Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕПОЧКИ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2019г.

Новые цифровые технологии – социальные сети, мобильные сервисы, цифровая аналитика – уверенно появляются в экономических планах развития медиаорганизаций. В настоящее время происходит новый этап шумпетеровского креативного разрушения [1]. В теории австро-американского экономиста Й. Шумпетера именно инновации являются источником создания ценности продукта. Новые технологии, связанные с Интернетом, появляются с ускоренной силой и обновляют рынки, ускоряя процесс креативного разрушения.

В 2001 году ученые Р. Амит и К. Зотт разработали схему создания ценности в онлайн-бизнесе, которая представлена на рис. 1[2].


Ценность по их модели складывается из новизны, замкнутости, комплементарных составляющих и эффективности; все элементы связаны между собой.

В работах других ученых можно найти схожие схемы построения инновационных бизнес-моделей в онлайн-секторе экономики [3]. В исследовании европейского бизнес-рынка 2015 года международная консалтинговая компания AT Kearney также использует эту модель создания ценности в онлайн-бизнесе, и предлагает расширение этой концепции в виде анализа трендов цифровизации бизнеса [4]. Сенсоры и облачные сервисы, нанотехнологии и базы данных – все эти инновации задают направления развития бизнеса.

Цифровые технологии, по мнению экспертов AT Kearney, стали возможны благодаря появлению геолокации и сенсорных технологий (GPS, GSM, сенсоры для проверки качества продукции, статуса доставки, помощь в менеджменте цепи поставок), роботизации (удешевление производства, просты в эксплуатации, автоматическая работа в непрерывном режиме), разработке пользовательского интерфейса и инноваций дисплеев (дополненная реальность, возможность покупателю самостоятельно регистрировать покупки, улучшение навигации), облачных сервисов (синхронизация девайсов, быстрый анализ данных, отслеживание), баз данных (построение регрессий с множественными переменными, более качественная аналитика, сценарный анализ с множеством данных), нанотехнологий и 3D-принтеров (новые материалы, новая продукция). Все эти инновации задают новые тренды для организаций и ведут к их цифровизации. Например, оптимизация аналитики и принятие решений, исходя из краткосрочных и долгосрочных предсказаний – с этим тесно связан машинный анализ, способный проводить статистические исследования во многом лучше, чем человек.

Становится важным распределение ресурсов и рост влияния покупательской способности на бизнес: у каждого есть доступ практически к любой информации в любое время, растущая прозрачность сделок увеличивает власть покупателей над организациями. Одной из главных задач бизнеса становится не удовлетворить весь имеющийся интерес, а сделать товар уникальным для конкретного покупателя: микроспрос и микропредложение. Цифровизация привносит и новые угрозы в бизнес – киберпреступления, защита от которых становится дополнительными расходами. Также, в новых условиях становится выгодной экономическая модель совместного потребления – иногда потребителям удобнее заплатить за временный доступ, чем обладать  продуктом. Торговые площадки и агрегаторы предлагают более экономичную  и выгодную среду для малого и среднего бизнеса.

Цифровизация бизнеса и новые возможности влияют на ожидания бизнеса на улучшения. Согласно опросу 60 европейских компаний, большинство уже провели IT-интеграцию во всех секторах компании и планируют дальнейшее финансирование цифровизации бизнеса.

Рассмотрев цифровизацию бизнес-моделей в общем, необходимо упомянуть о специфике медиарынка и его отличительных характеристиках. Медиа работает сразу на нескольких рынках – это и реклама, и поставка контента, и заказ общества или государства. Все эти рынки взаимосвязаны, причем сами медийные площадки торгуют эмоциями, а не материальными продуктами. На медиарынке спрос подстраивается под предложение, а не наоборот, поскольку адекватных мер по измерению спроса на медиарынке не существует. Также стоит отметить, что у медиа низкая эластичность спроса по цене.

В начале 2000-х с началом цифровизации все крупные СМИ испытали стресс из-за необходимой перестройки бизнес-моделей. Медиапродюсер Н. Лосева считает, что первыми выводами для редакторов стало то, что перестроить небольшие СМИ под мультимедийное производство оказалось быстрее [5].

Крупные медиахолдинги консервативны и пытаются удержать аудиторию в старом формате. Рекламодатели же постоянно ищут пути оптимизации, и поэтому  понимают, как дешева аудитория в Интернете. Однако платить большие деньги за рекламу в онлайн-СМИ они не готовы (нет объективных измерений охвата рекламы), но соглашаются на пакетные сделки (реклама в бумажной газете и на сайте издания). Неизбежно стало перестраиваться вещание СМИ. Первым круглосуточно работать стал Washington Post, за ним перешли на такой режим работы деловые издания New York Times и Financial Times.

За десятилетие развития онлайн-журналистики качественно изменилась и цепочка создания ценности во всех СМИ, в том числе и онлайн.

На рис. 2 и 3 представлены цепочки создания ценности в СМИ второго и третьего поколения.





Медиаисследователь И. Кирия предлагает следующее сравнение цепочки создания ценности в СМИ второго и третьего поколения [6].

Несмотря на то, что в новой цепочке добавляется лишь один новый агент на рынке – агрегатор – сильно меняются направления денежных и сырьевых потоков. Поскольку часть пользователей ушла из традиционных медиа в социальные сети и поисковые системы, онлайн СМИ вынуждены искать новые бизнес-модели, не сильно зависящие от рекламных доходов. В итоге рекламодатели уходят в агрегаторы, которые специализируются не на производстве контента, а на переупаковке и повторном распространении информации.

 

Список литературы

 

1.     Surviving Digital Disruption // World Economic Forum's Digital Transformation of Industries project. Four digital trends      reshaping the  media     industry  [electronic].    Access mode https://www.ge.com/content/dam/gepower-pw/global/en_US/documents/wef-2016/wef-dti- electricitywhitepaper-final-january-2016.pdf free. Date of the address 09.01.2019.

2.   Amit, R. Value creation in e‐business / R. Amit, C. Zott // Strategic management journal. – 2001. – V. 22. –№. 6‐7. – P. 493-520.

3.  Hamel, G. Leading the revolution / G. Hamel, P. Ruben. – Boston, MA: Harvard Business School Press. –2000. – 352 p.

4.  Digital Supply Chains // AT Kearney [electronic]. Access mode https://www.atkearney.com/documents/10192/6500433/Digital+Supply+Chains.pdf free. Date of the address 09.01.2019.

5. Журналистика и конвергенция: почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 200 с.

6. Кирия, И. Экономика медиа: продукт и конкуренция / И. Кирия // Презентация на Творческой зимней школе 2018 [электронный]. Режим доступа https://en.ppt-online.org/88667 свободный. Дата обращения 09.01.2019.