Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

О ФОРМИРОВАНИИ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Авторы:
Город:
Мценск
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   Государственное управление, направленное на достижение эффективного развития страны, предполагает целенаправленное воздействие на следующие компоненты общего развития государства:

-       качество жизни граждан;

-       качество окружающей среды и эффективность использования природных ресурсов;

-       качество и эффективность общественного развития.

    Детализация данных компонент общего развития государства исходя из  характеристики объекта управления позволяет дать системное обоснование потребностей современной системы управления в определенной информации. Далее более детально рассмотрены все компоненты управленческого воздействия.

   «Качество жизни граждан» включает показатели жизнедеятельности населения. До сих пор в отечественных официальных документах статистической отчетности отсутствует отдельный раздел, в котором давалась бы характеристика качества жизни. Большинство показателей, относимых к данной категории, входят в раздел «Население», в котором выделяются такие подразделы как «Уровень жизни», «Жилищные условия», «Неравенство и бедность», «Здравоохранение», «Образование», «Страшнее поколение» и т.д. Содержание этой сферы управления достаточно содержательно представлено, в частности, в работах В. Бобкова [1], В.Г. Садкова и Л.С. Гринкевич [3].

 

10   Антипов И.И. Гарантийный механизм снижения рисков при кредитовании малого и среднего бизнеса // Управление в кредитной организации. 2014. N 1. С. 110.


    Самым существенным пробелом в информационном обеспечении анализа и управления качеством жизни граждан является недостаточность информации по тем направлениям, по которым объектом наблюдения является отдельный человек, семья, социальная группа. Пока в основном объектами статистического наблюдения являются хозяйствующие субъекты, крупные предпринимательские структуры и другие агенты рынка, регионы и муниципальные образования. Проводимые выборочные обследования бюджетов домохозяйств охватывают лишь незначительное их количество, в результате они нерепрезентативны.

   При это организация наблюдений за жизнедеятельностью населения страны в разрезе групп социально- сословной структуры общества через характерных представителей и формирование репрезентативной выборки в каждом из регионов позволят обеспечить условия для объективного исследования протекающих в обществе процессов, и, соответственно, достижения целенаправленного и эффективного управленческого воздействия.

   Вне поля зрения статистического наблюдения сегодня остаются такие объекты и процессы, как обеспечение прав граждан, уровень и качество научно-инновационной деятельности с точки зрения результативности соответствующих процессов и т.д. Представляется, что в перспективе следует переходить от чисто статистических наблюдений и обследований к статистико-социологическим наблюдениям и обследованиям в режиме регулярных мониторинговых наблюдений показателей социального климата, социального благополучия (неблагополучия) населения. Кроме того, на основе системы показателей, характеризующих качество жизни, должен формироваться его интегральный показатель. Это также относится и к системе показателей мониторинга окружающей среды и рациональности природопользования.

    Для анализа и оценки следующего компонента – управления качеством окружающей среды и эффективности использования природных ресурсов – необходима целостная система локальных показателей в разрезе  состояния отдельных подсистем окружающей  среды, комплексных показателей качества отдельных «сред» (воздушная, водная, недра и т.д.). Здесь также необходим интегральный показатель качества окружающей среды в целом и рациональности использования природных ресурсов. Следует отметить, что объектом наблюдения должна являться как собственно окружающая среда (этого сейчас почти нет), так и предприятия – природопользователи, предоставляющие в настоящее время соответствующую отчетность. Таким образом, статистические наблюдения и обследования качества окружающей среды и использования природных ресурсов не должны ограничиваться отчетными данными, предоставляемыми предприятиями и организациями, сегодня нужен мониторинг процессов, происходящих в самой природе.

   Одним из весьма актуальных направлений совершенствования статистики является развитие статистики национального богатства в региональном разрезе. На результатах комплексной оценки национального богатства должна базироваться стратегия развития и государства, и отдельных регионов. Национальное богатство, в конечном счете, должно определять устойчивость национальной валюты и величину денежной массы, необходимой для динамичного и целенаправленного социально-экономического развития, а не только величину золотовалютных резервов.

    Разработка научно-методических основ совершенствования статистики национального богатства должна включать в первую очередь формирование и утверждение регламентов экономической оценки природных ресурсов, интеллектуальной собственности, человеческого капитала и далее – бухгалтерской и статистической отчетности по этим объектам. Организация комплексного мониторинга развития собственно экономической системы требует проектирования адекватного мониторинга деятельности первичных экономических субъектов, прежде всего, предприятий и организаций.

    Систему статистических показателей для анализа и оценки управления качеством и эффективностью общественного развития необходимо строить на принципах системного подхода. При этом в основе структурного выстраивания этих показателей должны лежать три информационных макроблока.

