Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ-ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОБОРУДОВАНИЯ СВЯЗИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2017г.

Отечественные промышленные     предприятия     в     условиях    очередной    волны     глобального экономического кризиса в сочетании с экономическими санкциями в отношении нашей страны со стороны западных держав оказались в весьма непростой ситуации. Большинство рынков сбыта продукции промышленных предприятий в таких условиях демонстрируют отрицательную динамику продаж, поскольку потребители стараются сократить свои бюджеты закупок и инвестиционные программы до минимума или перенести закупки на более отдаленную перспективу.

Для предприятий высокотехнологичных отраслей, особенно тех из них, которые в большей степени ориентированы на рынок гражданской продукции, тенденция сокращения объемов продаж проявляется наиболее заметно. Высокотехнологичные производства, ориентированные на гражданский рынок, столкнулись с ситуацией, в которой им придется делать выбор по целому ряду непростых решений стратегического характера. Особенностью современной ситуации, в которой такой выбор приходится осуществлять, является резко усиливающаяся тенденция «сокращения окна возможностей». Все в меньшей степени выбор дальнейшей стратегии развития предприятий зависит от них самих, и все в большей степени такой выбор предопределяется внешними условиями, внешней для предприятий средой: глобальными технологическими трендами; усилением конкуренции путем внедрения инноваций[1]; необходимостью «встраивания» в технологические цепочки глобальных игроков, число которых сокращается вследствие возрастающей концентрации рынков; необходимостью усиления собственной специализации и фокусирования на конкретных технологических компетенциях.

Высокотехнологичные производства подразумевают не только высокую сложность технологий производства, но и необходимость наличия высокого уровня соответствующих технологических компетенций у участников производственно-технологических цепочек, которые почти всегда находятся не «внутри» предприятия, а связывают воедино сразу несколько самостоятельно хозяйствующих субъектов, каждый из которых реализует только часть сложного процесса. За конечную продукцию высокотехнологичных производств  отвечают предприятия, так называемые «финалисты», которые, как правило, и организуют весь процесс. В условиях глобальных экономических кризисов такие предприятия, с одной стороны, могут оказаться в наиболее сложной ситуации, поскольку именно им приходится принимать самые непростые решения.

С другой стороны, все остальные участники сложных технологических цепочек целиком и полностью зависят от «финалистов», у которых, хотя бы, есть возможность принять комплекс стратегических решений по ключевым вопросам: портфель заказов; продуктовый ряд; конфигурация технологического процесса; состав участников производственно-технологической кооперации; перспективные разработки (как необходимое условие выживания вследствие постепенного неизбежного замещения, как продуктовых позиций, так и используемых технологий новыми продуктами и технологиями, в первую очередь, информационными[2], без которых невозможно создание на предприятии полноценной системы менеджмента качества [3].

Отличительной особенностью высокотехнологичных производств является их особенно высокая зависимость от технологических, экономических, правовых, социальных и других процессов, которые происходят непосредственно у потребителей высокотехнологичной продукции. На практике это означает, что высокотехнологичные производства должны предугадывать те изменения[4], которые еще только прогнозируются у потребителей при эксплуатации высокотехнологичной продукции (оборудования), чтобы успеть внести соответствующие изменения в свои продуктовые портфели, технологические процессы и перспективные разработки, а также успеть произвести продукцию, соответствующую изменяющимся требованиям.

В экономической теории существует понятие «вертикально интегрированные рынки». Примером вертикально интегрированных рынков являются рынок телекоммуникационного оборудования и рынки телекоммуникационных услуг.  Одни предприятия производят оборудование  для других предприятий и организаций, которые на основе эксплуатации такого оборудования оказывают телекоммуникационные услуги потребителям. Особенностью такого рода связанных рынков является то, что никому другому (или почти никому другому, потому что иногда встречаются более сложные случаи) производители телекоммуникационного оборудования не могут его продать, кроме как компаниям-операторам связи, компаниям-провайдерам и  другим участникам  рынков телекоммуникационных  услуг. Поэтому все изменения, происходящие в отрасли связи, неизбежно отражаются на производителях телекоммуникационного оборудования.

