Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЯХТЕННОГО ТУРИЗМА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Состояние и уровень развития инфраструктуры имеет особое значение для развития любой сферы и отрасли национальной экономики. Что касается туризма, то инфраструктура здесь играет ключевую роль, поскольку, независимо от природно-климатических или иных факторов, наличие высокоразвитой инфраструктуры определяет привлекательность конкретной территории для отечественных и зарубежных туристов.

В свою очередь, среди различных видов туризма выделяются те, для которых инфраструктура особенно важна, поскольку само их существование невозможно без высокоразвитых технических и технологических средств [3, c. 174]. К таким видам туризма, в частности, относится яхтенный туризм. Яхтинг является техническим видом отдыха и спорта, для развития которого необходима инфраструктура, обеспечивающая целый ряд потребностей маломерных судов, связанных с содержанием, хранением, обслуживанием, ремонтом и др. Отсутствие инфраструктуры, либо ее низкое качество, сдерживает возможности наращивания численности маломерных судов в регионе, как собственных, так и гостевых. При отсутствии или недостаточном количестве яхтенных портов и марин не развивается технический сервис, возникает дефицит специализированных площадей для обслуживания судов, отсутствуют точки притяжения коммерческих структур для организации продажи сопутствующих товаров и услуг.

Исходя из этого, можно утверждать, что развитие береговой яхтенной инфраструктуры способно оказать комплексное позитивное воздействие на экономику региона. Создание и последующая эксплуатация портовой инфраструктуры может иметь особое, градообразующее значение для социально-экономического развития муниципальных образований. Наиболее актуально это сегодня для Республики Крым [4, c. 38].

Следует подчеркнуть, что развитие яхтенной инфраструктуры формирует как быстрый, видимый эффект в виде возникновения объектов повышенного туристского интереса, так и долгосрочное влияние в виде формирования кластера маломерного судоходства вокруг новой или модернизируемой инфраструктуры.

Комплексная эффективность инфраструктуры, а также синергетический эффект для развития всей отрасли, может обеспечиваться только при условии создания и дальнейшего функционирования сети яхтенных стоянок и портов различных типов и различной ценовой категории. Основой для определения количества необходимых объектов инфраструктуры служит представление о комфортном расстоянии между портами, делающем доступным дневной морской переход. Для семейной парусной яхты это составляет не более 20-30 морских миль между портами (портами-убежищами); для моторных судов расстояние определяется объемом топливных баков, а также возможностью осуществления их дозаправки [2].

По разным данным, на территории Крымского побережья Черного и Азовского морей расположено до 300 объектов стоянки маломерного флота. Все они представляют собой остатки инфраструктуры, созданной еще в советский период. Если говорить о базах, расположенных в г. Севастополь и Балаклавской бухте, то не более восьми из них, где размещалось до 800 судов длиной до 40 м, были реконструированы и дооборудованы по состояния яхтенного порта. Развитие этих марин должно стать отправной точкой для работы по совершенствованию инфраструктуры с целью повышения привлекательности яхтенного туризма Республики Крым для отечественных и зарубежных любителей активного отдыха.

Анализ черноморского побережья Республики Крым позволил выявить ключевые районы для развития сети яхтенной инфраструктуры. Базой для анализа явилась Концепция развития яхтинга в Крыму [1]. Ниже перечислены города и поселки Республики Крым, обладающие географическими, природно- климатическими и организационными предпосылками для создания там объектов инфраструктуры. Перечень приводится в соответствии с заданным направлением - с востока на запад, что обусловлено движением потенциальных яхтенных туристских потоков из Российской Федерации:

·                     г. Керчь. Здесь целесообразно создание яхтенного порта с полным техническим сервисом для судов. Район пригоден для движения судов вдоль побережья, как Черного, так и Азовского морей. Введение в эксплуатацию моста через Керченский пролив позволит владельцам небольших маломерных судов (до 9 м- 10 м) завозить их в Республику Крым на собственных трейлерах, минуя длительный и небезопасный водный переход. Имеющиеся судоремонтные мощности г. Керчь могут быть задействованы для хранения и технического обеспечения маломерных судов;

·                     Феодосийский залив с расположенными там г. Феодосия и п. Орджоникидзе. Этот район является ближайшей защищенной акваторией для маломерных судов, осуществляющих морской переход из Анапы в Республику Крым. Расстояние в 80 миль для крупных моторных яхт с запасом хода более 200 миль вполне преодолимо за 4-5 часов. В Феодосии имеются портовые волнозащитные сооружения, город интегрирован в береговую линию, которая защищает от преобладающих западных и юго-западных ветров. Недалеко от п. Орджоникидзе, имеются волнозащитные сооружения на мысе Киик-Атлама, которые позволяют разместить яхтенные причалы или стоянку;