    Первый макроблок - «Потенциальные источники общественного развития» - должен включать экономико- статистические показатели, характеризующие природный потенциал, научно-технический потенциал, материально-производственный потенциал, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, источники финансирования инвестиций и другие показатели.

   Второй макроблок - «Процессы реализации потенциала общественного развития» - должен включать систему показателей, характеризующих процессы вовлечения ресурсов общественного развития, их задействование в экономических и социальных инновационных технологиях.

   Третий макроблок - «Результаты экономического развития» - должен содержать экономико-статистические показатели, характеризующие валовый внутренний продукт, объем промышленной продукции, объем сельскохозяйственной  продукции,  объем  инвестиций  в  реальный  сектор  экономики,  торговый  оборот, внешнеторговый оборот, объем налоговых доходов, доходы и расходы бюджета, платежный баланс и другие показатели.

    Представляется, что при разработке указанного перечня экономико-статистических показателей и порядка их оценки необходимо ориентироваться на систему национальных счетов (СНС), но с ее расширением, чтобы достичь системности представления информации и, в результате, обеспечить возможности измерения конечных результатов, качества и эффективности общественного развития.

    Предлагаемая система наблюдения экономико-статистических показателей может, с одной стороны, способствовать качественному анализу происходящих процессов в экономике, а с другой, – обеспечивать возможности для обоснования целевых установок по развитию страны. Развитие экономики, в конечном итоге, должно обеспечивать рост качества жизни и благополучия населения, улучшение состояния окружающей среды. Поэтому на современном этапе развития критерии оценки экономических показателей должны, прежде всего, ориентироваться на отслеживание динамики человеческого развития в государстве и отдельных регионах. Таким образом, любое инвестирование ресурсов, производство продукции, ее обращение, должны способствовать не просто росту капитала, а росту здоровья, интеллекта и доходов населения, улучшению качества экологической среды, как в настоящее время, так и в перспективе.

     Как отмечает коллектив авторов во главе с Б.Т. Рябушкиным, в соответствии с объективной логикой, постановка экономических целей предполагает определение ресурсов для их реализации [2]. Следовательно, предлагаемый макроблок показателей «Потенциальные источники экономического развития» будет способствовать получению информации, которая требуется для оценки имеющихся фактических ресурсов страны, необходимых для достижения поставленных целей. Второй макроблок «Результаты макроэкономического развития» необходим для оценки уровня достижения поставленных обществом и государством целей.

     Из вышеизложенного следует, что целостная система социально-экономических показателей для эффективного управления жизнедеятельностью должна включать:

систему показателей ресурсного потенциала национального развития; систему показателей национальных счетов;

систему показателей качества жизни;

систему показателей качества окружающей среды.

    Взаимосвязь между этими системами представлена на Рисунке 1.


Рис.1. Взаимосвязь систем показателей качества и эффективности общественного развития

 

    Таким образом, в основе развития системы комплексной информатизации управления и национальной статистики, помимо системы национальных счетов, должны лежать и другие системы показателей, поскольку конечные результаты развития общества находятся за пределами экономической системы.

    В общем и целом в данном случае речь должна идти о таких интегральных показателях как «качество жизни» и «качество экологической среды». Это обусловлено тем, что как в масштабах цивилизации в целом, так и в национальных масштабах каждой из стран, масштабах регионов, в масштабах территорий непосредственной жизнедеятельности каждого человека, как и города, района, поселка, социальные и экологические аспекты жизнедеятельности являются «конечноцелевыми». Экономическое развитие в данном случае является средством саморазвития. Следовательно, широко используемая в мире для оценки динамики и эффективности развития система национальных счетов должна быть расширена и модернизирована в «систему национальных счетов, качества и эффективности общественного развития». Представляется, что именно в таком направлении должна развиваться система показателей мониторинга качества и эффективности общественного развития.



Список литературы

1.     Бобков В. О задачах повышения уровня и качества жизни населения России / В. Бобков // Общество и экономика. – 2000. - №2. - С. 34-58.

2.     Рябушкин Б.Т. К вопросу о концепции и содержании системы статистических показателей для анализа социально-экономического развития России и ее регионов / Б.Т. Рябушкин, Н.С. Апарин, Л.С. Мымрикова, Е.С. Заварина // Вопросы статистики. – 1999. - №7. – С. 40-45.

3.     Садков В.Г. От индекса развития человеческого потенциала к индексу гармоничного развития цивилизации / В.Г. Садков, Л.С. Гринкевич. // Общество и экономика, 2001, №7-8, С. 220-225.