Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ГАЗОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН ВОСТОЧНОЙ БАЛТИКИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2017г.

Аннотация: в статье рассматривается актуальная проблема, связанная с развитием газовой инфраструктуры зарубежных стран Восточной Балтики, а также проблемы энергетической безопасности. Рассматриваются проекты по строительству СПГ терминалов, которые будут способствовать снижению зависимости от единственного  поставщика газа – России. В статье также исследуется проблема реконструкции газовой инфраструктуры и перенаправление топливных потоков в рамках всего региона.

Ключевые слова: глобализация, Газпром, природный газ, СПГ, Прибалтика, Россия, Европейский Союз.

  

Уже оценены различные сценарии и перспективы отдельных проектов по строительству терминалов СПГ и связанных с ними трубопроводной инфраструктуры.Из этих оценок следует, что неспособность страны договориться о необходимых условиях в существующих контрактах на российский, найти политический компромисс по этому вопросу и низкий внутренний спрос на газ – препятствуют реализации проекта по созданию терминала СПГ в регионе, даже в долгосрочной перспективе.

В данной статье мы стремимся выявить основные особенности проектов развития газовой инфраструктуры, реализуемых в регионе и оценить ихперспективы с учетом процессов глобализации[8]. Мы подразумеваем, что многочисленность и туманность реализации задуманных идей, наравне с вторичностью финансовых доводов, применяемых с целью оправдания общественно-политических стремлений, свидетельствует о неосуществимости реализации данных проектов в обозримом будущем, на условиях достижения компромисса между странами Балтики.Актуальность статьи объясняется, прежде всего, тем, чтоэкономики стран Восточной Балтики зависят от газа, которыйпоставляется в основном из России.

Прежде чем перейти к вопросу развития газовой инфраструктуры необходимо рассмотреть роль газа и его импорта в страны Балтики. Природный газ занимает  важное место вэкономикестран Восточной Балтики (таблица 1).Его доля в потреблении первичных энергоресурсовв Эстонии составляет около 10%. В Латвии иЛитве, проблема стабильных поставок газа – это вопрос выживания (доля российскогогаза составляет 30% от потребления первичной энергии в обеих странах). Вто же времястраны Прибалтики потребили4,3 млрд. куб. м.в 2015 году. Доля газа в потреблении первичных энергоресурсов является наиболее высокой в Литве и Эстонии– в 2015 г. соответственно [13, 14].




Таблица 1  

Роль газа в энергетике стран Восточной Балтики, 2014-2015 гг.[4]


Год

Страна

Потреб-ление

газа, млрд. куб. м.

Доля газа (млн. т.

нефт. эквивалента) в потребление первичных энергоресурсов

Отношение импорта

газа к потреблению,

%

Доля РФ в

импорте газа, РФ

2014

Эстония

0,5

0,4

100

100

Латвия

1,3

1,1

61,82

100

Литва

2,6

2,3

99,72

100

2015

Эстония

0,5

5,5

100

100

Латвия

1,3

3,6

109,42

100

Литва

2,5

5,3

104,12

100



Государства Балтийского региона – газодефицитные. Большинству из них приходится импортировать газ, чтобы удовлетворить внутренние потребности. В то жевремя Россия занимает лидирующие позиции среди стран-экспортеров газаВосточной Прибалтики, куда Россия поставила в 2014 г. 8,4 млрд. кубометров, то есть обеспечила почти 80% от всего импортного газа. И только 20% импортного газа пришло в Польшу из Германии, Чехии и Норвегии. Другие страны региона зависят на100 % от России и интерпретируют эту ситуацию, как угрозу для устойчивостиих развития. Это особенно оправдано в случае с Литвой и Латвией, для которых гипотетические проблемы с поставками российского газа означали бы серьезныепроблемы для их экономик.

Для того, чтобы избежать этих трудностей страны Балтики задумались над строительством СПГ- терминалов. В Восточной Прибалтике ситуация вокруг развитиятерминалов СПГ является наиболее сложной. Начиная с 2000-х годов все странырегиона (Литва, Латвия, Эстония), чье потребление газаполностью удовлетворяется за счет поставок по газопроводам из России, вступили в активную дискуссиюпроектов по строительству республиканских регазификационных терминалов (рис.).



