Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЕГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЗА СЧЕТ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   Одной из самых значимых проблем легкой промышленности России можно считать крайнюю нуждаемость в инвестициях: более 80% мощностей устарели еще в конце прошлого века. Отечественные производители с каждым годом теряют свои позиции на рынке: сегодня их доля не превышает 18%, а в отдельных отраслях, например в швейной и обувной, она уже меньше 10%, в то время как принятые пороговые значения определяющих безопасность государства должны составлять не менее 30%. В то же время отечественный рынок товаров легкой промышленности — один из самых динамичных в мире, ежегодные темпы его роста составляют не менее 20%. И ростом этим пользуются исключительно иностранные компании — в основном из Италии, Испании, Китая, Турции, Пакистана и прочих стран, где в течение уже десятилетий существует целенаправленная государственная поддержка местных производителей. Государственная поддержка иностранных корпораций в совокупности с полным отсутствием поддержки отечественных производителей со стороны российского государства не способствуют  развитию здоровой конкуренции. Однако базовые условия  для развития производства в России — одни из лучших: это и относительная дешевизна энергоносителей и рабочей силы, и производственные традиции.

   До настоящего времени легкая промышленность не рассматривается чиновниками как перспективная отрасль, даже, несмотря на то, что в стране за последнее время появилось несколько серьезных компаний, таких как Альянс "Русский текстиль", Текстильный холдинг "Яковлевский", RalfRinger, "Чайковский текстиль", "Глория Джинс", своей деятельностью подтверждающих обратное.

   Ситуация в текстильной и легкой промышленности в последние десять лет складывалась неблагоприятно, в связи с чем российские предприятия были вынуждены перейти на толлинговые операции, которые так же называют давальческой схемой переработки сырья. Предприятию поставляют материал, и оно изготавливает из него обувь  и одежду, после чего готовый товар отправляется за границу - возвращается хозяину сырья. В результате за три последних года у российских предприятий появился некоторый рост производства.

   Оценивая уровень рентабельности предприятий отрасли, можно отметить, что она в четыре раза ниже средней по промышленности. Среди многочисленных факторов, повлиявших на данный результат в частности можно назвать отсутствие оборотных средств.

   С начала экономических реформ государство отказалось поддерживать текстильную и легкую промышленность, в результате более 70% швейных и обувных предприятий России были вынуждены перейти на работу по давальческой схеме, чтобы сохранить производство, рабочие места, удержать высококвалифицированные кадры, выплачивать зарплату.

   Анализируя ситуацию по регионам можно привести такие примеры. В Северо-Западном округе РФ сосредоточено наибольшее количество предприятий. Все они работают по давальческой схеме с иностранными фирмами. У всех разный объем заказов от иностранных фирм. Он колеблется от 1,9% у ЗАО "Салют" до 100% у ТОО "Мода", ЗАО "Невельское ПШО". А такое ведущее предприятие, как "Большевичка" имеет 63% от общего объема заказов, "Первомайская заря" - 25%. В Нижегородской области по давальческой схеме проработали все ведущие швейные предприятия, в частности «Маяк», «Весна», «Восход», «Русь».

    Проблема увеличения налога на добавочную стоимость толлинговых операций заставляет задумываться о своевременности этой инициативы. С одной стороны, иностранные производители, размещающие у нас свои заказы, вероятно, могут отказаться от сотрудничества с российскими предприятиями, с другой стороны, российские производители лишаются и рынка сбыта, и партнерства. В числе основных целей российских производителей - привлечение иностранных инвесторов, однако вместо этого отечественные производители лишаются выгодных заказов, а иностранные предприниматели теряют интерес к российскому рынку.

    Благодаря давальческим операциям отечественные производители получили доступ к новым технологиям. Однако важнейшим фактором, позволяющем поддерживать конкурентоспособность отечественной швейной продукции являются низкие цены на внутреннем рынке. При введении НДС на услуги по переработке давальческого сырья, реализация программ технического перевооружения возможно будет приостановлена, т.к. помимо девальвации рубля, финансовых кризисов и повышения платы за электроэнергию появится еще одна проблема – снижение доходности.

