Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ

Авторы:
Город:
Чита
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

В стратегических документах и программах социально-экономического развития Забайкальского края формулируются разнообразные цели краевой социально-экономической политики, но все они сводятся к конечной цели повышения уровня жизни населения края. Важнейшей предпосылкой достижения этой конечной цели является одно фундаментальное условие: переход экономики края от ресурсно-сырьевой модели к инновационной. Это обстоятельство предопределяет необходимость исследования возможностей Забайкальского края по развитию инновационной экономики. Важнейшим элементом при таком исследовании выступает исследование уровня развития инфраструктуры инновационной деятельности и факторов, оказывающих стимулирующее и сдерживающее воздействие на ее развитие.

Исследование процесса формирования механизмов поддержки инновационной деятельности в Забайкальском крае обуславливает необходимость анализа процесса реализации государственной инновационной политики органами управления региона.

Основные цели и приоритеты региональной инновационной политики в Забайкальском крае зафиксированы в программных и стратегических документах в сфере инноваций, реализованных в прошлом или действующих в настоящий момент. Включение в качестве объекта анализа содержания программных и стратегических документов Иркутской области и Республики Бурятия позволит провести сравнительный анализ процесса формирования механизмов поддержки инновационной деятельности в субъектах Байкальского региона.

Анализ следует начать с  исследования содержания документов, которыми регулируется  процесс реализации государственной инновационной политики в Российской федерации. «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 г.» провозглашала своей целью формирование сбалансированного сектора исследований и разработок и создание эффективной инновационной системы, встроенной в глобальную инновационную систему [6]. В качестве основной системной проблемы научно- инновационного развития России в Стратегии указывалась проблема несоответствия предложения передовых технологий со стороны российского сектора исследований и разработок потребностям национальной экономики, обусловленное дисбалансом национальной инновационной системы. При этом считаем важным отметить, что задача формирования сбалансированной инновационной системы в Стратегии сформулирована не была.

Разрешение указанной системной проблемы в Стратегии предусматривало постановку четырех задач: создание конкурентоспособного сектора исследований и разработок; создание эффективной инновационной инфраструктуры; развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок; модернизация экономики на основе технологических инноваций.

Следует отметить недостаточное внимание разработчиков Стратегии к региональному аспекту инновационного развития. Некоторые задачи Стратегии предусматривают меры, например, по развитию региональных венчурных фондов или по формированию региональных инновационных кластеров, но в целом эти меры остаются «вкраплениями» в общем объеме необходимых мер. Несмотря на то, что в разделе, посвященном развитию инфраструктуры инновационной деятельности, указывается на «необходимость формирования региональных инновационных систем в инновационно-активных субъектах  Российской Федерации, а также распространения лучшей практики на другие регионы России», тем не менее, Стратегия не содержит механизма реализации данной меры. Таким образом, вопрос развития региональных инновационных систем, как необходимых элементов национальной инновационной системы, был оставлен без внимания. И в целом, в рамках Стратегии не был сформирован механизм, позволяющий увязать государственную политику на федеральном и региональном уровне.

Впервые роль регионов в формировании национальной инновационной системы России была обозначена в «Стратегии инновационного развития Российской Федераций на период до 2020 г.», принятой в 2011 г. [2]. Стратегия явилась ответом на вызовы и угрозы национального инновационного развития, обусловленные мировым финансовым кризисом 2008-2009 гг. Замедление развития национальной инновационной системы потребовало определения долгосрочных ориентиров развития инновационной деятельности, финансирования сектора НИОКР, а также поддержки коммерциализации научных разработок.

Значимым в «Стратегии» является тезис о том, что важным аспектом построения эффективной национальной инновационной системы является координация федеральной и региональной инновационной политики. Так, одной из основных задач реализации Стратегии, определена задача активизации деятельности по реализации региональной и муниципальной инновационной политики. В Стратегии указывается на целесообразность адаптации и использования в регионах успешного опыта формирования и развития инновационной среды и механизмов использования объектов инновационной инфраструктуры регионами- лидерами инновационного развития.

