Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

После десяти лет динамичного экономического роста Россия столкнулась с серьёзными экономическими вызовами. Мировой финансово-экономический кризис привёл к падению производства, увеличению безработицы, снижению доходов населения. Его воздействие на Россию в целом и отдельные регионы имело свою специфику, связанную прежде всего с неразвитостью ряда рыночных институтов, включая финансовые, а также со слабой конкурентоспособностью производственных секторов экономики. Это заставило по-новому оценить текущую ситуацию, осознать актуальность перехода к инновационной модели экономики, прийти к выводу о том, что развитие отраслей промышленности и производство отечественной наукоёмкой высокотехнологичной продукции - это жизненно важная необходимость [3].

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – это комплекс экономических, правовых и административно-управленческих мер со стороны государства в лице его органов, преследующих цель формирования благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их экономическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках, направленных на качественное совершенствование экспортного потенциала, устойчивое поддержание положительного сальдо внешнеторгового баланса и хозяйственной безопасности в национальном масштабе [1].

Целями государственного регулирования ВЭД региона являются:

-       формирование благоприятного правового климата для корректной - в рамках действующего законодательства деятельности национальных хозяйствующих субъектов в сфере внешнеэкономической деятельности как внутри страны, так и за её пределами;

-   создание условий экономического стимулирования осуществления внешнеторговых операций, в первую очередь как источника поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным согласно экономической концепции хозяйственного развития страны направлениям;

-   обеспечение условий эффективной внешнеэкономической деятельности как для каждого хозяйствующего субъекта, так и с позиций государственного развития, создание соответствующей вспомогательной для бизнеса инфраструктуры - информационной, консультационной и т.д., содействие в подготовке и переподготовке кадров по всему спектру специализированных направлений ВЭД и др.;

-   координация участия страны в условиях глобализации мирового хозяйства в международном разделении и кооперировании труда и выход ее на новые рынки, в первую очередь с конкурентоспособной наукоемкой продукцией, которая должна быть основой экспортного потенциала страны;

-       регулирование торговых отношений на межстрановом и региональном уровнях, содействие отечественным экспортерам за рубежом и их защита, оказание им различного рода информационного, консультационного, юридического и другого содействия при проведении операций с зарубежными контрагентами, контроль за сохранением стабильного положительного сальдо во внешней торговле;

-    формирование имиджа страны и ее отдельных регионов во внешнеэкономической деятельности как добросовестного, действующего в рамках правовых норм и международных договоренностей государства, соблюдающего действующее законодательство при регулировании внешнеэкономической деятельности национальных и зарубежных партнеров на своей территории и других международных норм и правил зарубежных государств на их территории, пресекающего любого рода контрабандные или связанные с «отмыванием» денег операции [2].

Понятие «импортозамещение» подразумевает экономическую стратегию и промышленную политику органов власти, направленных на замену импортных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства.

Преимуществами политики импортозамещения являются независимость цены продукта от курса валют, отсутствие переплаты за таможенные пошлины на ввозимое сырьё для изготовления импортной продукции, поступление конечного продукта напрямую с завода-изготовителя, что исключает его подделку и т. д.

Однако для успешного воплощения политики импортозамещения органам власти на начальном этапе необходимо:

1.     Разработать целевую региональную программу по импортозамещению, которая позволит снизить зависимость промышленности региона от  импорта товаров и комплектующих за счёт удовлетворения внутреннего спроса в высококачественной продукции собственного производства.

Сама программа должна базироваться на развитии интеграции и кооперации как между предприятиями промышленности и организациями из смежных отраслей, так и с учебными и научно-исследовательскими центрами региона.

2.   Сформировать совет по содействию реализации программы импортозамещения, целью которого будет являться информационная поддержка, сертификация продукции по международным стандартам, маркетинговые услуги, поиск импортёров, связь с торговыми представителями и т. д. В состав совета могут входить представители региональных органов власти, бизнеса, ассоциаций и союзов, учебных и научных организаций.

3.     Отобрать и реализовать наиболее перспективные проекты по импортозамещению, которые будут соответствовать таким требованиям, как инновационность, перспективность производства, сохранение (создание) рабочих мест, наличие мультипликативного эффекта в смежных областях.

Необходимо учесть, что при реализации программы импортозамещения в регионе усилия следует направить на развитие приоритетных направлений, обеспечивающих потребности рынка в высококачественных конкурентоспособных товарах, аналогичным импортируемых в страну. Эту задачу можно решить на основе использования или перепрофилирования действующих, а также создания новых производственных мощностей с учётом проводимой политики  диверсификации. При этом следует помнить об  ограниченности внутреннего спроса, развивать импортозамещающие производства с дальнейшей ориентацией на экспорт.

Таким образом, доминирующим элементом политики импортозамещения должно стать создание в регионе условий для выпуска конкурентоспособной продукции, которая бы пользовалась спросом как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Нужно отметить, что политика импортозамещения не предполагает полного отказа от импорта. Ряд высокотехнологичных импортных товаров заменить в настоящее время пока не представляется возможным. Поэтому первоначально стоит ориентироваться на вытеснение с отечественного рынка зарубежной продукции невысокого качества  и лишь затем создавать альтернативные производства, которые смогли бы заменить высококачественные товары и комплектующие иностранных производителей. Курс на импортозамещение очень важно проводить как составную часть общегосударственной политики повышения конкурентоспособности отечественной экономики.

 

Список литературы

1.     Закон РФ от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

2.     Вардомский Л.Б. Внешнеэкономическая деятельность регионов России: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2013.

3.     Красюкова Н.Л., Система стратегического планирования как важнейший инструмент развития регионов РФ // В сборнике: Экономика нового времени: теоретические аспекты и практическая реализация Сборник статей и тезисов докладов XIX Всероссийской научно-практической конференции. - 2015. - С. 123-125.

4.     Филлипенко С.В. Таможенное регулирование в системе государственного управления Российской Федерации. - М.: РАГС, 2009