·                     п. Коктебель и п. Курортное – в обоих этих местах отсутствует волнозащитная инфраструктура, однако, в силу туристской популярности курортов и развитости сопутствующей туристской инфраструктуры, целесообразно рассматривать их в целях создания яхтенного причала или стоянки по принципу порта-убежища;

·                     г. Судак (Судакская бухта, мыс Алчак), п. Новый Свет (Зеленая бухта, Синяя бухта, мыс Капчик) – важные точки для создания яхтенной инфраструктуры с учетом туристской привлекательности региона, однако, здесь отсутствует причальная волнозащитная инфраструктура, что осложняет создание марины в данном районе;

·                     г. Алушта – место, важное для создания яхтенной инфраструктуры, исходя из его туристской привлекательности и сохранившихся, требующих реконструкции, остатков причалов на ул. Набережная и ул. Восточная Набережная. По адресу: г. Алушта, ул. Перекопская 2а, был разработан эскизный проект строительства объекта «Алушта-Марина» и начаты работы по созданию гидротехнических сооружений, но в настоящее время проект заморожен;

·                     п. Гурзуф, Детский лагерь «Артек». Лагерь «Артек» обладает портовой инфраструктурой, небольшой по объему, но достаточной для размещения яхтенного причала, к тому же, возможно ее расширение. В п. Гурзуф имеется городской причал, требующий реконструкции;

·                     г. Ялта. Это - одна из самых перспективных точек для развития полноценного яхтенного порта с соответствующим сервисом и инфраструктурой, что обусловлено значительным туристским потоком, развитостью сопутствующей туристской инфраструктуры, наличием волнозащитных и причальных сооружений в грузовом порту г. Ялта. На сегодняшний день имеются предпроектные концептуальные разработки по созданию марины в г. Ялта;

·                     г. Алупка или п. Симеиз. Здесь необходимо предусмотреть яхтенный причал в качестве порта- убежища, т.к. эти населенные пункты находятся примерно на половине пути до защищенной Балаклавской бухты, расстояние до которой - более 60 км по открытому морю. Береговая полоса в обоих этих пунктах имеет защиту только от северных и западных ветров, потребуется обеспечение серьезной волно- и ветрозащиты с южного, юго-западного и восточного направлений;

·                     Балаклавская бухта. Этот район, уникальный по географическому положению, можно считать ключевым для развития яхтинга, поскольку естественная бухта глубоко интегрирована в береговую линию и хорошо защищена от ветров и волнения. Существующая яхтенная инфраструктура требует тщательной инвентаризации, реконструкции и расширения. Исходя из этого, в бухте и на прилегающих территориях целесообразно создание большого яхтенного порта с полным комплексом сервиса для судов и судовладельцев;

·                     г. Севастополь. Город федерального значения с изрезанным побережьем, изобилующим естественными бухтами – Севастопольской, Круглой, Казачьей, Камышовой, Стрелецкой и прочими, является ключевым районом для развития яхтенного туризма и инфраструктуры. Существующая в районе яхтенная инфраструктура требует тщательной инвентаризации, реконструкции и расширения. В районе и на прилегающих территориях целесообразно создание большого яхтенного порта с полным комплексом сервиса для судов и судовладельцев, а также яхтенных стоянок среднего размера. Учитывая, что географические и природно-климатические условия бухт в районе города Севастополь наиболее благоприятны для развития яхтенной инфраструктуры различного типа, а также присутствуют действующие гидротехнические сооружения, можно ожидать, что инициативное развитие яхтенной инфраструктуры с участием частных инвесторов начнется именно в этом районе;

·                     с. Песчаное или п. Николаевка. Здесь, как и в Алупке и Симеизе, необходимо предусмотреть яхтенный причал в качестве порта-убежища, т.к. эти населенные пункты находятся примерно на половине пути от Севастополя до Евпатории, расстояние до которой – более 70 км по открытому морю. Поскольку береговая полоса в обоих населенных пунктах имеет защиту только от восточных и южных ветров, потребуется обеспечение серьезной волно- и ветрозащиты с западного, северо-западного и юго-западного направлений;

