Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Авторы:
Город:
Астана
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   Полноценное функционирование Евразийского экономического союза с 1 января 2015 года предусматривает действие гармонизированных и согласованных финансовых условий по всем категориям экономических отношений между странами – участниками союза. Особенностью создания этих условий является то, что все члены ЕАЭС республики бывшей единой страны – СССР. Гармонизация основных финансовых законодательств шла, в основном, в сфере внешнеэкономичсеких отношений – по внешней торговле, по инвестициям, по регулированию валютных отношений.

   В то же время, условия функционирования хозяйствующих субъектов в новом экономическом союзе, требуют гармонизации «внутренних» финансовых законодательств, особенно, по налогообложению, тарифам и межбюджетным отношениям. Вопросы гармонизации тарифов и налогообложения регулярно обсуждаются на разных уровнях экономического регулирования стран участников. Вопросы межбюджетных отношений, формирования доходов местных (муниципиальных) бюджетов,  требуют дополнительного изучения в свете углубления интеграционного взаимодействия наших стран, которые станут важным фактором активизации экономического сотрудничества.

    Общеизвестно, что эффективность и результативность выполнения функции государства, в основном, зависит от построения соответствующей системы управления государственными финансами. Одной из главных задач управления государственными финансами - способствовать устойчивому и эффективному экономическому развитию страны посредством оптимизации межбюджетных отношений.В рамках реализации Стратегии «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявщегося государства» принимаются необходимые меры по совершенствованию финансовой системы Республики Казахстан. В Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года о Бюджетной политике было сказано, что новым принципом бюджетной политики должен стать принцип расходования и траты только в пределах своих возможностейбюджета и сократить дефицит до максимально возможного минимума. [1. стр. 4]

    В Концепции развития местного самоуправления в Республике Казахстан, утвержденной Президентом от 28 ноября 2012 года, основными принципами организации и деятельности местного самоуправления определено расширение финансовой самостоятельности всех уровней управления, особенно, нижних уровней органов самоуправления. [2. стр. 11]

   Следовательно, при реформировании бюджетного устройства Казахстана возникает необходимость в разработке оптимальных моделей формирования и взаимоотношений бюджетов различного уровня. В Бюджетным кодексе Республики Казахстан, принятом 24 апреля 2004 года, и введенном в действие с 1 января 2005 года определены основы устройства и управления бюджетной системой страны и принципы межбюджетных отношений.[3. стр. 21]

   Межбюджетные отношения основаны на разграничении функций и полномочий между уровнями государственного управленияи местного самоуправления, едином распределении поступлений и расходов, а также на единстве и прозрачности методов определения межбюджетных отношений.

    В Республике Казахстан была принята кооперативная модель межбюджетных отношений, характеризующаяся наличием собственных и регулируемых налогов для каждого уровня бюджетной системы, повышенной ответственностью центра за состояние местных бюджетов и допустимо-оправданное ограничение фактической самостоятельности местных органов власти в вопросах внешних заимствований. Также, установлен развитой механизм перераспределения финансовых средств между уровнями бюджетной системы через трансферты.

В Казахстане межбюджетные отношения основываются на следующих принципах: [3. стр 21].

-    равенство бюджетов областей, городов республиканского значения, столицы во взаимоотношениях с республиканским бюджетом, бюджетов районов (городов областного значения) во взаимоотношениях с вышестоящим областным бюджетом;

-      эффективное распределение поступлений, учитывающее одновременное соблюдение следующих критериев их разграничения:

-        выравнивание уровней бюджетной обеспеченности административно-территориальных единиц Республики Казахстан;

-          обеспечение предоставления местными исполнительными органами одинакового уровня государственных услуг;

-    максимальная эффективность и результативность предоставления государственных услуг, закрепление государственных услуг за тем уровнем государственного управления, который может обеспечить наиболее эффективное и результативное производство и предоставление государственных услуг и др.

   Вышеперечисленные принципы, особенно в части формирования доходной части местных бюджетов, с целью повышения заинтересованности местных органов власти в увеличении доходов, имеют определенные сложности при их реализации.

   Целью межбюджетных отношений является создание необходимых условий для бюджетного выравнивания, минимальных государственных  социальных стандартов на всей территории страны, сбалансирования бюджетов на каждом уровне с учетом возлагаемых на них задач и функций исходя из имеющегося налогового потенциала на соответствующих территориях

     Финансовая самостоятельность региона тесно связана с наличием на его территории необходимого экономико-финансового потенциала, позволяющего сформировать местный бюджет при помощи доходов, собираемых на его территории. При отсутствии у региона этой необходимой финансовой базы и возникает необходимость перераспределения централизованных средств Государственного бюджета, в основном Республиканского бюджета, между местными бюджетами разного уровня.

    Объемы ВВП, динамика их роста и параметры Государственного бюджета Республики Казахстан приведены в Табл.1.

