из них 29 располагаются в Московской области. Таким образом, в условиях России практически имеются все условия, необходимые для развития инновационных образований.
В то же время в целом по стране результативность инновационной деятельности относительно низкая – только 9,4% всего разнообразия предприятий занимаются инновациями. Из них собственные разработки используют только 16% предприятий. Доля России в инновационной продукции на мировом рынке не превышает 0,3-0,5 [1]. Подобное положение дел в инновационной сфере связано с определенными изъянами национальной инновационной системы, которая требует более подробного рассмотрения.
Современный маркетинг призван обеспечить успешную политику предприятия на рынке в условиях широкого развития инновационных процессов [3]. Знание при этом становится ведущей производительной силой, а информационные технологии – инновационным маркетинговым каналом. Все направления предпринимательской деятельности, в том числе и инновационные, связаны с маркетингом. С расширением сферы применения маркетинга развиваются и изменяются концепции, методы и инструментарий. Современная маркетинговая система становится совокупностью взаимосвязанных элементов, субъектов и рыночного пространства, требующих модернизации соответствующих методов в управлении.
Другой тотальной проблемой является отсутствие значимых частных инвестиций. Так, за весь период существования технопарков объем частных инвестиций составил 1,4 млрд. руб., что в 4 раза меньше затрат государства. Эта ситуация свидетельствует только об одном – в экономике нет выраженного спроса на инновационные продукты. Рассматриваемая проблема имеет стратегический характер и влияет на всю национальную инновационную систему, а через нее – и на всю экономику страны.
Более частные проблемы затрагивают те или иные функции инновационных структур. Так, одной из проблем, характерных для технопарков и инновационных технологических центров, является неопределенность продолжительности пребывания предприятия в данных структурах. Как правило, малые предприятия, включившись в структуру технопарка, остаются в нем достаточно долго. В результате резко увеличивается период ротации малых предприятий в технопарке, и часто возникает ситуация недоступности площадей технопарка для новых производств и разработок. В итоге технопарк фактически перестает быть объектом инновационной инфраструктуры и становится чем-то вроде холдинга для малых предприятий.
Формальное решение вышеназванной проблемы достаточно простое – установить ограниченный срок пребывания в технопарке фирм-резидентов. Однако отсутствие возможности переноса производства из стен технопарка в другие структуры приведет лишь к формальному решению в виде перерегистрации фирм- резидентов. Реальным выходом здесь может стать подключение региональных властей для создания условий функционирования фирм, покидающих технопарки, и (или) иные инновационные структуры.
Отрабатываются новые методы и подходы, характерные для инфраструктуры предпринимательства, в управлении бизнес-процессами этого направления [4]. Наиболее важные инновационные решения находят отражение в управлении ростом в бизнесе; управлении сбытом и маркетингом; применении стратегии непрерывного органического роста организации; в управлении изменениями в организации; принятии стратегических решений по изменениям в организации; управлении формированием финансовых ресурсов нового бизнеса, создании будущего бизнеса. Уже требуется не просто оценивать предпринимательские риски в управлении бизнесом, а проектировать комплексную систему управления рисками организации.
Проведенный анализ современного состояния инновационной инфраструктуры дает возможность сделать вывод о том, что имеются значительные трудности в развитии производственно-технологической инфраструктуры инновационного предпринимательства. Важнейшей задачей на ближайший период является создание такой инновационной инфраструктуры, которая сможет нейтрализовать факторы, сдерживающие инновационную активность предпринимательства, и создаст реальные условия для инновационного развития экономики.
Список литературы
1. Меньшонков, С.Н. Инновации в международном технологическом обмене: автореф. дис. канд. экон. наук. М., 2004. – 23 с.
2. Симоненко В.Н., Симоненко Н.Н. Показатели качества и уровня жизни трудового потенциала / Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2011. Т. 2. № 8. С. 96- 100.
3. Симоненко Н.Н., Симоненко В.Н. Современные проблемы маркетинга / Успехи современного естествознания. 2014. № 3. С. 191-193.
4. Симоненко, Н.Н. Управление бизнес-процессами в предпринимательской деятельности: учебное пособие / Н.Н. Симоненко, В.Н. Симоненко. – Комсомольск-на-Амуре, ФГБОУ «КнАГТУ», 2014. – 232 с.
5. Симоненко, Н.Н. Управление инновационными и инвестиционными процессами в отраслях экономики: учебное пособие / Н.Н. Симоненко, В.Н. Симоненко. – Комсомольск-на-Амуре, ФГБОУ «КнАГТУ», 2013. – 218 с.
6. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения / Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012. № 2. С. 201-206.
7. Симоненко Н.Н. Услуги по управлению инновационным проектом / Фундаментальные исследования. 2014. № 6-5. С. 1014-1017.