Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МИРОВОЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ СТОИМОСТИ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

    В данной статье будут рассмотрены некоторые аспекты мирового опыта оценки стоимости нематериальных активов (далее - НМА) компаний. В условиях глобализации процессов мировой экономики особое значение для России в создании конкурентоспособности бизнеса приобретает изучение правовых методов и принципов, применяемых в странах с развитой рыночной экономикой. Особый интерес с этой точки зрения представляют страны, отличающиеся высоким уровнем развития бизнеса2.

    В плане международного регулирования порядка оценки нематериальных активов наиболее подробным документом является Руководство 8 «Оценка неосязаемых (нематериальных) активов» Европейских стандартов оценки (далее - Руководство)3. Рассмотрим его положения, которые могут представлять интерес с точки зрения дополнения процедур оценки, применяемых сейчас в России. Согласно Руководству, нематериальные активы делятся на три основные категории:

-   гудвилл бизнеса (нераспределенные нематериальные активы);

-   персональный гудвилл;

-   идентифицируемые нематериальные активы.

   Первые две категории активов могут оцениваться только как целое посредством процедур, которые являются специфическими для капитализации излишних доходов (или ренты гудвилла, или экономической прибыли). Идентифицируемые нематериальные активы бизнеса могут оцениваться в индивидуальном порядке, если можно определить срок их службы и если за этот период они обеспечивают бизнесу измеримые выгоды.4

    На величину стоимости НМА может повлиять наличие или отсутствие специфических атрибутов:

-   идентифицируемость, то есть отделимость от других активов;

-     возможность продать, сдать в аренду, обменять или распределить будущий экономический доход, связанный с активом;

 

1 Ершова Е.А. Гудвилл бизнеса. М.: Статут, 2013. С. 123.

2 Международное руководство по оценке 4 (МР 4) «Оценка неосязаемых (нематериальных) активов», Международные стандарты оценки. 7-е изд., 2005. Аутентичные перевод на русский язык с печатного англоязычного оригинала, выпущенного Международным комитетом по стандартам оценки (МКСО) 9 февраля 2005.

3 Аникин П.А. Методология и практика расчета справедливой стоимости нематериальных активов // МСФО и МСА в кредитной организации.2012. N 4. С. 69.


-    контроль - возможность получить будущие экономические выгоды, поступающие от нематериальных активов, и ограничить третьим сторонам доступ к этим выгодам;

-    приобретен ли актив или является внутрисозданным, то есть произведенным в результате событий, которые произошли в конкретный момент времени;

-   возможность определения ограниченного или идентифицируемого срока полезной службы;

-   способность генерировать поддающуюся измерению сумму экономической выгоды для собственника;

-   повышение стоимости материального актива, с которым он (нематериальный актив) связан.

     Также уделяется внимание достоверности информации, на которой базируются расчеты. Должны быть предприняты шаги, обеспечивающие надежность источников данных, используемых для оценки. Руководство выделяет различные базы оценки стоимости нематериальных активов, которые зависят от цели оценки, функционального и экономического состояния НМА. Такими базами являются:

-     стоимость в использовании (ценность использования) нематериальных активов как часть стоимости бизнеса - доля стоимости всей компании, распределенная между индивидуальными активами;

-   стоимость в использовании индивидуального нематериального актива (или группы активов): приведенная к текущему моменту стоимость расчетных будущих денежных потоков, которые, как ожидается, возникнут от продолжения использования актива и от его ликвидации в конце срока его полезной службы;

-   рыночная стоимость нематериальных активов при продаже в коммерческих сделках;

-   ликвидационная стоимость или стоимость при вынужденной продаже (по частям);

-   амортизированные затраты замещения.

    В настоящее время термин «гудвилл», употребляемый в российской правовой литературе, имеет ярко выраженное «экономическое» наполнение и содержание, поскольку упоминается по большей части в бухгалтерских нормативных актах, а также в оценочной деятельности. Очевидно, именно этим вызван тот факт, что практически все исследования, посвященные гудвилл, были написаны экономистами, которые рассматривают его как компонент рыночной стоимости предприятия либо рассматривают экономическое содержание гудвилл в качестве объекта оценки5.

   Опыт существования в течение нескольких столетий в  англо-американском праве института гудвилл заслуживает пристального изучения с точки зрения целесообразности применения понятий института гудвилл в российском праве и создания необходимой нормативно-правовой базы. Вопросам законодательства, связанного с гудвилл, уделяется значительное внимание в странах с развитой экономикой. Так, американский Конгресс включил вопрос гудвилл в число вопросов, подлежащих постоянному мониторингу6. Это объясняется огромными суммами, приходящимися на долю гудвилл в активах бизнеса. В некоторых случаях стоимость гудвилл составляет до 85% от стоимости бизнеса. По данным анализа компании Goldman Sachs, стоимость гудвилл 500 крупнейших компаний США составляет порядка 2,6 трлн. долл., или 10% от общей стоимости активов этих компаний7.