В развитие механизмов поддержки инновационной деятельности на федеральном и окружном уровнях, в регионах принимается целый ряд документов, дополняющих положения федерального законодательства в инновационной сфере. В Забайкальском крае активная работа по формированию нормативной правовой базы для осуществления и расширения инновационной деятельности началась с 2009 г.

Первым нормативным правовым актом в инновационной сфере стал закон Забайкальского края «Об инновационной деятельности в Забайкальском крае», принятый в 2009 г. [5]. Документ определяет терминологию региональной инновационной деятельности, субъектов и объекты инновационной деятельности, виды инновационной деятельности, а также формы государственной поддержки субъектов инновационной деятельности в крае.

Согласно закону, к субъектам государственной поддержки инновационной деятельности в Забайкальском крае относятся: 1) юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие инновационные проекты на территории Забайкальского края; 2) юридические лица, являющиеся организациями инновационной инфраструктуры и осуществляющие деятельность на территории Забайкальского края; 3) осуществляющие деятельность на территории Забайкальского края научные работники, научные организации, образовательные учреждения высшего профессионального образования, другие физические лица и юридические лица, осуществляющие научную, исследовательскую деятельность, опытно-конструкторские разработки, производственное проектирование и разработки новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов, приобретение новых технологий, обучение и подготовку кадров для инновационной деятельности, сертификацию и патентование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей.

При этом в законе отдельно рассматриваются субъекты инновационной деятельности и субъекты государственной поддержки инновационной деятельности. К субъектам инновационной деятельности закон относит: 1) органы государственной власти Забайкальского края и уполномоченные ими организации, участвующие в формировании и реализации инновационной политики и в регулировании инновационной деятельности; 2) физических и юридических лиц любой организационно-правовой формы и формы собственности, реализующие инновационные проекты; 3) организации инновационной инфраструктуры.

И в том и в другом случае к субъектам относят лиц, занимающихся инновационной деятельностью. Мы считаем, что к субъектам государственной поддержки необходимо относить органы государственной власти, оказывающие поддержку субъектам инновационной деятельности, т.е. физическим и юридическим лицам, непосредственно принимающим участие в инновационной деятельности.

Считаем, что необходимо к субъектам инновационной деятельности относить также физических и юридических лиц, осуществляющих инвестиции в инновационную деятельность. Таким образом, целесообразно дополнить формы государственной поддержки инструментами, направленными на стимулирование инвестиций в инновации.

В Забайкальском крае инфраструктура инновационной деятельности развивается в рамках следующих стратегических и программных документов:

1)     Краевая долгосрочная целевая программа «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 гг.)» [1];

2)     Стратегия инновационного развития Забайкальского края на период до 2020 г. [4];

3)     Программа социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 гг. [3];

Целевая программа «Инновационное развитие Забайкальского края» была принята в 2010 г. На реализацию данной программы развития было выделено на срок до 4 лет 24,5 млн. руб., в том числе по 6,75 млн. руб. в первые три года реализации программы и 4,25 млн. руб. в последний год действия программы. Целью разработки и реализации программы обозначено создание условий для перехода экономики Забайкальского края на инновационный путь развития.

В рамках этой программы предусматривалось создание сети организаций, оказывающих консалтинговые, информационные, финансовые и другие виды услуг предприятиям и учреждениям, занятым исследованиями, разработками и внедрением научно-технических достижений в производство. В итоге реализовать программные критерии в полном объеме не удалось.

Для решения задачи развития инфраструктуры инновационной деятельности в программе был предусмотрен механизм выделения грантов на поддержку деятельности инновационной инфраструктуры. Общий объем финансирования грантов предусматривался в объеме 3,2 млн. руб. на 3 года.

С целью выявления приоритетов краевой инновационной политики, нами проанализированы показатели оценки ожидаемых итогов программы «Инновационное развитие Забайкальского края» (Табл.1). Для целей анализа была произведена группировка показателей программы в три блока: активизация трансфера технологий, кадровое обеспечение инновационного процесса, результативность инновационной политики.



Таблица 1 Показатели оценки Краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы)»

Блоки (приоритеты)

Показатели оценки ожидаемых итогов программы

Целевые индикаторы

 

 

Активизация трансфера технологий

Количество конкурентоспособных технологий, разработанных с привлечением программных средств, пригодных для последующей коммерциализации

7 ед.