    Подобные операции по переработке давальческого сырья, беспошлинно ввозимого в страну переработки, являются общепризнанной практикой. В разных странах к таким операциям применяются различные экономические меры, предусмотренные национальным законодательством, но общим признаком является то, что работы (услуги), выполняемые переработчиком, не облагаются НДС. Преимущества специализации в швейном производстве заключаются в применении специализированного оборудования, а также избежание дополнительных затрат времени при освоении новых видов продукции. Кроме того, занимая производственные мощности (а также складские и торговые помещения) под неликвидный товар, компания уменьшает объем производства ликвидного товара. Поэтому важнейшим моментом в повышении эффективности производства является анализ рентабельности производства и покупательского спроса на выпускаемую продукцию. Согласно правилу Парето, если 20% ассортимента приносит 80% прибыли, то компания находится в критическом состоянии. При этом, чем шире ассортимент выпускаемой продукции, тем вероятнее, что  в компании этот показатель будет именно таким или худшим. Как правило, предприятия не выпускают продукт одной ассортиментной группы, тем не менее, установить необходимую и достаточную широту ассортимента является важнейшей задачей предприятия.

    В качестве одного из способов обеспечения роста производства можно рассматривать ориентацию на выпуск спецодежды и продукции специального назначения. Главное, что нужно для реализации этойстратегии,— связи и низкие цены, гарантирующие победу в тендерах.

   Рынок спецодежды на сегодняшний день включает в себя: одежду, обувь, а также средства индивидуальной защиты (СИР), необходимые человеку для осуществления определенных видов деятельности.

    Специализированную одежду можно классифицировать следующим образом:

1)     по видам: одежда (верхняя, нижнее белье, костюмы, брюки, юбки, рубашки, платья); обувь (сапоги армейские, спортивная); атрибутика (флаги, вымпелы); изделия спецназначения (палатки, рюкзаки, растяжки, чехлы для автомобилей); средства индивидуальной защиты (маски, перчатки, рукавицы и др.);

2)     по сезону: зимняя (телогрейки, валенки, шинели, куртки, лыжные костюмы); летняя (одежда для армии, милиции, ГАИ, спортсменов); межсезонная (непромокаемые плащи и куртки);

3)     по сфере применения: армия (шинели, бушлаты, кители, рубашки, брюки, полевая форма и др.); МВД; пожарная служба (защитные комбинезоны, рукавицы, шлемы); служба МЧС (высокотехнологичные СИЗ); медицинские и дошкольные учреждения, предприятия общепита, НИИ и др. (белые халаты, хирургические костюмы, колпаки, маски); спорт и туризм (форма, атрибутика); образовательные учреждения (школьная форма); шоу – бизнес (концертные костюмы для хоров, танцевальных и вокальных коллективов); молодежные и общественные организации (клубы, магазины);

4)     по возрастным группам: детская, молодежная, возрастная;

5)     по ценовой категории: недорогая, средняя, элитная;

6)     по сырьевой основе: хлопок, шелк, шерсть, плащевые ткани, грубые  ткани, высокотехнологичные ткани.

    Значительную долю в производстве занимают средства индивидуальной защиты. На европейском рынке на долю спецобуви и спецодежды приходится 37% от общего объема рынка средств индивидуальной защиты, почти столько, сколько приходится на средства защиты головы — 33%.

   Таким образом, можно сделать вывод о том, что для обеспечения роста производства в корпоративных образованиях легкой промышленности  необходимо соблюдение законодательства,  которое обязывает предприятия регулярно предоставлять сотрудникам новые комплекты одежды, а также перераспределение заказов в сторону более дорогих моделей.

 

Список литературы

1.     Васильев, А.Н. Экономические проблемы развития легкой промышленности / А.Н. Васильев. М., 2008 г.

2.     Крылова Н., Новые текстильные материалы для изготовления швейных и трикотажных изделий / Н. Крылова, В. Тарасова, Е. Шикова, // В мире оборудования №10 (50) 2005.

3.     Хандриков И. Как помочь малому и среднему предпринимательству легкой промышленности / И. Хандриков // Швейная промышленность. 2008. №6

4.     Яшин С.Н., Солдатова Ю.С. Совершенствование и практическая апробация методики оценки экономического состояния и уровня инновационного развития предприятия// Финансы и кредит. - М.: ООО "Издательский дом "Финансы и кредит", 2013, № 12(540), с.39-47.