    Нематериальные активы, включающие деловую репутацию предприятия, созданные бренды, списки клиентов, уникальную позицию на рынке, удобное расположение, знание новых технологий, особые навыки и умения персонала и менеджмента, представляют собой группу активов, именуемых в странах общего права «гудвилл»8. Эти активы возникают в результате использования имени, репутации, внимания заказчиков или клиентов, места расположения, выпускаемой продукции или услуг и других сходных факторов, которые не могут быть идентифицированы отдельно от предприятия, но которые имеют материальное выражение и способны производить дополнительные экономические ценности.9

     В странах континентального права подобные нематериальные активы также хорошо известны, однако по сравнению с гудвилл их смысловое наполнение является более узким и включает в себя, прежде всего возможности юридического лица с точки зрения поиска новых контрагентов, т.е. главным образом наличие клиентелы. «Achallandage», «unternehmensmehrwert» и «avviamento», представленные соответственно во Франции, Германии и Италии, характеризуют нематериальные активы, которые создаются в ходе деятельности юридического лица, представляя собой прежде всего наличие потенциала или шансов, которые могут возникнуть у юридического лица в плане заключения новых контрактов.

 

 

5 Ершова Е.А. Гудвилл бизнеса. М.: Статут, 2013. С. 123.

6 McCarthy M.G., Schneider D.K. Market Perception of Goodwill: Some Empirical Evidence // Accounting and Business Research. 1995. Vol. 26. N 1. P. 70.

7 The Goodwill, the Bad and the Ugly / Corporate Write-downs // Economist. 2009. Vol. 390. N 8615.

8 Оксфордский толковый словарь. М., 1995. С. 588.

99 Cole S.R. Business Valuation: No Agreement, No Sale // CA Magazine. 1992. Vol. 125. N 4. P. 51.

      Современная структура активов компании быстро меняется,  и значительная часть стоимости бизнеса сегодня сосредотачивается в нематериальных активах. Обращаясь к международной практике, мы видим, что доля нематериальных активов в стоимости организации может достигать 70%. Это наглядно прослеживается в рыночной оценке таких компаний, как, например, Google или Apple.

   На современном этапе развития промышленности, а также усложнения межличностных коммуникаций особое значение приобретают интеллектуальные права как один из наиболее ценных и ликвидных нематериальных активов должников-организаций.

    К сожалению, российская практика на данный момент в полной мере не обладает полноценными и современными методиками оценки описанных выше НМА. Также российская практика пока не выработала адекватных подходов к оценке стоимости НМА)для целей залога, что могло бы оказаться полезным малым и средним предприятиям технологической сферы, где львиную долю активов и пассивов составляют именно НМА и задолженность по оплате труда персонала.10

     Таким образом, в данной статье были рассмотрены некоторые аспекты успешного опыта развитых страна в части оценки такого сложно, но в тоже время становящегося все более важным вида активов, как НМА.

 

Список литературы

1.     Аникин П.А. Методология и практика расчета справедливой стоимости нематериальных активов // МСФО и МСА в кредитной организации. 2012. N 4. С. 69.

2.     Антипов И.И. Гарантийный механизм снижения рисков при кредитовании малого и среднего бизнеса // Управление в кредитной организации. 2014. N 1. С. 110.

3.     Ершова Е.А. Гудвилл бизнеса. М.: Статут, 2013. С. 123.

4.     Международное руководство по оценке 4 (МР 4) «Оценка неосязаемых (нематериальных) активов», Международные стандарты оценки. 7-е изд., 2005. Аутентичные перевод на русский язык с печатного англоязычного оригинала, выпущенного Международным комитетом по стандартам оценки (МКСО) 9 февраля 2005.

5.     Оксфордский толковый словарь. М., 1995. С. 588.

6.     Cole S.R. Business Valuation: No Agreement, No Sale // CA Magazine. 1992. Vol. 125. N 4. P. 51.

7.     McCarthy M.G., Schneider D.K. Market Perception of Goodwill: Some Empirical Evidence // Accounting and Business Research. 1995. Vol. 26. N 1. P. 70.

8.     The Goodwill, the Bad and the Ugly / Corporate Write-downs // Economist. 2009. Vol. 390. N 8615.