Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Выявление проблем – основополагающий этап управления эффективностью бизнеса.

Сложность информационных проблем связана с вопросами интеграции информационных потоков в систему управления эффективностью бизнеса. Все это позволяет говорить о необходимости конструирования технологий переработки информационных данных в информационно-аналитическую систему с позиции поддержки управленческих решений.

Основываясь на цикличности процесса информационной системы данных, обоснуем некоторые основные проблемы информационного характера, связанные с управлением эффективностью бизнеса [4].

Проблема «входа» информации заключается в двойственном характере ракурса рассмотрения: внешняя и внутренняя информация.

Проблемы, связанные с внешней информацией, условно подразделяются на организационные (какую информацию, для какого пользователя, каким образом можно получить) и проблемы информационной безопасности (доступ к информации извне: какими способами можно подтвердить достоверность полученной информации). Контур традиционного управления до недавних пор ограничивался границами организации и, соответственно, все, что выходило за пределы идентифицировалось как внешняя среда. Возможности информационных систем экономических субъектов недостаточно открыты; слабо интегрированы с внешними пользователями; форма предоставления информации зачастую затрудняет ее аналитическую обработку. Все это приводит к необоснованной загруженности цифровыми данными. Следствием становится замедление принятия управленческих решений по эффективности состояния и развития бизнеса. Кроме того, современная парадигма менеджмента предполагает управление цепочками, вдоль которых создается добавленная стоимость (value- chains). В связи с чем, возникают проблемы идентификации и переработки информации из данных «цепочек» для формирования необходимых управленческих решений.

С позиции получения внутренней информации для расчета показателей эффективности проблемы группируются, прежде всего, по уровням управления по принципу «кто с кем взаимодействует». Сбор, поиск и доставка информации связаны с проблемами объединения групп пользователей, распределенных территориально и работающих в удаленном режиме при помощи порталов, для которых используются индивидуализированные технологии поиска и доставки данных.

Проблемы разработки и внедрения более корректных подходов к структуре, безопасности, прозрачности, целостности и релевантности корпоративной информации, ее оптимальному применению для систематизации сведений об эффективности состояния и развития организации с позиции управления. Отсутствие достаточной количественной информации о динамике процессов вынуждает переходить к качественному анализу таких процессов. Проблемы средств обработки информации связаны, в первую очередь, с внедрением систем бизнес- интеллекта (business intelligence – BI), информационно-аналитических, интеллектульно-аналитических систем [2].

В связи с чем, возникают проблемы, обусловленные:

− необходимостью ограничения информации, т.е. той ее части, которая в статистической теории получила название избыточной, поскольку такая информация может привести к принятию ошибочных управленческих решений, например, если такой информацией воспользуются некомпетентные менеджеры;

− аспектом менеджмента знаний организации, когда под информацией понимается данные или сведения, интерпретируемые человеком. Следовательно, возникает проблема когнитивной обработки данных (компетенции пользователей, необходимости проведения системного и оперативного мониторинга данных с целью извлечения необходимой в данный момент и для данного пользователя информации, что на практике достаточно проблематично и др.).

Проблемы обработки полученной на «входе» информационной системы данных обусловлены приоритетом управления документооборотом (document management) и подразумевают хранение, архивирование, разметку и публикацию документов. Здесь необходимо, на наш взгляд, сосредоточится на нескольких, основных направлениях информационных проблем.

1.Проблема аналитической обработки исходной информации подразумевает доступ персонала, менеджеров к средствам самостоятельного анализа различных информационных данных. В связи с этим, актуализируется разработка новых концепций информационно-аналитических систем   и внедрение таких средств бизнес интеллекта (BI) как:

а) многомерного анализа (OLAP (on-line analytical processing) – программное обеспечение, представляющее пользователю возможность оценивать данные в различных направлениях, измерениях и сечениях;

б) инструментальные средства запросов (Query Tools) − программное обеспечение, позволяющее пользователю формировать запросы к данным по содержанию или образцу и средства предоставления отчетов;

в) инструментальные средства поиска данных, интеллектуального анализа данных и текстов (data mining и text mining), ориентированных на анализ информационных данных и сформированных знаний.

2.   Проблема эффективного использования полученных информационных данных сводится к обеспечению наибольшего приближения организованности к рациональному значению. Другими словами, должна быть создана такая системы управления, при которой все функции, элементы и связи, существующие в данной системе, являлись бы полезными, а количество функций согласования и элементов-посредников, выполняющих функции согласования, сводилось бы к минимуму.

3.   Проблема организации совместной работы (collaboration) – сети интранет, технологии групповой работы экспертов, бизнес-аналитиков совместно с менеджерами, синхронные и асинхронные конференции, внутренние форумы и обсуждения, вебинары и т.д.

3. Проблемы интегрирования системы управления эффективностью бизнеса (CPM-системы) в корпоративную систему управления могут быть связаны, в том числе и с отсутствием адаптированности информационно-аналитической подсистемы [4]. При этом следует учитывать низкий уровень или отсутствие взаимодействия CPM-системы с операционными системами управления (Планирование потребностей в ресурсах (MRP), планирование ресурсов (MRP II), управление ресурсами организации (ERP), управление взаимоотношениями с клиентами (CRM), Управление цепочками поставок (SCM), управление эффективностью маркетинга (MPM); управление эффективностью продуктов (PPM)).

Специфика новой парадигмы менеджмента порождает аналитические проблемы [5,8].