Количество инновационных технологий, полученных и внедренных в производство через инновационную инфраструктуру

7 ед.

Результативность инновационной политики

Объем работ, выполненных хозяйственными обществами, созданными в научных и образовательных учреждениях

7,5 млн. руб.

 

 

 

Кадровое обеспечение

Увеличение штатного состава хозяйственных обществ, созданных в научных и образовательных учреждениях

14 чел.

Количество молодых специалистов, привлеченных к выполнению инновационных исследований и внедрению инновационных разработок

10 чел.

 

Сопоставление системы целевых индикаторов с целями, объявленными в программе, показало их несоответствие. Так, например, в программе отсутствуют целевые индикаторы, соответствующие задачам:

«развитие инновационной инфраструктуры», «привлечение инвестиций в развитие инновационного сектора экономики» и некоторым другим. Считаем развитие инфраструктуры инновационной деятельности и инвестирование инноваций неотъемлемой частью процесса формирования условий для перехода экономики на инновационный путь развития. Отсутствие конкретных мер по решению этих двух задач, таким образом, рассматриваем как один из основных недостатков программы.

В целом разработанные критерии достижения программной цели не позволяют создать предпосылки для активизации инновационной деятельности в крае. Так, критерии достижения за четыре года показателя созданных и внедренных технологий в количестве 7 единиц или привлечении к выполнению инновационных исследований 10 человек являются несущественными и не отражают приоритетов инновационного развития в крае.

Таким образом, основным недостатком реализованной программы, на наш взгляд, является отсутствие конкретизации направлений инновационного развития. Кроме того, в программе не были обозначены и закреплены за соответствующими органами исполнительной власти функции и ответственность по реализации выбранных направлений инновационного развития.

В других субъектах Байкальского региона также были разработаны и реализованы региональные целевые программы, направленные на стимулирование инновационной деятельности:

-       Иркутская область ‒ ведомственная целевая программа «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Иркутской области» на 2011-2013 гг.»;

-       Республика Бурятия – «Республиканская инновационная программа» на 2008-2012 гг.

Представляет интерес сравнение основных структурных элементов указанных программ.  Общими задачами для трех субъектов Байкальского региона в области инновационного развития являются задачи кадрового и финансового обеспечения инновационного процесса, а также развития инфраструктуры инновационной деятельности.

Во всех трех программах при решении задач инновационного развития финансирование предусматривалось за счет средств регионального бюджета. Отличительной особенностью программы Иркутской области является использование механизма государственно-частного партнерства. Этот механизм давно и активно используется в развитых странах и доказал свою эффективность при осуществлении крупных инновационных проектов, при привлечении долгосрочных инвестиций для финансирования создания инфраструктурных объектов. Бюджет Забайкальского края традиционно сводится с дефицитом и в значительной степени (до 40 % в разные годы) является дотационным. Поэтому использование механизма государственно- частного партнерства позволило бы компенсировать недостаток бюджетных средств краевого бюджета.

Именно с ограниченностью финансовых возможностей краевого бюджета связан тот факт, что объем финансирования программы инновационного развития в Забайкальском крае является ничтожно малым по сравнению даже с объемом финансирования программ субъектов Байкальского региона, не говоря уже о других субъектах Сибирского федерального округа.

«Стратегия инновационного развития Забайкальского края на период до 2020 г.» содержит перечень основных проблем инновационного развития экономики края. Важнейшей из перечисленных в Стратегии проблем считаем низкий уровень развития инновационной инфраструктуры. В документе отмечается, что на территории края практически не представлены организации, обеспечивающие ускоренное продвижение инноваций на рынок, коммерциализацию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а также инновационных проектов промышленных предприятий.

Прямым следствием неразвитости инновационной инфраструктуры считаем другие проблемы, указанные в Стратегии: отсутствие кооперационных связей между научными учреждениями, организациями образования и бизнесом; недостаток информации об инновационных разработках в крае; неразвитость системы подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы.

