04 января 2016г.
С момента провозглашения политической и экономической независимости Украины актуальным стал вопрос о создании суверенной финансово-кредитной системы. Проблема состояла в том, что действующие тогда финансовая и кредитная системы были построены по модели административно-командной экономики СССР. Дальнейшее экономическое развитие страны было невозможно без формирования и развития собственной финансовой, денежной и кредитной системы, которые, в свою очередь, основываются на финансово-бюджетной политике и нормативно-правовой базе.
В соответствии с Конституцией, Украина есть суверенное и независимое, демократическое, социальное, правовое государство. Суверенитет Украины распространяется на всю ее территорию. [2]
В стране выделяют государственный и местный уровни бюджетной системы.[1]
Согласно действующему законодательству Украины, органы местного самоуправления, как и в других унитарных государствах, вправе самостоятельно решать вопросы местного уровня в рамках Конституции и законов Украины. Но до сих пор четко не разграничены полномочия местных государственных администраций и органов местного самоуправления, а также не определены функции, которые они должны исполнять в рамках своей компетенции. Более того, возможна передача не только полномочий органов государственной власти органам местного самоуправления, но и наоборот — полномочий органов местного самоуправления (через посредничество районных и областных советов) местным государственным администрациям.
Поэтому в стране и назрела проблема в вопросе разграничения полномочий между уровнями власти, которая потребовала проведения реформы. В ноябре 2010 был дан старт административной реформе. Остановимся подробнее на еѐ основных моментах и затрагиваемых проблемах.
Данная реформа проходит под лозунгом: «Украина – государство самоуправляющихся громад».[5] Таким образом, цель реформы состоит в создании правовых предпосылок образования экономически состоятельных административно-территориальных единиц разного уровня.
Какой комплекс мероприятий намечен?
1. формирование оптимальной структуры органов государственного управления и местного самоуправления, определение основных содержанием деятельности этих органов предоставления государственных и общественных услуг, децентрализация заданий, полномочий и ответственности относительно предоставления таких услуг;
2. реформирование существующего административно-территориального устройства страны, формирование экономически и финансово самодостаточных территориальных громад как первичных носителей местного самоуправления и базовых административно-территориальных единиц, что должно стать основой для формирования нового бюджетного уклада государства;
3. реформирование налоговой системы страны, коренное повышение в ней роли местных налогов и сборов, децентрализация фискальных полномочий в интересах территориальных громад и органов местного самоуправления других уровней;
4. реальное отделение бюджетов территориальных громад и других органов местного самоуправления от государственного бюджета Украины, организация их взаимоотношений на принципах самостоятельного функционирования.
Бюджетная система Украины состоит из государственного бюджета и местных бюджетов. Местный бюджет есть областные, районные бюджеты и бюджеты местного самоуправления. Бюджетами местного самоуправления являются бюджеты территориальных общин, сел, их объединений, поселков, городов (в том числе районов в городах).
Бюджетное устройство основывается на принципах единства, сбалансированности, полноты, обоснованности, эффективности, субсидиарности, целевого использования бюджетных средств, справедливости и беспристрастности, публичности и прозрачности, самостоятельности всех бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.[1]
Главную роль играет государственный бюджет, с помощью которого центральные власти аккумулируют в своих руках основную часть национального дохода, перераспределяемую через финансовую систему. Главной составляющей бюджетной системы Украины является Государственный бюджет, из которого финансируются мероприятия общегосударственного значения в отрасли хозяйственного, культурного строительства, обороны государства, содержания органов государственной власти и управления. Посредством Государственного бюджета осуществляется перераспределение части общегосударственных доходов между областями в виде субвенций, субсидий и дотаций с целью экономического выравнивания регионов.
Доходы бюджета включают налоговые поступления, неналоговые поступления, доходы от операций с капиталом и трансферты.
Остановимся подробнее на налоговых поступлениях и на вопросе формирования налоговой базы страны. Налоговые поступления – это предусмотренные налоговыми законами Украины общегосударственные и местные налоги, сборы и другие обязательные платежи.[3]
К общегосударственным относятся налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Украины, кроме случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом. К ним относят: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, акцизный налог и пр.
К местным относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в рамках предельных размеров ставок, определенных Налоговым Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, обязательны к уплате на территории соответствующих территориальных общин. Местные налоги и сборы: налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, единый налог, сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, сбор за места для парковки транспортных средств, туристический сбор.
Распределение доходов относится к полномочиям представительных органов государства, как одного из основных вопросов функционирования бюджетной системы Украины. Главную роль в этом играет Верховная Рада Украины, как единственный орган законодательной власти в Украине.
Основной задачей при распределении доходов бюджетов является наделение каждого из государственных органов таким объемом средств, который мог бы обеспечить выполнение его задач и функций, предусмотренных Конституцией и законами Украины. При этом должны быть обеспечены сбалансированность всех бюджетов, заинтересованность местных органов в увеличении бюджетных поступлений, предотвращения кассовых разрывов и прочее, бездефицитность бюджетов.
Объем доходов и расходов государственного бюджета Украины ежегодно утверждается Верховной Радойв законе «О государственном бюджете Украины». [4]
Какие проблемы финансово-бюджетной системы Украины можно обозначить?
· Проблема формирования налоговой базы: потеря финансовых источников поступлений в бюджет в связи с экономическим и политическим кризисом, а также тенезацией экономики, неэффективностью отдельных видов расходов, расточительством, фактами хищения государственных средств, проблемами массового уклонения от налогов.
· Местные бюджеты обособлены и функционируют автономно. Они составляются, утверждаются и исполняются соответствующими местными властями и формально не связаны с государственным бюджетом. Имеет место зависимость местных властей от центрального правительства, что противоречит требованиям законодательства.
· В унитарном государстве, таком, как Украина, нижестоящие органы власти полностью подотчетны центральному правительству. Таким образом, их возможности по формированию и использованию финансовых средств ограничены рамками, устанавливаемыми центральным правительством.
Для решения обозначенных проблем необходимо провести следующие преобразования:
1. совершенствование налогового законодательства с целью ужесточения мер наказания за его нарушение, совершенствование механизмов сбора налогов, что позволит увеличь налоговые доходы бюджетов всех уровней;
2. разграничение полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью повышения самостоятельности местных администраций.
Общий итог: незаконченность административной реформы и нестабильная политическая обстановка в стране является огромным препятствием для развития финансово-бюджетной сферы Украины.
Список литературы
1. Бюджетный кодекс Украины
2. Конституция Украины
3. Налоговый кодекс Украины
4. Сайт Кабинета Министров Украины http://www.kmu.gov.ua/control
5. Сайт Министерства финансов Украины http://www.minfin.gov.ua
6. Сайт Налоговой службы Украины http://sts.gov.ua/