·                     г. Евпатория. Город имеет большое значение для развития яхтенной инфраструктуры с учетом туристской привлекательности региона; существующие портовые причальные мощности могут быть реконструированы с целью развития яхтенной функции. Также возможно рассмотреть нетрадиционный тип строительства яхтенного порта с интеграцией в береговую среду и созданием шлюзовой системы волнозащиты (с использованием внутреннего озера Майнакское);

·                     р-н озера Донузлав – уникальная природная территория, где пресноводное озеро соединено с солеными водами Черного моря, а в разделяющей песчаной косе прорыт входной канал, превращающий озеро в закрытую бухту Черного моря. Следует отметить, что озеро Донузлав уже стало популярным местом для развития виндсерфинга и кайтсерфинга Изрезанность береговой черты озера дает широкие возможности для выбора места размещения яхтенной инфраструктуры с нацеленностью на устойчивое развитие, сохранение уникальной природы и соблюдение всех экологических требований по минимизации техногенного воздействия на природный комплекс;

·                     с. Оленевка и п. Черноморское. Оба этих пункта достаточно хорошо защищены от волнения и ветра, поскольку расположены в бухтах на западе полуострова Крым - с. Оленевка – в бухте Караджинская, п. Черноморское – в бухте Узкая, имеющей гидротехнические сооружения. Эти населенные пункты могут стать местами размещения яхтенных стоянок.

Таким образом, для комплексного развития яхтенной инфраструктуры на черноморском побережье Республики Крым необходимо создать (в некоторых местах реконструировать) не менее 9 яхтенных портов и не менее 10 яхтенных стоянок и причалов, которые послужат как портами-убежищами, так и сервисными точками для развития яхтенного туризма и спорта в регионе. Реализация масштабной программы по развитию яхтенной инфраструктуры на территории от г. Керчь до п. Черноморское позволит связать и интегрировать практически все черноморское побережье в сферу развития яхтенного туризма.

При реализации указанных предложений в Республике Крым может дополнительно появиться более 2000 стояночных мест, что приведет к росту численности и размещения на стоянках новых маломерных судов. Товарооборот по приобретению новых судов может достичь 30 млрд. руб. Часть этих средств будет направлена на покупку судов российского производства, что, безусловно, окажет стимулирующее воздействие на развитие отечественного судостроения. По нашим оценкам, это обеспечит дополнительный оборот малых и средних компаний региона, занятых в обслуживании маломерных судов, на уровне 3 млрд. руб. ежегодно, а фирм и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги и предлагающих товары туристам – на уровне 1 млрд. руб. в год. Инвестиции в строительство яхтенной инфраструктуры и создание сети стоянок составят не менее 2,152 млрд. руб., при этом будут привлекаться к работе местные производители материалов и строительные компании. Это создаст импульс для развития занятости на местах и будет сдерживать миграцию местного населения в крупные города, а также в материковую часть России. По предварительным оценкам, в процессе создания яхтенной инфраструктуры в регионе может быть создано до 1000 новых рабочих мест. Эксплуатация инфраструктуры ежегодно будет приносить в бюджет Республики Крым не менее 36 млн. руб. прямых налоговых поступлений (без учета роста налоговых поступлений от развития туристских услуг и продажи товаров).

Завершая рассмотрение вопросов, связанных с совершенствованием инфраструктуры яхтенного туризма, следует подчеркнуть, что представленные данные носят оценочный характер, однако, демонстрируют имеющийся потенциал развития сети яхтенных марин и стоянок и его влияние на социально-экономическое развитие Республики Крым.

 

Список литературы

 

1.       Малько В.В., Марков А.А., Тамойкин И.Ю. Концепция развития яхтинга в Крыму: создание испытательного  полигона  для  бизнеса  и  законотворчества  в  туристической  отрасли. [Электронный ресурс] / http://www.igortamoikin.com/uploads/1/9/0/6/19062735_2016.pdf (дата обращения 25.09.2017 г.).

2.       Характеристика судов по району плавания. [Электронный ресурс] / http://www.trans- service.org/ru.php?section=info&page=har_sud&subpage= har_plav (дата обращения 19.12.2017 г.)

3.       Харламова А.А. Развитие инфраструктуры как условие формирования эффективного рынка туристических услуг // Россия в поисках новой модели взаимодействия государства и рынка: Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных работников и аспирантов по итогам НИР за 2012 год: сборник докладов. – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – С. 173-177.

4.       Черняк А.Ю., Аристархов Л.Н. Актуальность совершенствования механизма управления развитием и функционированием предприятий санаторно-курортного и туристского комплекса Республики Крым // Вестник Национальной академии туризма. – 2017. – № 1 (41). – С. 38-40.