 

В настоящее время в Эстонии нет приемных терминалов СПГ, но она планируетих построить. Существуют два плана: один блок планируется в Палдиски, 50 кмк западу от Таллинна, и один в Мууга недалеко от Таллинна.Оценочная стоимостьтерминала в Палдиски составляет 250 млн. евро [15].Фирма Vopak E.O.S., которая занимается строительством терминала СПГ, планирует запустить первый этап строительства уже в текущем году, а к 2019 году – расширить его до регионального терминала.Было также предложение построить совместный финско-эстонский терминал СПГ в Эстонии или Финляндии [6].Стороны пришли к соглашению о постройке двух не очень больших регазификационных терминалов по обе стороны от Финского залива и желают объединить их с газопроводом Balticconnector. Но было принято заключение создать толькоодин терминал в Эстонии, в связи с тем, что не были получены дотации ЕС на два терминала.

Осенью минувшего года финская фирма Gasum вышла из проекта и отдала его Эстонии. Финляндия сообщила, что данные проекты не считаются экономически целесообразными, а помимо этого, на финском рынке низкая потребность в газе. Эстония обязана была создать новую государственную фирму, которой надлежало заниматься строительством газопровода Balticconnector. Эстонское электроэнергетическое предприятие Alexela, ещё один участник в проекте, в свою очередь вышло из него, так как не сумело обеспечить требуемого финансирования. Согласно сведениям ТАСС, в 2017 г. эстонская фирма Elering сумеет перейти к 2-ой стадии постройки газопровода Balticconnector, который соединит газотранспортные системы (ГТС) Латвии, Эстонии и Финляндии [2]. Фирма-генподрядчик заявила, что условилась с Еврокомиссией (ЕК) о софинансировании этого этапа деятельности.

Что касается ситуации в Латвии, то сюдаприродный газ поступает по магистральному газопроводу из России. Основной поставщик – ПАО «Газпром». В 2015 году 1,6 млрд. куб. м. газа прибылонапрямую из России и 0,1 млрд. куб. м. через Литву. Из этого газа, 0,4 млрд. куб. м. экспортируется в Эстонию [14].Сегодня Латвиястремится построить свой терминал сжиженного газа.Непосредственноестроительство морского терминала в Скулте по приему сжиженного газа придется на норвежскую компанию - BW Maritime. Основное требование – возможность объединить грядущий СПГ-терминал газопровод с находящимся под землей хранилищем газа в Инчукалнсе, которое в настоящее время пребывает под правлением латвийской монопольной газовой компании Latvijas Gaze, которую в свою очередь, контролируют российские сырьевые гиганты: «Газпром» и «Роснефть».

Из рассмотренных стран Балтии особо выделяется Литва, которая является крупнейшим потребителем природного газа (около 3 млрд. куб. м в 2015 году). Страна получает порядка 4,1 млрд. куб. м. газа из Россиичерез Беларусь. Из этой суммы Литва отправляет 2 млрд. куб. м. в Калининград и 0,1 млрд.куб. м. в Латвию [13].Литва не имеет никакого другого источника поставок газа, кроме России, и поэтому в 2014 г. она ввела в эксплуатацию СПГ-терминал с целью расширения круга поставщиков. Терминал возведен в портовой Клайпеде, которая находится примерно в 300 км к северо-западу от литовской столицы, в городеВильнюсе. В этом году Литва начала поставки газа в Эстонию, нарушив монополию «Газпрома» [5]. Еще на этапе строительства терминала в Клайпеде Литва заявляла, что она планирует экспортировать газ из терминала в Латвию.

А члены правления латвийской компании в свою очередь заявили, что они не заинтересованы в покупке СПГ из СПГ-терминала.По мнению Марио Нуллмейер, который является заместителем председателя правления компании Latvijas Gaze: "Наш спрос на газ в Латвии полностью покрывается за счет долгосрочного контракта с российским "Газпромом" [7,8].

«Газпрому» принадлежит 34% акций компании, 16% –газовому трейдеру Itera Latvija и 2,77% – мелким акционерам.Поэтому латвийская компания во многом зависит от российского холдинга [3].

Для решения вопроса с зависимостью стран Балтики от России необходимо рассмотреть еще одну проблему – это развитие международной газопроводной инфраструктуры в регионе.

Газовая инфраструктура в странах Восточной Балтикипредставлена, прежде всего, трубопроводами из России, которыенапрямую или через Украину и Беларусь обеспечивают весь импорт российского газав регионе. В то же время, если рассматривать страны ВосточнойБалтики в границах Европейского Союза, Прибалтика, которая имеет внутренниегазопроводы между Литвой и Латвией, Латвией и Эстонией – напоминают “острова”, изолированные от остальной части Европейского Союза.

С точки зрения Европейского Союза повышение энергетической безопасности стран Восточной Балтикизависит от развития газовой инфраструктуры, которая преследует двезадачи:

– объединение газопроводных систем Финляндии и Прибалтики;

–    присоединение Прибалтики к сети газопровода Польши, который уже имеет доступ к Европейскому газовому рынку.

