Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДЕЛЕГИРОВАНИЕ КАК СЕКРЕТ УСПЕХА

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   В настоящее время конкуренция на большинстве рынков растет, и менеджеры сталкиваются с различными серьёзными задачами, которые они должны решить. Большинство этих задач направлены на достижение конкурентного преимущества на рынке путѐм организации эффективной работы предприятия. Успешная работа любого предприятия зависит от многих факторов, одним их которых является распределение полномочий менеджером среди сотрудников организации.

   Для достижения успеха в работе любой компании менеджер должен не просто распределить полномочия между сотрудниками, но и грамотно их организационно оформить. Под полномочиями принято понимать право лица (сотрудника) принимать решения по использованию каким либо образом различных ресурсов организации. Одновременно с этим не стоит забывать об обратной стороне полномочий - ответственности. Зачастую под ответственностью понимается принятие обязательств за выполнение задач. Сотрудники компании при выполнении работы должны нести ответственность за еѐ результат. Как правило, результат деятельности работника так же непосредственно связан с заработной платой.

   В менеджменте под делегированием понимается - передача полномочий и ответственности одному или нескольким подчинённым. Таким образом, делегирование является средством, которое позволяет распределить ряд задач среди работников для достижения целей организации. Зачастую возникают ситуации, при которых руководитель не делегирует свои полномочия (это может быть связано с различными факторами, к примеру с боязнью дать полномочия способному подчинѐнному, который сможет занять его должность) как следствие менеджер должен решить большое количество задач и принять ещѐ большее количество управленческих решений. С увеличением размеров компании количество задач увеличивается, когда количество времени на их решение остаѐтся прежним, что только увеличивает актуальность делегирования. Нехватка времени и способностей для решения всех вопросов самостоятельно приводит к снижению конкурентоспособности организации.

   Менеджер может делегировать свои  полномочия только в тех  условиях, когда подчинённый готов и согласен принять на себя новые полномочия. Когда сотрудник принимает полномочия для решения какой-либо задачи, он автоматически принимает на себя ответственность за решение этой задачи перед менеджером. Ответственность за конечный результат несѐт менеджер, и она не делегируется.

   Для успешного делегирования необходимо соблюдать следующие принципы: соответствия прав обязанностям, ограничения нормы управления, закрепленной ответственности, единоначалия, передачи ответственности за работу, отчетности по отклонениям.

   Принцип соответствия прав обязанностям предполагает, что объём полномочий, который получает работник, должен соответствовать обязанностям. Делегирование предполагает, что объѐм полученных полномочий будет соответствовать задаче и будет гарантировать возможность использования необходимой величины ресурсов.

   Принцип ограничения нормы управления определяет количество сотрудников (работников) которыми менеджер непосредственно управляйте. Научно доказано, что лучшей нормой является от 7 до 10 подчинѐнных, при этом следует учитывать, что на более высоких уровнях количество подчинѐнных изменяется от 4 до 8, а на более низких уровнях может достигать 15, а в отдельных случаях и более человек непосредственно подчиненных одному менеджеру.

   Принцип закрепленной ответственности в рамках делегирования означает, что освободить от ответственности менеджера может только его руководитель. При этом стоит помнить, что при делегировании ответственность за выполнение какой либо задачи подчинѐнными будет перед менеджером, при этом ответственность менеджера за полученный результат не как не уменьшится.

   Принцип единоначалия состоит в том, что работник должен непосредственно подчиняться, принимать полномочия, нести ответственность пред одним непосредственным менеджером. Ситуация, когда два различных менеджера руководят одним подчинѐнным, не продуктивна, а в иных случаях и опасна, может ввести к возникновению конфликта между менеджерами.

   Принцип передачи ответственности за работу на более низкий уровень способствует и обеспечивает еѐ более эффективное выполнения.

   И последний, но не менее важный - это принцип отчётности по отклонениям. Данный принцип обязывает сообщать менеджеру обо всех изменениях в достижении целей. Данный принцип очень важен, на основании такой обратной связи руководитель (менеджер) может формировать  эффективные управленческие решения, которые смогут вовремя предотвратить негативные тенденции при реализации какой либо конкретной задачи.

    Однако даже при соблюдении этих принципов, можно совершить ошибку, ведь важно знать, что можно делегировать, а что нет.

    Можно делегировать:

1.   Рутинную работу. Обычно данная работа проста и еѐ легко организовать.

2.     Специализированную деятельность. Работу специалистов лучше выполнять им самим, ведь они справляются быстрей и лучше. Да и дешевле, с учѐтом стоимости времени руководителя.

3.     Подготовительную работу (проекты и т.п.). В интернете как руководителю, так и подчиненному высветится одинаковый ответ на запрос, а составить презентацию не составит труда, а вот разобраться в том, что получилось, и куда это можно применить - здесь-то и потребуется терпение, управленческий талант и стратегическое мышление, к тому же решение принимает руководитель.

4.    Важные средне- и долгосрочные задачи из сферы вашей деятельности, которые могут мотивировать сотрудника и способствовать росту его профессионального уровня.

    Нельзя делегировать:

1.    Такие функции руководителя,  как  установление целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п.

2. Руководство сотрудниками, их мотивация.

3. Задачи особой важности.

4. Задачи высокой степени риска.

5. Нестандартные, исключительные дела.

6. Срочные дела, не терпящие отлагательств.

7. Задачи строго доверительного характера.

   Все эти задачи имеют важное значение, высока ответственность, а главное, все они являются обязанностями руководителя, поэтому их делегировать никак нельзя.

   Руководитель при помощи делегирования поручает своим подчиненным множество задач, однако ответственность остается на нем. Несомненно, грамотное делегирование полномочий позволяет руководителю избавить себя от некоторой работы, сосредотачивая свое внимание на основных задачах бизнеса. Такой подход не только разгружает руководителя, но и дает возможность развиваться творческому мышлению сотрудников организации, выработки ими самостоятельных решений и действий, росту их инициативы и предприимчивости.

 

Список литературы

1.     Вересов Н.Н. Делегирование в системе управленческих действий. - М.: Издательство "Армада ", 2006. - 304 с.

2.     Ганич Я.В. Менеджмент. Практикум по менеджменту для студентов экономических специальностей. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2003. - 74 с.

3.     Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 416 с.