Таблица 1 Основные макроэкономические показатели и параметры Государственного бюджета Республики Казахстан

 

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

прогноз

Объем ВВП в млрд тенге

29274,0

36586,0

41221,5

45121,5

Средний обменный курс тенге к 1 долл. США

149

148

179

186

оценка

Объем ВВП в млрд долл. США

196,1

247,2

230,1

242,6

Динамика роста ВВП, в %

5,3

6,5

4,5

4,3

Инфляция, в %

7,9

6,0

6,0

6,0

Доходы госбюджета (млрд тенге)

 

5159,6

 

5415,1

 

5707,1

 

6858,0

Доходы госбюджета (млрд долл США)

 

34,6

 

36,5

 

31,8

 

36,8

Трансферты из Национального фонда РК, в млрд тенге

 

1200,0

 

1517,2

 

1300,0

 

1702,0

Расходы госбюджета (млрд тенге)

5741,4

6200,3

6466,0

7307,0

 

0

Расходы госбюджета (млрд долларов США)

38,5

41,8

36,1

39,2

 

1

Дефицит (млрд тенге)

-581,9

-785,2

758,9

997,0

 

3

Дефицитбюджета к ВВП, в %

1,9

2,1

1,8

2,2

Источник: Статистиечские данныесоциально-экономического развития РК 2011-2015 гг.



    Среди основных макроэкономических параметров доходы и расходы бюджета сохраняет тенденцию к росту соответственно общему росту ВВП, а дефицит будет в пределах 2,2%.

    Поступления в доходы Республиканского бюджета РК трансфертов от Национального фондаРеспублики Казахстан в 2012 году составил 1200,0 млрд тенге. На 2015 год предусмотрены трансферты 1702, 0 млрд. тенге, что больше на 1, 4 раза.

    В соответствии с закономи еспублики Казахстан «О республиканском бюджете на 2013-2015 годы», «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2011-2013 годы» в республиканском бюджете на 2012-2015 годы были установлены объемы субвенций, передаваемых из республиканского бюджета в областные бюджеты, бюджет города Астаны, в сумме 789,9 млрд. тенге в 2012 году, 880,5 млрд. тенге в 2013 году и 865,9 млрд. тенге в 2014 году.

   Анализ динамики объемов субвенций  по областным бюджетам Республики Казахстан 2012-2014 гг. показывает, что при сложившейся системе межбюджетных отношений, размеры субвенций и трансфертов имеют тенденцию к росту. Увеличение объемов субвенций и трансфертов в регионы, показывают отсутствие стимулирующих факторов к росту самостоятельности местных властей при формировании доходов местных бюджетов. К примеру, в доходной части местных бюджетов Южно-Казахстанской области трансферты составляют около 80% всех доходов, а собственные доходы - налоговых и неналоговых поступлений составляют всего 20%, а в Кызылординской области в 2013 году размеры трансфертов составили 91,4% доходов областного бюджета. Даже, в такой промышленно развитой, в части экономического потенциала Карагандинской области, размер трансфертов в 2013 году составили 52,7 % от общих поступлений областного бюджета, что является отрицательным фактором оценки экономико-финансового потенциала региона для определения инвестиционной привлекательности зарубежными инвесторами.

   Данная проблема межбюджетных отношений в Республике Казахстан, где в доходной части местных бюджетов трансферты занимают большую долю от всех доходов, является результатом неоправданной меры централизации по управлению государственными финансами. Это в свою очередь препятствует осуществлению экономической политики государства по децентрализацию государственного управления финансами, ограничивает самостоятельность и инициативу местных органов власти.

   Решение данной проблемы осуществляется путем применения общеизвестного методологического подхода, суть которого заключается в установлении размеров регулирующих факторов в формировании доходов местного бюджета, т.е. в введении регулирующих налогов, как источника доходов совместного использования разными уровнями бюджета и использования единых, стабильных на протяжении определенного периода времени нормативов отчислений регулирующих налогов. В Концепции развития местного самоуправления данному направлению дана определяющая роль, так как она дает представление об уровне развитости региона и является наиболее приемлемым и эффективным с точки зрения стабильности формирования доходов местных бюджетов и усиления заинтересованности местных органов власти в сборе налогов, расширении налогооблагаемой базы.

Должны устанавливаться стабильные нормативы отчислений по регулирующим налогам на несколько лет (3-5 лет) для каждой области на республиканском уровне и для каждого района и города на областном уровне. Это позволит достичь определенной самостоятельности местных бюджетов и избавит  от  опасений изъятия доходов в случае их превышения над плановыми показателями. Необходимо разработать соответствующие механизмы с тем, чтобы перейти к применению регулирующих налогов.

Неопределенность ситуации по трансфертам, по нашему мнению сложилась из-за неопределенности в законодательных основах формирования финансовых потоков между бюджетами.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан межбюджетные отношения регулируются[4. стр. 11]: 

1)     между республиканским и областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы:

 трансфертами; 

бюджетными кредитами;

2)   между областным и районными (городов областного значения) бюджетами: трансфертами;

бюджетными кредитами; нормативами распределения доходов.