Первая цель может быть достигнута за счет реализации проекта Balticconnector, упомянутого ранее –   строительство газопровода, который, как ожидается, соединит газотранспортные системы Финляндии и Эстонии [9].Вторая цель Европейского плана по газопроводной инфраструктуре развития в странах Восточной Балтики кардинально отличается от первого. Это касается газопровода Gipl, который свяжет газотранспортную систему (ГТС) Прибалтики и Польши через Литву по маршруту Варшава-Вильнюс [1].

Как следствие, для решение всех этих вопросов есть один простой ответ – строительство терминала СПГ. Важным фактором, который может повлиять на развитие газовой инфраструктуры в регионе,является существующие долгосрочные контракты на поставки трубопроводного газа из России. Эстония и Литва взяла на себя обязательство закупать топливо от «Газпрома» до 2018 года включительно, то есть для этих двух стран проблема альтернативных поставок газа с 2019 года актуальна и сегодня [10]. Латвия обязана выполнять обязательства на более длительный срок – до 2030 года соответственно [12].

Таким образом, вближайшем будущем, в случае отсутствия заметного роста потребления газа в странах Восточной Балтики, спрос как минимум трех из них будет практически полностью удовлетворяться ПАО «Газпром». На наш взгляд, реальные препятствия для реализации проекта СПГ-терминала (таблица 2) создает экономическое положение в будущем изменении объемов потребления газа. В то же время, вероятность того, что региональное потребление газа будет значительно расти, невелика. Однако по некоторым оценкам ЕС, все страны (за исключением Эстонии, которая потребляетнаименьшие объемы газа) будут показывать снижение или стабилизацию уровня потребления до 2030 года, что относится к комплексу социальных, демографических, и экономических факторов.

Таблица 2 Проекты СПГ-терминалов и международных газопроводов в зарубежных странах Восточной Балтики[11]

Местоположение

Страна

Состояние

Мощность млрд. м3/год

Палдиски

Эстония

Планируется

3

Маарду (порт Мууга)

Эстония

Планируется

3,3

Скулте

Латвия

Планируется

-

Клайпеда

Литва

Введен в эксплуатацию

2-3

Balticconnector

Финляндия–Эстония

Планируется

2,5

GIPL

Польша–Литва

Планируется

2,3

 

Учитывая, что терминал СПГ в Литвевведен в эксплуатацию в 2014 году, тогда как литовские и эстонские газовые контракты с «Газпромом» истекают в 2018 году, существует довольно реалистичное предположение, что через пару лет общее потребление газа в этих странах будет оставаться на уровне 4 млрд. куб. м. в год. Учитывая изложенное, Клайпедский терминал, имеющий проектную мощность 2-3 млрд. куб. м. в год, покроет по крайней мере половину их потребностей.С учетом отсутствия общей границы, низкий уровень потребления газа и литовский, а не региональный характер проекта в Клайпеде, можно предположить, что после строительства терминала, Литва успешно решит проблему диверсификации поставок посредством максимального использования своего потенциала. Страна будет способна вдвое сократить импорт российского газа.

Подводя итог, стоит отметить, что страны Восточной Балтики видят основные проблемы своей газовой промышленности в полной зависимости от России, в результате конфигурации отраслевой инфраструктуры. Эта ситуация – как потенциальный фактор нестабильности экономики и энергетики является неприемлемым как для этих стран, так и для Европейского Союза.Характерной особенностью природного газа как товара является сложность диверсификации его поставок. Это приводит к тому, чтобольшое количество объектов газовой инфраструктуры, в частности международной, заходит в тупик на стадии проектирования. В этой статье описывается около шестиСПГ-терминалов и газопроводов в странах Восточной Балтики, в то же время понятно, что более половины из них не будут реализованы. Так, только на территории Эстонии, есть три проекта построительству терминалов СПГ, каждый из них способен не только обеспечить национальноепотребление газа, а также обеспечить удовлетворение пикового спроса в соседних странах региона. Очевидно,что в условиях ограниченного внутреннего спроса в регионе, в лучшем случае, только один из этих проектов будет реализован.

Наряду с укреплением энергетической безопасности отдельной страны и региона в целом, реализация проекта СПГ-терминала экономически выгодна. Например, это может вылиться в более сильное положение государства, когда речь идет о регулировании цен на энергоресурсы, удовлетворение пикового спроса на газ, повышение инвестиционной привлекательности газовой отрасли и другие. К сожалению, выбор участка для осуществления регионального проекта терминала СПГ, скорее всего, будет обусловлен чисто политическими соображениями. Практически все вышеперечисленные проектыпривлекалипрофессиональные консалтинговые и аналитические компании, которые подтвердили целесообразность каждого проекта.