Учитывая, что скорость инновационных изменений в современных условиях непрерывно возрастает[4], предприятиям-производителям необходимо все более оперативно реагировать на соответствующие изменения, происходящие у потребителей. Никакой другой альтернативы не существует, разве что только уход с рынка, означающий сворачивание деятельности. В ряде случаев такая стратегическая альтернатива становится неизбежной и может подразумевать полное перепрофилирование деятельности для конкретного предприятия, но это означает, что имеющиеся компетенции в конкретной сфере будут попросту утрачены, а это в любом случае означает потери для бизнеса организации и ее собственников. Такие серьезные последствия можно избежать только в одном случае, если предельно внимательно отслеживать изменения, происходящие в смежных (вертикально интегрированных) отраслях, особенно тех, которые являются потребителями сложной технологической продукции.

Предприятия-производители телекоммуникационного оборудования (оборудования связи) – это предприятия, имеющие, как правило, все необходимые инженерно-технические и производственные компетенции, передовые технологии и современное  оборудование для разработки и изготовления аппаратуры связи любой степени сложности на уровне мировых аналогов, удовлетворяющих требованиям заказчика.

В различных сегментах телекоммуникационных услуг на рынке услуг связи для удовлетворения потребностей телекоммуникационных компаний в технических средствах ими используется разнообразное телекоммуникационное оборудование. Причем, часть производимого оборудования, например системы коммутации, используются сразу в нескольких сегментах услуг связи. Другие группы оборудования носят более специализированный характер и используются только в каком-то одном сегменте, например спутниковые станции. Важно отметить, что для предприятий-производителей систем и комплексов аппаратно-программных средств является  крайне существенной потенциальная  емкость рынков соответствующих продуктовых позиций. Может оказаться, что с точки зрения стоимостных характеристик одни продуктовые позиции окажутся для производителей более предпочтительными, чем другие, безотносительно широты или узости перечня потенциальных клиентов-потребителей.

Маркетологи утверждают, что важен только платежеспособный спрос, т.е. тот, который подкреплен финансовыми ресурсами. Поэтому с точки зрения предприятия-производителя может оказаться более предпочтительным выпуск по предварительному заказу (но обязательно при его наличии, а не «на склад готовой продукции» с неопределенными перспективами сбыта) всего лишь одного изделия, но очень дорогостоящего, а не широкой номенклатуры относительно недорогих изделий. Есть при этом и один крайне существенный недостаток: при ориентации предприятия-производителя на единственного потребителя производитель становится сильно зависимым. Исполнение единственного крупного и дорогостоящего заказа (или очень ограниченного числа заказов) предполагает концентрацию всех ресурсов предприятия-производителя, что неизбежно приводит к фокусированию на конкретных компетенциях. В результате предприятие не располагает свободными (кадровыми, технологическими) ресурсами для других проектов, в частности для перспективных разработок, поскольку в значительной степени утрачивает интерес в диверсификации продуктового портфеля.

Более надежной, с точки зрения стратегии минимизации коммерческих рисков производителя, является стратегия постоянного пересмотра продуктового портфеля, при котором в него попадают изделия для как можно более широкого круга потенциальных потребителей. Именно такой продуктовой стратегии придерживается большинство промышленных предприятий в обычных условиях (но не в условиях глобального экономического кризиса). Предприятия-производители стараются поддерживать свои (технологические) компетенции одновременно сразу в нескольких ключевых продуктовых направлениях, что позволяет сформулировать следующие выводы: специализация отечественных предприятий- производителей телекоммуникационного оборудования происходит в рамках продуктовых направлений; каждое продуктовое направление рынка телекоммуникационного оборудования представлено набором отечественных предприятий-производителей, что позволяет констатировать наличие конкурентной среды по каждому из них (даже безотносительно поставщиков-нерезидентов). Отечественные предприятия- производители оборудования связи специализируются в рамках продуктовых направлений, что обусловлено историей их формирования и развития, при этом в рамках этих же продуктовых направлений они конкурируют как между собой, так и с зарубежными компаниями-поставщиками соответствующих систем, групп оборудования и их комплектующих.

 

Список литературы

 

1.     Макаров В.В. Обеспечение конкурентоспособности оператора связи путем инновационного развития // Электросвязь. 2011. № 9. С.30-33.

2.    Макаров В. В., Гусев В. И., Синица С. А. Методический подход к оценке информационных ресурсов // Информационные технологии и телекоммуникации. СПбГУТ. -2013. №3 (3). С. 72-78.

3.         Макаров В.В. Методологические подходы к созданию интегрированной СМК в инфокоммуникациях // Век качества. 2011. №6. С.30-32.

4.       Макаров В.В., Долгов Д.В. Проектно-ориентированное управление инновационными изменениями в организациях / В.В. Макаров, Д.В. Долгов; М-во образования и науки Рос. Федерации, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования "С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов". СПб., 2004.- 28 с.