Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Эффективность труда руководителей в определенной степени зависит от времени их нахождения в соответствующей должности. Руководители, прошедшие период наиболее эффективной деятельности, и при этом не перемещающиеся ни по горизонтали, ни по вертикали в системе управления имеют возможность достаточно качественно решать лишь вопросы оперативного характера, практически оставляя вне поля зрения проблемы стратегическо-инновационного развития объектов управления.

В этом аспекте одним из резервов повышения эффективности управленческой деятельности промышленных предприятий является своевременное перемещение руководителей и по горизонтальным и по вертикальным уровням иерархической организационной структуры управления, что позволит уйти от стандартизации решений и усилит элемент творчества в решении организационно-управленческих проблем.

Связано это еще и с тем, что руководитель, долго находящийся в одной должности со временем становится узким специалистом, обладающим знаниями, ограниченными собственными проблемами объекта управления. В противовес им руководители, регулярно перемещающиеся по должностной лестнице имеет возможность опираться в своей работе на больший опыт, приобретенный в ходе решения достаточно широкого круга проблем, возникающих на ранее занимаемых должностях. Это приводит к более качественным решениям в момент их принятия, поскольку учитываются проблемы, имевшие место в другом объекте управления и в другое время, а так же положительные и отрицательные моменты, имевшие место в практике работы по данным вопросам.

Поскольку результатом деятельности предприятия все-таки является его доходность, то стоит обратить внимание на тот факт, что данный результат формируют производственные цеха. Кроме того, существуют отделы и службы, обеспечивающие их функционирование. По сути, мы разделили всех руководителей предприятий на две категории, в каждой из которых различные резервы повышения эффективности производственной деятельности с точки зрения процесса управления.

Руководители функциональных структур промышленных предприятий в настоящее время сталкиваются с возрастающими темпами внедрения научно-технического прогресса в деятельность и в их работе постоянно возникает момент новизны при решении проблем. Поэтому они сохраняют более длительный интерес к работе и могут дольше не перемещаться по иерархической лестнице, что нельзя сказать о руководителях производственных цехов.

Очевидно, что управление совершается во времени и в пространстве и связано с получением определенного потока информации либо из внутренних объектов управления, либо из внешней среды, ее последующим анализом (обработкой) и выдачей конкретного решения либо внутреннему объекту, либо во внешнюю среду. Еще раз подчеркнем мысль о том, что любой процесс управления - это процесс информационного обмена между должностными лицами или системами, участвующими в практической реализации взаимосвязанных проблем, то любой информационный обмен должен быть замкнутым, тогда будут соблюдены условия, необходимые для реализации процесса управления решением проблемы на высококачественном уровне.

В управленческом процессе существуют две стороны, характеризующие цикл информационного обмена: внутренняя и внешняя. Внутренняя сторона возникает в случае принятия решения на основе информации, поступившей с самого предприятия. Эта сторона имеет характер замкнутости, поскольку, если руководитель на основе поступившей ему информации из подчиненного объекта не принял нужного решения и не передал его на объект, то управленческий процесс не реализован, т.е. руководитель не выполнил своих функций, а, следовательно, его ждут нежелательные последствия.

Внешняя сторона возникает, когда необходимо принять решение на основе информации, поступившей из внешней среды, но тоже требующей принятия решении внутреннего характера. В этом случае руководитель, принимая данное решение и передавая его на свой объект управления, также замыкает внутренний информационный контур.

Одним из важных качеств любого руководителя является обязательность. И если руководитель обладает данным качеством, то внешний информационный контур всегда будет замыкаться. Тогда руководитель имеет право того же требовать от своих партнеров в процессе решения взаимосвязанных проблем.

При проведении исследования процессов движения информации на промышленных предприятиях установлено, что любое ее движение по иерархическим уровням вносит в информацию те или иные искажения понятийно - количественного характера и чем через большее число иерархических уровней проходит информация, тем большим искажениям она подвергается и меньше соответствует реальному состоянию объекта управления.

На основании вышеизложенного важным резервом повышения эффективности управленческой деятельности является уменьшение искажений информации, поступающей на различные иерархические уровни организационной системы управления по причине ее несанкционированного выхода, то есть иерархический аспект информации должен иметь четкое определение.

Сама информация делится на три вида: оперативная, тактическая и стратегическая. При этом искаженности при движении информации через уровни подвергается, как правило, оперативная информация. Это происходит потому, что она свидетельствует об отклонениях в объектах управления, которые кажутся всем понятными и требующими быстрого решения, но права на это быстрое решение на том уровне, где возникла сама проблема по каким-либо причинам нет.