1.    Проблема формализации оценочных показателей. На сегодняшний день отсутствует единая система показателей эффективности, не сложилось единого мнения относительно конкретных форм и методов расчетов отдельных показателей эффективности и использования методик анализа» [3].

2.      Слабая проработанность, на наш взгляд, единой нормативной базы для сравнения результатов управления эффективностью бизнеса с учетом специфики  сфер национальной экономики. В условиях многообразия видов хозяйственной деятельности универсальность и априорное допущение единообразия системы критериев методически не обоснованы. Как правило, критерии дифференцированы по отраслевому признаку.

Нерешенным на практическом уровне остается вопрос о процедурах формирования системы нормативной динамики эталонных показателей эффективности деятельности организаций. Результаты измерения сводятся к необходимости сравнения полученных данных в динамике во временном аспекте или с эталонным показателем, построение которого также требует методического обоснования.

Некорректное сравнение эффективности деятельности организаций и предприятий снижает качественный уровень применения нормативов:

–   сравнительные оценки, как правило, формируются по данным прошлых периодов и к моменту изучения эффективности деятельности и развития организации утрачивают свою актуальность;

–     проблематичность формирования объективности оценки при формализации субъективного мнения экспертов.

При экстраполяции критериальных показателей эффективности деятельности происходит отображение тенденций их изменений в отчетном периоде на будущее, что приводит к усилению искажения оценки в целом. В этом случае не учитывается возможность осуществления организацией торговли разнообразных мер по улучшению управления эффективностью и, что боле важно, своего эффективного развития.

4.   Низкий уровень адекватности экспресс-анализа эффективности деятельности экономических субъектов их реальному положению обусловлен ограничениями количества показателей. Все это порождает низкий уровень достоверности результатов расчетов [7].

Необоснованное завышение количества показателей эффективности усложняет проведение аналитических процедур, инициирует отсутствие оперативности принятия и обоснованности управленческих решений.

Отметим, что каждый показатель отражает одну из сторон эффективности деятельности организации. Поэтому объективное положение может быть установлено лишь с помощью системно связанного комплекса оптимального количества показателей. В аналитической практике затруднения могут происходить и из-за отсутствия формализованной идентификации и описания связей между изучаемыми показателями эффективности состояния и развития экономических субъектов бизнеса. Разработка формального описания связей практически затруднено вследствие специфических различий оцениваемых организаций (объем выручки, основной вид деятельности и др.).

5.   Проблема корректировки оценочных показателей с учетом влияния различных факторов – обоснована [3]. Предлагаются корректировочные действия к исходной информации, алгоритмам расчетных показателей, технологии методик расчетов.

6.    Проблемой становится и качество предоставляемых аналитикам данных бухгалтерской (финансовой) отчетности. В России вследствие различных причин объективного и субъективного характера такие данные не всегда корректны и прозрачны. Это, с одной стороны, безусловно, влияет на объективность расчетных данных и выводы по результатам расчетов. С другой стороны,  «бухгалтерская отчетность не в полной мере отвечает современным запросам анализа и в большей степени ориентирована на контрольные, чем на аналитические функции» [3]. Аргументом в пользу такого мнения становится и соблюдение Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), адаптация зарубежного и корректное использование отечественного аналитического опыта.

Таким образом, решение обозначенных информационно-аналитических проблем позволит повысить управляемость эффективностью бизнеса.

 

 

Список литературы

1.     Абдикеев Н.М., Киселев А.Д. Управление знаниями корпорации и реинжиниринг бизнеса: Учебник / Под науч. ред. д-ра техн. наук, проф. Н.М. Абдикеева. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 382с.

2.     Кузнецов А. Возможности и преимущества CPM-системы //Консультант – 2010. - №13 http://www.cfin.ru/software/kis/cpm.shtmlCPM

3.     Савицкая Г.В. Анализ эффективности и рисков предпринимательской деятельности: методологические аспекты: Монография. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 272с.

4.     Трофимова Л.Н. Проблемы интегрирования системы управления эффективностью в корпоративную систему управления организаций розничной торговли на современном этапе развития //Экономические, экологические и социокультурные перспективы развития России, стран СНГ и ближнего зарубежья. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 15 апреля 2015 года. – Новосибирск: Российский государственный торгово-экономический университет (Новосибирский филиал), 2015. – с. 45-57.

5.     Трофимова, Л.Н., Чаплина А.Н. Методическое обеспечение эффективной деятельности организаций розничной торговли на основе системной экономической диагностики// Аудит и финансовый анализ. – 2015. −№5. – 123-234с.

6.     Трофимова, Л.Н. Концептуальная модель системной экономической диагностики эффективности деятельности торговой организации //Экономические, экологические и социокультурные перспективы развития России, стран СНГ и ближнего зарубежья. Сборник материалов Международной научно- практической конференции, 16 апреля 2014 года. – Новосибирск: Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова и Российский государственный торгово-экономический университет (Новосибирский филиал), 2014. – с. 67-89.

7.     Трофимова Л.Н. Экспресс-диагностика эффективности деятельности организаций розничной торговли: методический аспект // В сб.: Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия // XI международная научно-практическая конференция, 22-23 мая 2015 года. – с. 123-134.

8.     Трофимова Л.Н. Современные проблемы и направления развития методического обеспечения исследования эффективности деятельности экономических систем // В сб.: Социально-экономические и культурные проблемы современной России: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 15 декабря 2011 года. – Новосибирск: Новосибирский филиал РГТЭУ, 2011. – с.54-76. Управление эффективностью бизнеса-Business performance management (BPM): источники эффективности: http://corpsys.ru.