Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ (НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2017г.

В статье рассматриваются особенности финансового обеспечения регионального бюджета одного из северных регионов России, обладающих уникальными запасами углеводородного топлива, и распределения имеющихся ресурсов. Выявлены изменения в структуре доходов, связанные с переориентацией на получение финансовых поступлений от налогов на доходы физических лиц и имущество и усиление приоритета расходной части бюджета на развитие национальной экономики.

Ключевые слова: финансовый потенциал, региональный бюджет, регион, северные территории.

В современных условиях неизмеримо возрастает роль финансовой составляющей в социально- экономическом развитии регионов. Финансовый потенциал – это оценочная, вероятностная категория, включающая финансовые ресурсы региона, имеющиеся на данный момент, а также те, которые могут быть привлечены в будущем, определяющие экономическое состояние субъекта, его самостоятельность в решении приоритетных вопросов [5]. Финансовые ресурсы региона являются денежными средствами, которые находятся в распоряжении самого региона, его хозяйствующих субъектов, населения в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ, которые способствуют решению проблемы самообеспечения субъектов, так как до сих пор не все регионы страны способны существовать без дотаций государства [6].

Финансовый потенциал Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) имеет специфику, обусловленную экспортно-ориентированной направленностью развития экономики и опирающейся на уникальные природные ресурсы территории. ЯНАО располагает богатейшими запасами газа, которые оцениваются примерно в 16 трлн.куб.м, а также разведанными месторождениями марганцевых, хромовых и полиметаллических руд. Богатый ресурсный потенциал является привлекательным для инвесторов и позволяет в дальнейшем получать значительные доходы от налогов на функционирующие здесь различные хозяйствующие субъекты. Вместе с тем, ориентированность на экономическое развитие за счет добычи природных ресурсов приводит к нарушению «территориальной справедливости» и увеличению дифференциации социально-экономического развития регионов [3].

Основой промышленного производства региона являются предприятия по добыче и обработке природных ресурсов. Занимая 4,5% площади страны, регион обеспечивает более 80% добычи российского газа, концентрируя на своей территории более 11% добычи полезных ископаемых в РФ. Это нашло отражение в структуре хозяйственного комплекса ЯНАО, где в объеме промышленного производства почти 94% приходится на добывающие отрасли [7].

Финансовый потенциал региона оценивает две группы показателей. Первая группа показателей свидетельствует о наличии финансового потенциала: налоговых и неналоговых доходах, поступивших в консолидированный бюджет региона, прибыль организаций. Вторая группа показателей характеризует использование имеющегося финансового потенциала: расходы бюджета региона.

Представление о финансовом потенциале ЯНАО, где ключевая роль принадлежит показателям бюджетной системы, дают данные табл.1


Таблица 1  

Динамика доходов бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2006-2015 гг.*

Ед.изм.

2006

2009

2012

2015

Доходы – всего

из них:

млн.руб.

64617,5

88833,4

142424,7

137650,2

налог           на

организаций

прибыль

млн.руб.

21289,9

20503,3

46286,3

28102,1

%

32,95

23,08

32,50

20,42

налог            на

физических лиц

доходы

млн.руб.

16577,2

26200,6

35016,9

41488,2

%

25,65

29,49

24,59

30,14

налоги на имущество

млн.руб.

13976,3

22516,3

31787,4

50569,9

%

21,63

25,35

22,32

36,74

безвозмездные поступления

млн.руб.

5393,7

9174,8

17615,2

3943,2

%

8,35

10,33

12,37

2,86

*    Рассчитано авторами по данным Росстата

Нацеленность на долгосрочное социально-экономическое развитие региона наибольшая доля газовой отрасли в структуре экономики требует грамотной налогово-бюджетной политики [4]. На протяжении всего исследуемого периода безвозмездные поступления составляли наименьшую долю доходов субъекта, что свидетельствует о самодостаточности ЯНАО. Доходная часть бюджета региона за последнее десятилетие в основном состояла из налоговых  доходов, среди которых наибольшую долю занимали налоги на прибыль организаций. Следует отметить снижение общего количества доходов к 2015 году, обусловленное уменьшением налогов на прибыль организаций, доля которых сократилась с 32,5% в 2012 г. до 20,4% в 2015 г. На этом фоне происходило увеличение финансовых поступлений в региональный бюджет налогов на доходы физических лиц и имущество, и сокращение безвозмездных поступлений. Подобные изменения в формировании доходов бюджета ЯНАО во многом связаны со сложной экономической ситуацией, сложившейся в последние годы на внутреннем и внешнем рынке, введением санкций против РФ, сокращением количества организаций и, соответственно, выплачиваемых ими налогов. При этом за исследуемый период доля прибыльных организаций стабильно сохраняется на уровне 2/3, достигнув максимального значения в 2010 г. (70,1%), а в последующие годы, несмотря на увеличение суммы прибыли, наблюдается рост числа убыточных предприятий, сопровождающееся резкими изменениями в характере их деятельности (рис. 1).