В данном аспекте необходимо определение четкой уровневой принадлежности принятия оперативных решений и ответственности как за этот процесс, так и за искажение принятого решения.

Важность принятия и искажения решений оперативных проблем производства на уровне их возникновения вытекает и из того, что информация о реальном положении объекта управления и о существующих здесь проблемах другими уровнями управленческой иерархии умышленно искажается в негативном плане, что явно не отвечает интегральным интересам предприятия в целом.

В связи с ростом  сложности внешней и  внутренней среды предприятия резко возрастает количество информационных потоков, а, следовательно, и растет информационная нагрузка на управленческий персонал и в первую очередь на его оперативное звено.

Таким образом, на наш взгляд, еще одним резервом повышения эффективности управленческой деятельности на промышленных предприятиях является определение оптимальной информационной нагрузки на руководителей и сведение к минимуму информационной перегрузки.

Так же одним из резервов повышения эффективности управленческой деятельности на промышленных предприятиях является сама внутренняя среда предприятия.

Безусловно, на качество управления влияют большое количество факторов, но четко надо понимать, что точность исполнения принятых управленческих решений и как следствие результаты, которые стремятся получить в ходе реализации этих  управленческих решений, зависят в большей степени от  того, насколько исполнители доверяют направлениям деятельности вышестоящего руководства предприятия.

Ухудшение состояния внутренней среды предприятия является результатом воздействия большого количества факторов. В первую очередь – это закрытость уровня оплаты труда всех уровней системы управления, а также ряда других специалистов, что порождает слухи, подозрения и натянутость отношений в коллективе. Не мало важную роль сыграло снижение уровня социальной защиты работающих, особенно в тех случаях, когда речь идет об увольнениях. Кроме того, в последнее время наблюдается практически полное отчуждение работников от управления собственностью предприятия.

Рассмотрим еще один резерв повышения эффективности управленческой деятельности, который по нашему мнению можно определить, как уменьшение времени на принятие управленческого решения при одновременном снижении вероятности ошибок в процессе принятия.

В современной экономике, как нами уже отмечалось ранее, принятие стратегических решений становится все более трудоемким и трудно осуществимым, поскольку, при этом велика доля риска неверно принятого решения, поскольку временной разрыв  и обстоятельства могли изменить ситуацию в  субъекте управления. Получается, что снизить вероятность ошибки в процессе принятия управленческих решений – достаточно актуальный вопрос.

Существует простая взаимосвязь рассматриваемых нами категорий. Чем меньше времени на принятие стратегического решения, требующего изучения большого количества информации, тем выше вероятность ошибки. И соответственно наоборот. Поэтому определить оптимальное время для принятия управленческого решения с тем, чтобы не увеличить вероятность возрастания ошибки – достаточно важный вопрос в системе управления.

На наш взгляд, при решении данного вопроса необходимо соблюдать ряд предлагаемых нами мероприятий.

Во-первых, требуется разделить оперативные вопросы и стратегические. Связано это с тем, что при решении оперативных вопросов велика определенность информационных потоков, а при принятии стратегических решений информационный поток велик, да и проверить полученную информацию на адекватность достаточно сложно и долго по времени.

Во-вторых, как уже отмечалось ранее, необходимо быстро принимать стратегические решения, а с другой стороны сводить к минимуму вероятность ошибки. Для этого должна быть создана мощная служба научно- технического прогнозирования в обязанности которой должны входить вопросы анализа направлений перспективной деятельности предприятий аналогичной сферы деятельности, оценка достоверности собранной информации, разработка возможных альтернативных вариантов решения перспективных проблем предприятия, при этом оценка положительно и отрицательно влияющих факторов на внедрение предложенных альтернативных вариантов. То есть данная служба должна ответить на вопрос – что может произойти и при каких условиях.

 

Список литературы

1.     Кулагова И.А., Алехина О.Ф., Удалов Ф.Е., Губанов Д В. Решение как основополагающий элемент управления. - "Вестник нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского", научная библиотека киберленинка:      http://cyberleninka.ru/article/n/reshenie-kak-osnovopolagayuschiy-element- upravleniya#ixzz3xccbwfim

2.     Щенниников М.А. Организационно-функциональные факторы совершенствования управления на промышленных предприятиях.- Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- Нижний Новгород.-2008. http://elibrary.udsu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/61/Chennikov_ro.pdf?sequence=2