     Трансферты подразделяются на трансферты общего характера, целевые текущие трансферты, целевые

     Определение трансфертов в Бюджетном кодексе Республики Казахстан приведено как «...трансферты общего характера направлены на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности местных бюджетов и обеспечение равных фискальных возможностей для предоставления стандартного уровня государственных услуг в соответствии с направлениями расходов, закрепленными Бюджетным кодексом за каждым уровнем бюджета. Трансфертами общего характера являются бюджетные субвенции и бюджетные изъятия...».

   Также, определение бюджетных субвенций звучит так, «Бюджетными субвенциями являются трансферты, передаваемые из вышестоящих бюджетов в нижестоящие бюджеты в пределах сумм, утвержденных в республиканском или областном бюджете».

   Поэтому, когда мы читаем информацию об оказании вышеприведенных субвенций, например, для Южно Казахстанской области в размере 200,0 млрд. тенге (80% процентов дохода), у экономистов, не  знакомых с законодательными перипетиями, связанными с определением трансфертов  в Бюджетном кодексе, возникает неопределенность и сомнения в обоснованности этих данных. Так как, в принципе размер субвенций не может быть более 10-20% от размера местного бюджета.

    Дело в том, что в классическом понимании субвенция - это вид бюджетной финасовой помощи местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемой на определенные цели. Для общего выравнивания уровня бюджетной обеспеченности выделяется – дотация. Субсидия – это государственнная безвозмездная финансовая помощь производителям продукции и организациям, оказывающим услуги.

     Как известно, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федераций к основным инструментам межбюджетного регулирования относятся[4. стр. 33]:

-дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов и регионов Российской Федерации. Например, дотации местным бюджетам на выравнивание их бюджетной обеспеченности выделяются через фонды финансовой поддержки;

-субвенции для оказания финасовой помощи местным органам власти, предоставляемой только на определенные цели. Например, субвенции из Фонда компенсаций распределяются с целью обеспечения финансирования расходов по предоставлению льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан Российской Федерации;

-субсидии на финансирование отдельных целевых расходов субъектов и регионов.

На основании вышеизложенного, предлагаем для внесения определенности и унификации с общепринятыми формулировками в названиях финансовой помощи, оказываемой из республиканского бюджетов местным бюджетам, внести изменения в 40-44 статьи Бюджетного кодекса РеспубликиКазахстан. Слова «трансферты общего характера» изменить на слово «дотации», слова «целевые текущие трансферты»на слово «субвенции» и внести определение «субсидии»- безвозмездная финансовая помощь производителям продукции и организациям, оказывающим услуги.

    Актуальность решения данной проблемы, с определениями бюджетой финансовой помощи, станет более ощутимым в связи с созданием ЕАЭС. Во всех странах экономического союза основные определения инструментов межбюджетных отношений должны быть одинаково восприняты, где бы они не применялись.

    Переход к применению общепринятых в экономическом мире определении, станет еще более актуальным при вхождении нашей страны во ВТО, где на применение необоснованных субсидий, субвенций из бюджета неравнодушны и относятся к ним не очень положительно.

   Подводя итоги, можем констатировать, что среди необходимых основных мер по повышению эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными финансами можно выделить следующее:

1.   Внести изменения в 40-44 статьи Бюджетного кодекса с учетом унификации применения классических, общепринятых определении инструментов межбюджетных отношений;

2.   Введение регулирующих налогов, как источника доходов совместного использования разными уровнями бюджета, включая республиканский бюджет;

3.         Повышение результативности бюджетных расходов и совершенствование среднесрочного планирования;

4.    Повышение прозрачности исполнения местных бюджетов и совершенствование законодательства в области формирования доходов местных бюджетов;

5.       Совершенствование системы формирования и распределения межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета и иных видов финансовой помощи

      Словом, механизм регулирования межбюджетных отношений должен работать на новых принципах, обеспечивающих в этом деле самостоятельность местных органов власти с учетом интересов государства и формирования человеческого капитала отвечающим требованиям современного развития общества.



Список литературы

1.     Послание Президента Республики Казахстан – Лидера нации Н.А.Назарбаева народу Казахстана Стратегия «Казахстан - 2050»: новый политический курс состоявщегося государства. Казахстанская правда. 15 декабря 2012 года. № 437-438. Астана,

2.     Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан. Казахстанская правда 29 ноября 2012 года. № 401-402. Астана.

3.     Бюджетный кодекс Республики Казахстан. Алматы. 2007.

4.     Бюджетный кодекс Российской Федерации. Москва. 2008.

5.     Налоговый Кодекс Республики Казахстан. Алматы. 2007.

6.     www.minfin.kz