Проблема реконструкции газовой инфраструктуры и перенаправление топливных потоков в рамках всего региона не могут быть решены только странами Восточной Балтики.Довольно существенным фактором является политическая и, что еще более важно, финансовая поддержка Европейского Союза. Однако Европа, которая испытывает негативные последствия мирового финансового и экономического кризиса, стремится снизить издержки и налагает жесткие условия, например, достижение компромисса в вопросе о едином СПГ-терминале. Однако политическая напряженность и желание каждой страны иметь свой СПГ-терминал является существенным препятствием на пути к такому соглашению.

В то же время не следует забывать, что строительство СПГ-терминала не является достаточным, чтобы решить проблемы стран Восточной Балтии.Эффект будет минимальным без развития транспортной инфраструктуры в регионе Балтийского моря.Сегодня, в спорах по поводу расположения регионального терминала СПГ, его мощности и необходимой инфраструктуре, экономическим и экономико- географическимаргументам прислушиваютсягораздо реже, чем политическим. Объективных причин, препятствующих поставкам газа в страны Восточной Балтики российским «Газпромом» просто не существует. Есть долгосрочные контракты, которые, скорее всего будут возобновлены. К тому же, владея акциями национальных газовых компаний, «Газпром»может повлиять на реализацию проектов строительства СПГ, даже блокируя их. Реальная ситуация позволяет сказать, что проект регионального терминала СПГ останется на стадии обсуждения еще не один год.

 

Список литературы

 

1.        Водо В., Беликов Д. Литва ищет защиты от «Газпрома» в Польше / Коммерсантъ. 13.02.2012. URL:http://www.kommersant.ru/doc-rss/1872228 (дата обращения: 16.01.2017).

2.        Газопровод Латвия - Эстония - Финляндия поможет достроить Еврокомиссия. URL: http://proekt- gaz.ru/news/gazoprovod_latvija_ehstonija_finljandija_pomozhet_dostroit_evrokomissija/2016-12-24-5034 (дата обращения: 12.01.2017).

3.        Миллер       оценил        долю       "Газпрома"       на       европейском        рынке        в        34%.        URL: http://www.interfax.ru/business/546268 (дата обращения: 13.01.2017).

4.        Потребление газа в ЕС выросло впервые за 4 года. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/69320(Дата обращения: 09.01.2017).

5.        Рынок газа в Литве. URL: http://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения: 11.01.2017).

6.        СПГ-терминал в Эстонии: хождение по граблям. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/67249 (дата обращения: 12.01.2017).

7.        Терминал раздора: Латвия выбирает "Газпром". URL: http://www.vestifinance.ru/articles/57591 (дата обращения: 13.01.2017).

8.        Харламов А.В., Харламова Т.Л. Глобализация и системные изменения в управлении российской экономикой // Проблемы современной экономики. 2015. № 2(54). С. 121-124.

9.        Balticconnector     Executive Summary.  URL: http://www.gasum.com/gasnetwork/Documents/Balticconnector%20-%20Executive%20Summary%20Report%20-%2010022011.pdf   (датаобращения:   14.01.2017).

10.     Eesti Gaas и Газпром подписали договор о поставках газа на 3 года // Газета Новая Балтия. 1 марта2016. URL: http://novayagazeta.ee/articles/3967/ (дата обращения: 17.01.2017).

11.     EU energy trends to 2030 - Update  2009 // European Comission, Directorate-General for Energyin collaboration with Climate Action DG and Mobility and Transport DG. URL: http://ec. europa. eu/clima/policies/package/docs/ trends_ to_2030_update_2009_en. pdf (датаобращения: 19.01.2017).

12.     On working meeting between Alexey Miller and Tapio Kuula // ПАО «Газпром». 09.02.2014. URL: http://www.gazprom.com/press/news/2010/febru-ary/article76232/   (датаобращения:   14.01.2017).

13.     Physical gas flows across Europe and     diversity      of      gas      supply      in      2014.      URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/487837/Physical_gas_flows_across_Europe_and_diversity_of_gas_supply_in_2014.pdf(дата   обращения:   11.01.2017).

14.     Physical      gas      flows      across      Europe      and     diversity      of      gas      supply      in      2015.      URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/579632/Physical_gas_flows_across_Europe_in_2015.pdf (дата обращения: 13.01.2017).

15.     Vopak готов к строительству в Эстонии регионального терминала СПГ за 250 млн евро.  URL: http://rus.err.ee/v/estonia/d81e4d8c-cc5b-4213-8b03-2c9d8fef3052/vopak-gotov-k-stroitelstvu-v-estonii- regionalnogo-terminala-spg-za-250-mln-evro (дата обращения: 11.01.2017).