11 февраля 2017г.
Одним из способов налогового контроля выступает налоговая проверка, представляющая комплекс мер по надзору над соблюдением налогового законодательства путем изучения хозяйственной деятельности предприятий-налогоплательщиков.
Наиболее эффективным с точки зрения выявления налоговыми органами нарушений являются именно выездные налоговые проверки(далее ВНП), так как в ходе их проведения чаще выявляются различные налоговые правонарушения, схемы уклонения от уплаты налога, а также недостатки в законодательстве о налогах и сборах.
ВНП – форма налогового контроля по соблюдению законодательства о налогах и сборах, осуществляемая по месту нахождения налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). В случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение налоговым органам для проведения проверки, проверка проводится по месту нахождения налогового органа.
Акцизы очень близки по структуре построения с налогом на добавленную стоимость (далее НДС), при этом акциз имеет более объектную специфику, что определяет для уклоняющегося от его уплаты налогоплательщика разработку более конкретных схем по каждому подакцизному товару, с использованием особенностей начисления на операции с ними акциза и признаваемых к вычету сумм.
Если говорить о самых распространенных и стандартных способах уклонения от уплаты данного налога, то один из них - это занижение налоговой базы, которое чаще всего это происходит двумя способами:производство контрафактного алкоголя и подделка (частичная подделка) его маркировки.
На сегодняшний момент все больше и больше распространяются случаи продажи подделок на алкогольном рынке, подтверждением чему является множество судебных дел. [4]
Предположительно эти проблемы возникают из-за достаточно большого налогового бремени, причиной чего является постоянные рост ставок акцизов.
Далее стоит рассмотреть более конкретные схемы:
1. Схема с оформлением фиктивного возврата продукции.
Покупатель получает партию алкогольной продукции с ликероводочного завода (далее ЛВЗ) — эта операция проводится по автоматизированной системе, предназначенной для государственного контроля за объёмом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее ЕГАИС). Как только покупатель получает на руки все необходимые накладные, то сразу же оформляет фиктивный возврат продукции обратно на ЛВЗ. [8]
Для того чтобы несоответствие в количестве закупленной и реализованной водки было ликвидировано, параллельно оформляется закупка такого же товара в том же количестве, но уже у фирмы- однодневки.
К моменту налоговой проверки выясняется, что эти поставщики уже ликвидированы, а весь легализованный товар уже реализован.
1.
Отражение фиктивных сумм в декларации
Эту схему в 2015 г. запустили одиннадцать ЛВЗ в Кабардино-Балкарской республике.Они отражали в ЕГАИС значительно большие суммы акциза, чем в декларациях, что приводило к росту налоговой задолженности. Так как акциз выплачивается ежемесячно, а процедура ВНП занимает два, а в некоторых случаях четыре или шесть месяцев, то выявить и воспрепятствовать данному явлению было практически невозможно. Всего эти заводы задекларировали на 23,9 млрд. руб. меньше акцизов, чем было зафиксировано в системе ЕГАИС. [7]
По результатам 2015 года из всех проведенных ВНП нарушения были выявлены только у 18% налогоплательщиков, что можно увидеть на таблице 1.
Таблица
Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов за 2015 год [9]
Столь малый процент нарушений может указывать как и на добропорядочность и законопослушность налогоплательщиков, так и на наличие не выявленных налоговых правонарушений в результате неимения у налоговых органов четких оснований для доказательства виновности налогоплательщиков.
Для того, чтобы предотвратить создание и использование налоговых схем, государственным органам необходимо предпринимать определенные меры.
Согласно основным направлениям налоговой политики РФ на 2016 и плановые 2017 и 2018 годы и уже действующему НК РФ 2016 года на период 2015 – 2017 годов предусмотрено замедление темпов индексации ставок акцизов на алкогольную и спиртосодержащую продукцию, что поможет ослабить налоговую нагрузку налогоплательщиков.
Более того, в связи с удорожанием услуг по предоставлению банковских гарантий предлагается упрощение процедуры предоставления освобождения от уплаты акцизов налогоплательщикам при операциях, связанных с реализацией подакцизных товаров на экспорт.
Также, для того, чтобы усилить контроль за уплатой акцизов Минфин предлагает исключить ранее определенную в НК РФ норму о применении налогового вычета
в случае возврата производителю подакцизных товаров или отказа от них покупателем.
Кроме того, в предстоящих 2017-2018 годах планируется внести изменения в НК РФ по поводу уточнения порядка освобождения от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной продукции в части мер налогового контроля в случае неисполнения налогоплательщиками, которые представили банковские гарантии в налоговые органы, обязательств по уплате акциза. [6]
Таким образом, стоит отметить, что существует множество способов по уклонению от налогообложения акцизами, которые с каждым годом раскрываются налоговыми органами при проведении ВНП. Это может говорить о том, что в законодательстве о налогах и сборах Российской Федерации есть недочеты и недоработки, так как оно является достаточно «молодым». Также это говорит и об эффективной работе налоговых органов, благодаря которым раскрывается большинство применяемых незаконных схем.
Список литературы
1.
Гайворонская А.Г., Петренко А.С. Перспективы развития акцизного налогообложения алкогольной продукции // Международный научный журнал «Инновационная наука» № 12 – 2015.
2.
Кузнецова А.В. Проблемы организации и проведения выездных налоговых проверок // Научный журнал. – 2016. - № 3. – С. 42-43.
3.
Максимовских Д.В. Перспективы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации: сближение механизмов налогового контроля в России и за рубежом // Академический вестник. – 2015. - № 2(32). – С. 57-70.
4.
Муравьева Е.Д. Актуальные вопросы исчисления акциза на алкогольную и спиртосодержащую продукцию // Курсовая работа – 2016 г.
5.
Налоговый кодекс Российской федерации
6.
Официальный документ Минфина РФ от 27.07.2015 «Основные направления налоговой политики Российской
Федерации на 2016 и плановые 2017 и 2018 годы»
7.
Официальный сайт Ведомости - https://www.vedomosti.ru/
8.
Официальный сайт РБК – новости - http://www.rbc.ru/
9.
Официальный сайт ФНС России - https://www.nalog.ru/
10. Письмо ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 "О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок» // КонсультантПлюс - http://www.consultant.ru/
11. Фетисов П.С. Проблемы налогового администрирования в ходе проведения выездных налоговых проверок // Economics. – 2015. – № 2(3). – С. 60-66.