Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Малый и средний бизнес в Российской Федерации в настоящее время является важным сектором экономики, одним из ключевых факторов социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения.

Динамика развития малого и среднего предпринимательства в последние годы является положительной. Малые и средние предприятия и ИП в РФ на начало 2018 г. - это 6,04 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 16 млн граждан (22 % от общего числа занятых).  Для сравнения отметим, что в 2016 г. количество субъектов МСП составляло 5,84 млн, которые обеспечивали рабочие места для 18 млн граждан (25 % от общего числа занятых). В Российской Федерации только 4,7 % граждан трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями [1,2].

Среди субъектов МСП наибольшую долю занимают ИП – 53,35 %, юридическим лицам принадлежит 46,65 %. Малое и среднее предпринимательство в РФ – это, в первую очередь, микробизнес (95,5 процента общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико. Анализ распределения МСП по категориям показал, что наибольшую долю занимают микропредприятия – 90, 8 %. На долю малых предприятий приходится 8,5 %, средних – 0,7 %. В структуре субъектов МСП – ИП доля средних составляет 0,02 %, малых – 0,87 %, микро- 99,2 %.

Компании, только собирающиеся начать свою деятельность или перейти в новый для себя регион, вынуждены преодолевать различные административные барьеры. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провёл очередной раунд опроса представителей бизнеса. За прошедшие десять лет оценки почти не изменились: в 2016 году 16,5% респондентов ответили, что начать новый бизнес в их регионе легко, в 2011 году их доля была 16,8%, а в 2007 году - 16,3% (рис. 1).




Малый и средний бизнес развивается на территории РФ неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется высокой степенью концентрации. Наибольшее число субъектов МСП наблюдается в ЦФО – 31 % и ПФО - 18 %. Согласно статистическим данным на 2 федеральных округа с наибольшим количеством субъектов МСП - юридических лиц приходится 52,8 % общего их количества. Схожая картина наблюдается в разрезе индивидуальных предпринимателей – 45,2 % соответственно.

В Тверской области на 10.01.2018 г. функционировало 47900 субъектов МСП (2,6 % от общего количества по ЦФО и 0,79 % - по РФ), из них 44,1 % - юридических лиц и 55,9 % - ИП. Всего в сегменте МСП было официально трудоустроено более 150 тыс. человек [2]. В структуре субъектов МСП- юридических лиц доля микропредприятий составляет 89,6%, малых – 9,8 %, средних – 6,0 %. В структуре субъектов МСП – ИП микропредприятия занимают 99 %.

Около 20 % валового внутреннего продукта Российской Федерации, создаются организациями МСП [1]. Сектор малого и среднего предпринимательства в целом по РФ сосредоточен, в основном, в сферах торговли (40 %), предоставления услуг населению (30 %) строительстве жилых и нежилых зданий (15 %).

Оборот средних и малых предприятий Тверской области в 2016 г., включая микропредприятия, (по оценке Министерства экономического развития Тверской области) вырос за истекший год на 5,7 % до 210,23 млрд рублей. В структуре оборота средних и малых предприятий (включая микропредприятия) в 2016 г. наибольший вес, по-прежнему, занимали предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (свыше 46,0 %), обрабатывающих производств (более 22,0 %) [3].

Важным аспектом эффективного развития МСП является координация федеральной и региональной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса.

В качестве примера можно привести разработанный стратегический подход государственной поддержки субъектов МСП в Тверской области. Реализации политики развития субъектов МСП определяется: Законом Тверской области от 13.04.2009 № 24-ЗО (с изм. от 23.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тверской области»; Постановлением Правительства Тверской области от 22.11.2013 N 508-пп (в ред. от 06.05.2017 № 124-пп) «О государственной программе Тверской области "Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области" на 2014 - 2019 годы» и рядом других постановлений.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 07.03.2016 № 389-р утвержден размер субсидии, предоставляемой в 2016 г. из федерального бюджета бюджету Тверской области, в размере 88,9 млн руб., в том числе 88,1 млн руб. на реализацию мероприятий государственной поддержки малого и среднего   предпринимательства,   включая   крестьянские   (фермерские)   хозяйства   подпрограммы   3 «Государственная поддержка предпринимательства и инновационной деятельности в Тверской области» государственной программы Тверской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области» на 2014-2019 годы.

Заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 14.07.2016 № 094-МБ-16 (уровень софинансирования для региона установлен 5/95 % - региональный /федеральный бюджеты соответственно), в том числе: предоставление субсидий начинающим субъектам молодежного предпринимательства на создание собственного дела – 6,0 млн руб. (объем финансирования из областного бюджета Тверской области – 0,3 млн руб.); предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования (модернизацию производства) – 70,3 млн руб. (областной бюджет – 3,7 млн руб.); исполнение обязательств Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства по предоставлению краткосрочных заемных средств субъектам МСП – 9,3 млн руб. (областной бюджет – 0,5 млн руб.); развитие Регионального интегрированного центра – Тверская область – 2,5 млн руб. (областной бюджет – 1,0 млн руб.) [3].

Однако, несмотря на активную государственную поддержку, отдельные меры проводимой государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях недостаточны для эффективного развития субъектов МСП. Предпринимательской деятельности в России, согласно результатам опроса 2016 г., проведенного РСПП, мешают три ключевые проблемы: снижение спроса; недостаток квалифицированных кадров; рост цен /тарифов. При этом для бизнеса они в равной степени значимы: каждый из вариантов набрал чуть менее трети голосов. Близко к этим ответам расположились ещё два, набравшие одинаковую долю -28,5 %: коррупция в органах власти; чрезмерное контрольно-надзорное давление на бизнес.

Представители крупного бизнеса в два раза чаще, чем компании малой и средней размерности, выбирали ответ «наиболее острая проблема для бизнеса - чрезмерное контрольно-надзорное давление на бизнес». Компании-субъекты среднего бизнеса оказались единодушны - почти 60 % из них считают, что именно снижение спроса стало главной проблемой для бизнеса в 2016 году (доля выше средней доли почти в два раза). Для малых компаний выше значимость проблем, вызванных избыточно высокими налогами, коррупцией со стороны органов власти и сложностью с доступом к кредитным ресурсам [5].

Вместе с тем, несмотря на непростую экономическую ситуацию, в значительной части рэнкингов, оценивающих конкурентоспособность и качество деловой среды, позиции России улучшились. В Global Competitiveness Index 2016-2017, который готовится Всемирным экономическим форумом, Россия переместилась с 45 на 43 место. По сравнению со странами-членами БРИКС, позиции России не очень усилились, а в ряде случаев даже ослабли. Она опережает остальные страны только по двум показателям - высшее образование и инфраструктура. По размеру рынка, здоровью и начальному образованию, а также макроэкономической стабильности однозначным лидером является Китай. По состоянию институтов, эффективности товарных рынков, развитости финансового рынка, готовности к внедрению инноваций и условиям ведения бизнеса ведущие позиции занимает Южная Африка [1].

Реализация ряда мер, разработанных Правительством РФ за последние годы, способствует активизации создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса:

•   в  целях  координации  оказания  субъектам  малого  и  среднего  предпринимательства поддержки в 2015 г. (в соответствии с ФЗ РФ от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.11.2017 № 356-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП);

•   с 2016 г. реализуется «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», в которой определены долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере развития МСП;

•   реализован антикризисный план Правительства РФ, треть мероприятий которого связана с поддержкой МСП и исполнена в полном объеме;

•           начато внедрение проектного подхода к поддержке МСП -  Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р (ред. от 06.12.2017) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». Внедрение целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» позволит сформировать в субъектах РФ базовую инфраструктуру поддержки предпринимательства, а также повысить уровень доступности мер поддержки как для граждан, планирующих осуществлять предпринимательскую деятельность, так и для действующих субъектов МСП;

•           в целях обеспечения предсказуемости налоговой политики в отношении малых предприятий приняты следующие меры: увеличен пороговый размер дохода для применения УСН (150 млн руб.); продлено действие ЕНВД до 2018 г.;

•           самозанятые граждане, осуществляющие некоторые виды деятельности, освобождены на период 2017-2018 гг. от обложения налогом на доход и от уплаты страховых взносов при подаче уведомления в налоговый орган;

•           расширена имущественная, финансовая и информационно-консультационная поддержка субъектов МСП. В 2005-2016 гг. в субъектах РФ сформирована широкая сеть организаций инфраструктурной поддержки. На созданные объекты инфраструктуры опираются в своей деятельности АО "Корпорация МСП", АО "МСП Банк", АО "РЭЦ", что позволяет достигать дополнительного положительного эффекта в части увеличения объемов поддержки, оказываемой субъектам МСП;

