Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОРРУПЦИЯ КАК СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

Аннотация.

Закрепляются основные принципы противодействия коррупции, а также организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней. Сама коррупция определяется путем перечисления примерных противоправных действий, которые характеризуются основным признаком коррупции - незаконное использование лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими лицами.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная.

    Борьба с коррупцией стала важнейшей частью внутренней политики, проводимой руководителем страны. Указом Президента РФ утверждена но национальная стратегия противодействие коррупции и национальной план противодействия коррупции 2013-2014 год, где четко обозначены цели, задачи, основные принципы, направления и механизм реализации национальной стратегии противодействия коррупции. Это особенно важно и при обеспечении экономической безопасности системы материально-технического снабжения ОВД России, когда необходимо выработать жесткий контроль в сфере расходования значительных финансовых средств. В этой связи, приоритетным направлением при проведении оперативных мероприятий по защите средств, направленных на покупку материально-технических средств, является выявление коррупционных связей [1].

    Президент страны объявил о начале широкомасштабный работы государства по противодействию коррупции специалисты и общественность восприняли это с пониманием и заявили о безусловной поддержке.

   Ведь у всех на глазах происходит явное коррупционное перерождение государства и разложение общества. Количества зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в 2014 году исчисляется десятками тысяч. Что следует понимать под коррупцией? Этому вопросу посвящены многочисленные исследования, определение коррупции содержатся в ряде международных и национальных правовых актов, но до сих пор какого то признанного понятия не выработано.

    Наиболее часто термин «коррупция» употребляется для обозначения различного рода злоупотребления служебным положением в личных целях. Такое понимание представляется чрезмерно широким, так как сюда в результате попадают разнообразные хищения, а также злоупотребления, не связанных с коррупционными актами как своего рода сделками, подобными купле-подаже. Подкуп является стержнем коррупции, присутствует в ней всегда в обязательном порядке. Злоупотребление должностных лиц и иных служащих, даже носящие корыстный характер, с подкупом не связанное, на наш взгляд, не могут расцениваться как коррупция [3]. Коррупционные деяния не сравнимы по степени общественной опасности с должностными и служебными правонарушениями; они гораздо опаснее как раз потому , что всегда представляют собой сделку между должностным и служебным лицом и лицом, заинтересованным в его определенном поведении. Повышенная общественная опасность коррупционных деяний продиктовано не только и даже не в основном тем, что, совершая их, должностное лицо или служащее руководствуется своими, часто корыстными интересами, а не интересами службы; она заключается в возможности трет им организациям и лицам произвольно, в зависимости только от назначенной цены и своих интересов, формировать поведение указанного субъекта. В результате подобных действий происходит узурпация, захват государства частными структурами.

   Наличие в законодательной базе государства для нелегального обогащения чиновников путем вымогания взяток или незаконной приватизации, или специально льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальной и нелегальные доходы. Наблюдается тенденция увеличения доходов чиновников, занятых в органах власти. В настоящее время их доходы выросли примерно на 44%. Это значительно превосходит рост доход населения которая составило примерно 21%. Косвенные сведения у нелегальных доходов можно получить, сравнивая уровень жизни чиновников с их официальными доходами. Составляющие значительную часть населения малоимущие слои от распространения коррупции проигрывают в наибольшей степени, так как имеют меньше финансовых возможностей, чем их более обеспеченные граждане. Государственная коррупция существует постольку, поскольку чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. В число таких ресурсов могут входить бюджетные средства, государственная или муниципальная собственность, государственные заказы или льготы и т.п. Собирая штрафы, налоги, иные предусмотренные законом платежи, чиновник также распоряжается не принадлежащими ему ресурсами: если штраф (сбор) законен, то его собственник – государственная казна, если не законен – то это собственность того лица, которого пытается обобрать чиновник. Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правовыми актами, и общественно одобряемых культурными и моральными нормами. Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях. Этого условия достаточно, чтобы характеризовать такое явление как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Между этим явлением и коррупцией в узком смысле этого слова грань весьма размытая. Очень редко должностное лицо может извлечь незаконную выгоду из своего служебного положения, действуя изолированно, не вовлекая в свою противоправную деятельность других людей, как это бывает, например, при сокрытом от других 4 присвоении доверенных чиновнику средств (можно напомнить об использовавшемся ранее термине «казнокрадство»). В таких случаях обычно не говорят о коррупции или говорят о коррупции в широком смысле слова.

   Полезно различать верхушечную и низовую коррупцию. Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (формулы законов, госзаказы, изменение форм собственности и т.п.). Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным, рутинным взаимодействием чиновников и граждан (штрафы, регистрации и т.п.). Серьезной предпосылкой создания антикоррупционного общественного климата в условиях современной развивающееся России выступает снижение коррупционогенности самих законов и иных право установлений, т.е копирование уже принятых и не допущения во вновь принимаемых актов таких норм, реализация которых не исключает или, хуже того, провоцирует коррупцию. Противодействие коррупции России основывается на следующих шести основных принципах: законность; признания обеспечения основных прав свобод человека и гражданина; неотвратимость ответственности за совершение коррупционных действий; активное сотрудничество государства с институтами гражданского общества, физическими лицами и международными организациями; открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; использование политических, организационных, информационно- пропагандистских, социально-экономических правовых и специальных мер.

   Среди различных коррупционных схем, имеющих место при размещении в бюджетных заказов, рассмотрим наиболее распространенные: завышение цен в заявках или предложение цен по предварительному сговору, дача взятки передача денег чиновнику, стоящие за государственным заказом, с целью повлиять на принятие решения, получить преимущество в конкурсе или уклонится от исполнения контракта. Ложные сведения, а именно распространение недостоверной информации участниками конкурса с целью введения в заблуждение представителей заказчика. Присуждение контракта без создания конкурентной среды — необоснованное размещение заказа у единственного источника, разделение заказа на несколько частей в целях уклонения от его размещения на конкурсной основе. Как мы видим, серьезную роль в борьбе с коррупцией играет регулирование закупочной  деятельности. Государственные закупки — это область в которой имеется масса возможностей для злоупотреблений со стороны не чистых на руку чиновников. Жесткий административный контроль над процессом государственных закупок снижают шансы коррупционеров. Закон налагает строгую ответственность на заказчика — чиновник может быть подвергнут проверке, при этом имеется возможность сурово спросить с заказчика за его действия или бездействия в государственных закупках[2].

    Государственное противодействие коррупции может осуществляться и осуществляется на разных уровнях, в разных сферах общественной жизни и с применением самых разных организационных форм и правовых средств. Чтобы такое противодействие было эффективным формируется специальная система мер и приоритетов борьбы — антикоррупционная политика. Руководством страны совершенно правильно делается акцент на том, что борьба с коррупцией должна носить системный характер. Это возможно только в случае, если в стране начнет формироваться соответствующая эффективная государственная антикоррупционная политика, государственная стратегия. В борьбе с коррупцией важна роль кадров. Задачи повышения качества их подготовки нашла отражение и в национальном плане противодействия коррупции. Полагаем целесообразным, в этой связи, помимо прочего, сохранение криминологии как основной учебной дисциплины в Государственном образовательном стандарте третьего поколения. Представляется важной разработка и включение в рабочие учебные программы и учебных курсов по проблемам борьбы с коррупцией.

 

Список литературы

1.     "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2014).

2.     "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 22.12.2014).

3.     Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273.