В целом на основе представленных показателей наличия финансового потенциала его можно охарактеризовать как высокий, с положительным трендом, несмотря на сократившийся спрос на сырьевой российский экспорт, нейтрализующий внешние и внутренние негативные процессы.

Особого внимания заслуживает анализ использования финансового потенциала Ямало-Ненецкого автономного округа, представленный в таблице 2, свидетельствующий об изменениях в структуре расходов, связанных в первую очередь с увеличением доли затрат на развитие национальной экономики. Ошибка!

Ошибка связи.Таблица 2

Динамика расходов бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2006-2015 гг.*

 

 

Ед.изм.

2006

2009

2012

2015

Расходы – всего

из них:

млн.руб.

64269,9

76694,0

166807,1

138526,8

%

100

100

100

100

Общегосударственные

вопросы

млн.руб.

5492,0

8402,1

8374,0

10518,3

%

8,55

10,96

5,02

7,59

Национальная экономика

млн.руб.

6921,8

9932,2

41782,3

25458,8

%

10,77

12.95

25,05

18,38

Жилищно-коммунальное

хозяйство

млн.руб.

16433,2

14943,2

33366,8

19797

%

25,57

19,48

20.00

14,29

Социально-культурные

мероприятия – всего из них:

млн.руб.

39029,7

31866,8

80039,1

77426,7

%

60,73

41,55

47,98

55,89

Образование

млн.руб.

14358,6

18522,3

34969,7

34545,6

%

22,34

24,15

20,96

24,94

Здравоохранение

млн.руб.

7842,8

8856,7

17767,9

15375,5

%

12,20

11,55

10,65

11,10

Социальная политика

млн.руб.

6587,3

8144,0

16839,1

18120,0

%

10,25

10,62

10,09

13,08

* Рассчитано авторами по данным Росстата

Традиционно большая часть расходов идет на социально-культурные мероприятия, где явное лидерство сохраняет система образования. При этом произошло абсолютное и относительное сокращение значимости жилищно-коммунального хозяйства в расходной части бюджета, обусловленное сокращением объемов жилищного строительства в ЯНАО в последние годы и незначительного притока населения из-за преобладания вахтового метода освоения территории.

Выявление приоритетных направлений использования финансовых ресурсов позволяет определить эффективность их использования. Эффективное использование финансового потенциала напрямую зависит от эффективности исполнения регионального бюджета, который предназначен для финансового обеспечения задач и функций региона. Вместе с тем он также является средством аккумулирования финансовых ресурсов, за счет чего реализуются наиболее важные социальные и экономические мероприятия [2]. Так, исполнение бюджета региона за 2015 г. связано с реализацией Государственных программ на территории ЯНАО, разработанных на период до 2020 года, среди которых особо выделяются программы по энергоэффективности и развитию энергетики, обеспечению населения качественными жилищно-коммунальными услугами, развитию образования и здравоохранения, направлениям градостроительной политики, выполненных за год почти на 100% [1].

Ямало-Ненецкий автономный округ – богатый природными ресурсами северный регион России – обладает высоким финансовым потенциалом и является одним из немногих субъектов Российской Федерации, который имеет профицит бюджета и достаточно эффективно использует имеющиеся финансовые ресурсы для активного освоения значительной части территории страны, расположенной за Полярным кругом.



Список литературы

 

1.        «Отчет об исполнении бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа за 2015 год»

2.        Бабичева О.П. Оценка эффективности исполнения консолидированного регионального бюджета // Экономика и менеджмент: от теории к практике / Сборник научных трудов № 2. Ростов – на – Дону, 2015. 132 с.

3.        Особенности и сценарии социально-экономического развития современного Севера России – М.: Экономика, 2010. – 238 с.

4.        Тимушев Е. Снижение самостоятельности и централизация (анализ расходов консолидированного бюджета Республики Коми) // Экономическая политика – 2016 - №4 – 93-114 с.

5.        Тишутина О.И. Методология определения финансового потенциала приграничного региона (на примере субъектов Дальневосточного федерального округа) // Финансы и кредит – 2008 [Электронный ресурс]- №289 – 23-28 с.

6.        Финансы и финансовый потенциал Архангельской области: монография / под общ. Ред. В.В. Степановой и Г.Г. Суханова; Сев. (Арктич.) федер. Ун-т. – Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. – 167 с.

7.        Официальный сайт органов власти Ямало-Ненецкого автономного округа [Электронный ресурс].URL: http://pravitelstvo.yanao.ru/

8.        Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/

9.        Управление федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты- Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу [Электронный ресурс]. URL: http://tumstat.gks.ru/