Одним из приоритетных направлений краевой инновационной политики обозначено «развитие действующих и создание недостающих объектов инновационной инфраструктуры, осуществляющих консультационную, экспертную, исследовательскую, аналитическую, научно-техническую, организационную деятельность и обеспечивающих продвижение инноваций и внедрение их в производство». Однако в перечне мероприятий раздела «Создание и развитие эффективной инновационной инфраструктуры» отсутствуют конкретные меры, направленные на создание недостающих элементов. Эти меры, по нашему мнению, должны включать: конкретный перечень недостающих элементов инфраструктуры инновационной  деятельности, предполагаемые этапы создания недостающих элементов, перечень ответственных лиц или органов, а также определение источников и объемов финансового обеспечения по каждому этапу и элементу.

Для решения задачи развития инновационной инфраструктуры в Стратегии предусмотрены следующие меры:

1)     содействие     деятельности     организаций,     осуществляющих     коммерциализацию     инновационных разработок;

2)     выделение грантов на поддержку деятельности инновационной инфраструктуры Забайкальского края в рамках краевой долгосрочной целевой программы «Инновационное развитие Забайкальского края (2011–2014 годы)»;

3)     содействие развитию бизнес-инкубаторов;

4)     взаимодействие с организациями инновационной инфраструктуры Российской Федерации (венчурных и посевных фондов ОАО «Российская венчурная компания», Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др.);

5)     содействие развитию малых инновационных предприятий при высших учебных заведениях и научных учреждениях края;

6)     содействие деятельности венчурных партнеров;

7)     поддержка развития услуг по трансферу технологий, содействие развитию Забайкальского центра трансфера технологий.

Очевидно, что перечисленные меры будут способствовать лишь поддержке деятельности уже существующих элементов. Большинство перечисленных мер требует более детальной конкретизации. Так, например, неясно, в какой именно форме будет оказано «содействие развитию бизнес-инкубаторов».

«Программа социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 гг.» является приложением к закону Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края до 2025 г. Одна из главных задач программы – развитие региональной инновационной системы, содействие повышению инновационной активности организаций. Решение этой задачи требует развития эффективной региональной инфраструктуры.

Программа является комплексной и в качестве одного из направлений плана мероприятий включает развитие науки и инноваций. Важнейшим направлением блока «Формирование институциональной среды инновационного развития» программы является реализация инновационного проекта федерального значения «Создание в г.Чите российско-китайского научно-исследовательского и образовательного центра («университета»). Университет должен был способствовать формирование инновационной инфраструктуры Забайкальского края, а также восточных регионов России.

Таким образом, исследование целого ряда документов, посвященных инновационному развитию, как на уровне федерации, так и на региональном уровне, позволило сделать вывод: во всех этих документах основной целью, неотъемлемой составной частью государственной социально-экономической политики признается формирование национальной инновационной системы. Общепринятым механизмом формирования национальной инновационной системы во всех исследованных документах является построение эффективной инфраструктуры инновационной деятельности.

 

Список литературы

1.     Инновационное развитие Забайкальского края (2011-2014 годы). Краевая долгосрочная целевая программа. Постановление Правительства Забайкальского края от 27 июля 2010 г. № 302. - [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru. (Дата обращения 10.02.2015).

2.     Об инновационной деятельности в Забайкальском крае: закон Забайкальского края от 20 ноября 2009 г. № 275-ЗЗК: принят Законодательным Собранием Забайкальского края 30 октября 2009 г. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost.ru (Дата обращения 10.02.2015)

3.     Программа социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 гг. Приложение к Закону Забайкальского края «О стратегических направлениях развития Забайкальского края на период до 2025 года и программе социально-экономического развития Забайкальского края на 2010-2014 годы». - [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru (Дата обращения 12.04.2015).

4.     Стратегия инновационного развития Забайкальского края на период до 2020 г. Распоряжение Правительства Забайкальского края 28 декабря 2011 г. № 714-р. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.gosbook.ru (Дата обращения 12.04.2015).

5.     Стратегия инновационного развития РФ на период до 2020 г. Распоряжение Правительства РФ от 08 декабря     2011     г.     №     2227-р.     -       [Электронный ресурс].      URL:      http://www.garant.ru (Дата обращения 12.04.2015).

6.     Стратегия науки и инноваций в РФ на период до 2015 г. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1). - [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (Дата обращения 12.04.2015).