•           Президентом России определены цели и основополагающие принципы совершенствования госполитики по развитию конкуренции. Одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции является обеспечение развития малого и среднего предпринимательства. Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018-2020 гг. предусматривает, в частности, следующее: в каждой отрасли должно присутствовать не менее 3 хозяйствующих субъектов, из них хотя бы один должен относиться к малому бизнесу (кроме сфер естественных монополий и ОПК); к 2020 г. должно быть снижено количество "антимонопольных" нарушений органов власти не менее чем в 2 раза по сравнению к 2017 г.; также вдвое к этому времени должна быть увеличена доля госзакупок у малого бизнеса и СОНО и на 18% - закупок госкомпаний у малых и средних предприятий [7].

Важными факторами, оказывающими воздействие на развитие ситуации в российской экономике на прогнозном горизонте (2018 – 2020 гг.), будут оставаться меры по развитию малого и среднего предпринимательства, включающие решение 10 ключевых задач, направленных на дальнейшее развитие и повышение эффективности этой сферы бизнеса [4].

Одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе - вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40 %), что будет соответствовать уровню развитых стран. Наиболее значимые для бизнеса мероприятия Стратегии будут реализовываться в формате системных проектов с использованием методов проектного управления. Целевые индикаторы реализации Стратегии на период до  2030 г. отражены в таблице 1.

Таблица  1  –  Целевые  индикаторы  реализации  Стратегии  развития  малого  и  среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года* [6]

Показатели

2015 г.

2018 г.

2020 г.

2025 г.

2030 г.

Оборот МСП в % к 2014 г.

98

118

134

185

250

Доля  занятых  в  МСП  в общем числе занятых, %

25,6

27,3

28,4

31,5

35,0

Количество нестационарных торговых                                      объектов круглогодичного размещения  и  мобильных торговых объектов, тыс. ед.

 

 

 

195,5

 

 

 

200,0

 

 

 

264,0

 

 

 

286,0

 

 

 

286,0

Минимальная доля участия МСП в госзакупках, %

18

25

25

25

25

Доля экспорта МСП в общем объеме экспорта из России, %

6,5

7,0

7,5

9,0

12,0

Доля кредитов МСП в общем кредитном портфеле ЮЛ и ИП, %

17,3

19,0

20,0

22,0

23,0

Количество МСП (включая ИП) на 1000 человек населения, ед.

39,0

40,0

42,0

44,0

46,0

Доля                        граждан,

планирующих открыть свой бизнес в течение трех ближайших лет, %

 

 

5,0

 

 

7,0

 

 

7,5

 

 

10,0

 

 

12,5

*фрагментарно

 

Стратегия развития субъектов МСП рассматривается как механизм, который позволит скоординировать действия органов власти всех уровней, представителей предпринимательского сообщества и организаций инфраструктуры поддержки и обеспечить на этой основе соответствие принимаемых мер ожиданиям бизнеса и общества в целом по отношению к созданию благоприятных и комфортных условий для реализации предпринимательского потенциала граждан.

 

Список литературы

 

1.              Доклад «О состоянии делового климата в России в 2016 году»: [сайт] http//media.rspp.ru (дата обращения 22.01.2018).

2.              Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства: [сайт] https://ofd.nalog.ru/ (дата обращения 22.01.2018).

3.              Правительство Тверской области: [сайт] URL:http/тверскаяобластьрф/ (дата обращения 24.01.2018).

4.              Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый             период               2019    и     2020    годов.         [Электронный     ресурс]    //     Режим     доступа: WWW.consultant.ruedu. consultant.ru/.- Загл. c экрана.

5.              Российский союз промышленников и предпринимателей / Аналитика: [сайт] www.rspp.ru (дата обращения 22.01.2018).

6.              Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года (вместе с "Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года"): Распоряжение   Правительства РФ от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 08.12.2016). [Электронный ресурс] // Режим доступа: WWW.consultant.ruedu. consultant.ru/.- Загл. c экрана.

7.              Указ Президента РФ от 21.12.2017 N 618 "Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции" (вместе с "Национальным планом развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы"). [Электронный ресурс] // Режим доступа: WWW.consultant.ruedu. consultant.ru/.- Загл. c экрана.