17 февраля 2018г.
Финансы муниципальных образований призваны обеспечивать местные бюджеты необходимыми ресурсами для реализации возложенных на них полномочий. Муниципалитеты выполняют важнейшие жизнеобеспечивающие функции для населения. Их множественность и существенные различия в финансовых возможностях требуют серьезного, комплексного подхода к организации.
Вопросы политической ориентации традиционно рассматриваются на федеральном и региональном уровнях. Что касается муниципалитетов, то как правило, их политические предпочтения выстраиваются исключительно в контексте региональной и федеральной политики [2]. Вместе с тем, последние годы потребовали от муниципалитетов пересмотра такого подхода и концентрации административных и организационных усилий на определении собственных политических ориентиров и поиске уникальных политических решений, способных обеспечить опережающее развитие подведомственной территории.
Особое внимание стало уделяться формированию муниципальной политики в области финансов. Финансовая сторона деятельности местных органов самоуправления вызывает весьма неоднозначную реакцию. Чаще всего финансовое положение муниципалитетов характеризуется с позиций нестабильности и недостаточности. В этой связи формирование политики муниципалитета в области финансов является необходимым элементом его деятельности в современных условиях. Она складывается за счет следующих ее составных частей: политика в области бюджета и в сфере экономического развития территории. При этом любые политические вопросы могут быть решены только при четком определении целей и задач. Основными целями политики муниципалитета в области финансов являются:
-максимальное поступление средств в местный бюджет, в том числе за счет развития реального сектора подведомственной территории;
-рост реальных доходов граждан, что обеспечивает увеличение поступлений в местный бюджет от налога на доходы физических лиц;
-повышение уровня и качества жизни жителей муниципалитета.
Полагаем, что муниципальная политика в области финансов может рассматриваться как совокупность отношений, возникающих в процессе формирования важнейших целей и задач муниципалитетов.
Концепция развития муниципального образования должна согласовываться с общегосударственной концепцией, при этом исходить из специфики территории. Она выступает базисом, на основании которого в дальнейшем формируются программы и планы. Программа финансово-бюджетного развития местных бюджетов должна раскрывать концептуальные основы бюджетной политики муниципалитета, а также содержать подпрограммы. В завершении необходима разработка плана финансово-бюджетного развития муниципального образования. Важным моментом видится согласование концепции, программ и планов, их взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение. Только те планы в области финансов и бюджета дадут ожидаемый социально-экономический эффект, которые сформированы на основе адекватных программ социально-экономического развития, в основе которых, в свою очередь, положена четкая, продуманная и соответствующая интересам и потребностям территории концепция.
Соотношение концепции, программ и планов представлено на рисунке.
Для успешного
достижения целей бюджетной политики муниципалитета требуется реализация соответствующей финансовой
стратегии и тактики. Безусловно, деятельность муниципалитета чаще всего не противоречит политике региона и федерального центра, а встраивается в их основные
приоритеты. Однако отсутствие своей
генеральной линии развития может привести
к нарушению последовательности действий
и не возможности достижения важнейших
целей развития. Полагаем, что необходимо предусмотреть на муниципальном уровне направления бюджетной политики, аналогичные разделам вышестоящих бюджетов, а также включить
в ее состав те элементы,
которые определяются спецификой муниципалитета. В частности,
на территории города Мичуринска, являющегося наукоградом Российской Федерации, необходимо дополнить стандартные разделы бюджетно-налоговой политики (политика в области доходов,
расходов, межбюджетных отношений), разделом,
посвященным реализации программы
развития города как наукограда. В настоящее
время Мичуринск выступает инициатором реализации такого сегмента системы здорового питания, как продукты из плодоовощного сырья с заданными
полезными свойствами. Исследования, которые проводятся в данном направлении, требуют определенных финансовых затрат. Безусловно, только усилиями бюджета города реализовать большинство новаций не представляется возможным. В связи с этим муниципалитет активно сотрудничает с бизнесом,
что позволяет на условиях государственно-частного партнерства достигнуть необходимый
социальный и экономический эффект.
Базисные элементы бюджетно-налоговой политики формируют следующие направления. В отношении
доходов муниципалитета на протяжении последних лет актуальным является направление бюджетной политики, связанное с укреплением налогового потенциала города. Прежде всего, речь идет о развитии производственного сектора за счет привлечения инвесторов. Для предоставления инвесторам максимально доступной информации, на официальном сайте администрации города сформирована информационная платформа, содержащая сведения о инвестиционных площадках. Данные о их составе представлены в таблице
1.
Таблица 1 – Сведения о инвестиционных площадках, расположенных на территории города Мичуринска на 1 января 2018 года [4].
Показатели
|
на 01.01.2018
|
Общее количество инвестиционных площадок, ед.
|
10
|
В том числе:
1.Предназначенных для размещения промышленных объектов, ед.
|
3
|
-общая площадь площадок для промышленных объектов, га
|
71,83
|
2.Предназначенных для жилищного строительства, ед.
|
7
|
-общая площадь площадок для жилищного строительства,
га
|
7,9
|
Политика в области расходов лежит в плоскости их оптимизации и дальнейшей
ориентации на социальную составляющую. Прежде всего необходимо поддерживать политику полного и своевременного финансирования всех социальных расходов на территории города, предпринимать меры, способствующие росту реальных доходов горожан, активно сотрудничать с ведущими промышленными организациями города, представителями бизнеса с целью возможного софинансирования отдельных
видов социальных расходов.
Важное место в решении
политических вопросов занимает работа со стороны муниципалитетов по продвижению своих предложений в сфере совершенствования межбюджетных отношений. К сожалению,
большинство мер, предлагаемых муниципалитетами, не рассматриваются и не учитываются при формировании политики на федеральном уровне. Однако работу необходимо проводить. Чем более активно
местные органы самоуправления будут включаться в нее, тем больше
шансов быть услышанными, и тем больше возможностей внедрить предложения, ориентированные на укрепление финансовых основ муниципалитетов. В частности, речь идет о возможности передачи части средств от налога на имущество
организаций на местный уровень, перераспределении налога на прибыль организаций,
закреплении и четком определении источников формирования дорожных фондов муниципалитетов. В конечном
итоге решение всех политических вопросов призвано обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие города, достижение стабильного экономического роста.
В городе Мичуринске сформирована и успешно
реализуется система мероприятий по внедрению проекта «Бюджет для граждан». Полагаем, что повышение финансовой грамотности населения будет способствовать более активному включению граждан в бюджетный
процесс, а также позволит
скорректировать направления бюджетной
политики с учетом интересов и потребностей
горожан.
Список литературы
1
.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ// Информационно-правовое обеспечение «Гарант». – [Электронный ресурс]. – Электрон,
прогр. – М., 2018. – Режим доступа:
http://www.garant.ru/
2
.Постановление администрации Тамбовской области № 1014 от 19.10.2017 года Об утверждении основных направлений бюджетной и налоговой политики Тамбовской области на 2018 год и плановый период 2019 -2020 годов//[Электронный ресурс]. – Электрон,
прогр. – М., 2018. – Режим доступа: http://www.fin.tmbreg.ru/
3
.Официальный сайт Финансового управления Тамбовской области //[Электронный ресурс]. – Электрон,
прогр. – М., 2018. – Режим доступа: http://www.fin.tmbreg.ru/
4
.Официальный сайт администрации города Мичуринска//[Электронный ресурс]. – Электрон,
прогр. – М., 2018. – Режим доступа:
http://www.naukograd-michurinsk.ru/