Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АНАЛИЗ БЕЗРАБОТИЦЫ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ БЕДНОСТИ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Казань
ВУЗ:
Дата:
02 апреля 2016г.

Явления бедности и безработицы взаимосвязаны, что объясняется следующими аспектами:

1.     Остаться бедными и безработными рискуют женщины и молодежь в возрасте от 16 до 30 лет, ввиду отсутствия высшего образования, опыта работы и высокой квалификации. Безработица среди молодежи имеет отличительные черты. Ее можно назвать краткосрочным, временным явлением, но довольно таки частым («фрикционная безработица»). Но если кризисные явления на рынке труда сохраняются продолжительное количество времени, то молодежная безработица становится угрозой для общества: снижается интенсивность поиска рабочих мест, теряется квалификация, рабочая сила перестает воспроизводиться.

2.     Пособие по безработицы зависит от предшествующей заработной платы.

3.     Бедные работают с меньшей производительностью труда.

Осуществление сокращения уровня бедности в России не возможно без учета фактора безработицы. Анализируя статистические наблюдения, можно выделить прямую зависимость между бедностью и безработицей. Бедность среди безработных в полтора-два раза выше, чем в среднем во всем населении.

Семьи, в составе которых имеются безработные, становятся группой риска. По мере ухудшения экономической ситуации безработица становилась все более значительной составляющей бедности.

В России безработица стала глобальным явлением, характерным всем регионам и социальным группам.


На данном графике представлен уровень безработицы, который имеет тенденцию к снижению. Если в 2000 году он был 10,6%, то в 2014 стал 5,2%.

Самый высокий уровень безработицы прослеживается в Северо-Кавказском федеральном округе, что видно на Рисунке 2. Этот регион характеризуется слабой социальной модернизацией, малоинициативным населением, наименее благоприятными условиями жизни, здесь наблюдается наибольший прирост населения, большая доля многодетных семей. В  основном  население данных регионов занято в сельском хозяйстве и бюджетной сфере.



Уровень безработицы низкий в Центральном федеральном округе, Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе, так как данные регионы характеризуются благоприятными условиями, инвестиционно привлекательные, в них сосредоточены высокие среднедушевые доходы.

Анализирую данные Росстата, можно составить общий портрет безработных, как правило, это мужчины и женщины в возрасте 34-35 лет [1], не имеющее высшего образования, а только среднее (полное) общее образование [2].

При рассмотрении проблемы безработицы следует обратить внимание на так называемые ловушки безработицы. Различают сильную ловушку и слабую ловушку.

Сильная ловушка безработицы – возникает, если чистый денежный доход безработного (за счет пособий по безработице) превышает чистый денежный доход такого же работающего индивида.

Слабая ловушка безработицы – возникает, когда доход работающего индивида превышает доход, который он имел бы, будучи безработным, но разница между этими доходами недостаточна для перекрытия отрицательной полезности от трудовых усилий. То есть легче получать пособие по безработице, чем иметь работу не с привлекательной зарплатой.

Для комплексного решения проблем  бедности и безработицы необходимо  провести государственную политику, которая будет включать в себя следующие меры:

·       достижение высоких темпов роста в реальном секторе экономики, стимулирование спроса на рабочую силу в продвинутых в научно-техническом отношении отраслях, а также в социально ориентированных отраслях (легкой и пищевой промышленности, услугах);

·       сокращение низкооплачиваемой занятости и маргинальных рабочих мест и увеличения числа высокооплачиваемых и защищенных рабочих мест; поддержание стоимости рабочей силы на более или менее неизменном приемлемом уровне;

·       поддержка малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства как на федеральном, так и на региональном уровнях.

·       установление соответствия спроса на рабочую силу профессиональному образованию.

·       повышения территориальной мобильности рабочей силы и оптимизации привлечения иностранной рабочей силы. Целесообразно в первую очередь предоставлять работу соотечественникам, привлекать ценных иностранных специалистов и инвесторов, желающих создать рабочие места в нашей стране, минимизировать привлечение малоквалифицированных иностранных работников;

·       обеспечение социальной защиты работников организаций, находящихся на грани банкротства;

·       предупреждения массовой и сокращение длительной безработицы, смягчения последствий долговременной безработицы;

·       совершенствования организации профсоюзного движения и более серьезного отношения к заключению коллективных договоров; координации деятельности профсоюзов, государственных органов и работодателей в разработке и воплощении мер по стимулированию занятости граждан;

·       развития практики профилирования зарегистрированных безработных – выделения социально- профессиональных, половозрастных групп, а также групп с различной степенью активности поиска работы; ориентирования специфических мер политики содействия занятости на каждую отдельную группу.

 

Список литературы

1.     Распределение численности безработных по возрастным группам. Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW.exe/Stg/d01/05-17.htm

2.     Распределение численности безработных по уровню образования. Российский статистический ежегодник. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_13/IssWWW.exe/Stg/d01/05-18.htm

3.     Уровень          безработицы.          Федеральная         служба          государственной          статистики.          URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages/labour_force/#