Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МЕДИАИНДУСТРИИ НА ПРИМЕРЕ РАДИОВЕЩАНИЯ РОССИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2017г.

На сегодняшний день медиаиндустрия представляет собой совокупность видов деятельности, связанных с производством, передачей и обменом информацией. Современный человек живет поиском информации, точнее сказать, поиском доступа к ней [1, С. 188].

Во многих странах мира в медиаиндустрии среди направлений экономической деятельности значительный удельный вес занимает радиовещание, так как оно имеет целый ряд преимуществ перед другими видами средств массовой информации (СМИ).

Радиорынок имеет низкие входные барьеры и низкие издержки производства, так как подготовка радиопрограмм не требуют привлечения значительного числа исполнителей, особенно, если это музыкальные программы. Кроме того, для радиопередач «не требуется дорогостоящего оборудования, как для телепередач и издательств» [2, С. 90], а современные технологии распространения радиосигнала значительно сокращают издержки на трансляционные процессы. Данные факторы приближают радиорынок к рынку совершенной конкуренции.

По данным ООН население земного шара в настоящее время имеет более 51 тыс. радиостанций и более 2,4 млрд. радиоприемников, при этом возможность принимать программы радиостанций имеют 75% населения развитых стран. Радио стало одним из самых популярных средств передачи информации (рис. 1).


До 1980 г. радиосигналы распространялись преимущественно эфирными волнами, по проводам кабельной и телефонной сети, в настоящее время эти способы заменены спутниковыми источниками передачи радиоволн.

В радиобизнесе экономические отношения между субъектами хозяйственной деятельности формируются между станциями радиовещания, передающими информацию, и производителями содержания для радиостанций. Такими организациями являются как радиохолдинги [2, С. 90], производящие программы различного жанра, так и многочисленные студии звукозаписи, поставляющие музыкальные программы для радиоиндустрии и широкой публики. Помимо этого, существуют также независимые радиостанции, которые имеют самостоятельные программы, и радиостанции в радиосетях, транслирующие программы центральной радиостанции, и ряд собственных программ, соответствующих формату центральной радиостанции [2, С. 90].

Независимыми в России являются только региональные радиостанции [3, С. 89], которые появились на радиорынке гораздо раньше появления крупных национальных радиостанций, таких как станция «Сибирь» в г. Томске.

К станциям в радиосетях относятся местные представительства крупных национальных радиостанций, например, «Европа + Томск» и т.п.

С 2015 года в соответствии с мировыми трендами радиоиндустрия Российской Федерации стала переходить на более высокий уровень передач информации. В связи с этим, в 2015 году работники Минкомсвязи представили и опубликовали на сайте министерства разработанную стратегию развития телерадиовещания в РФ до 2025 года [4], согласно которой надежность и бесперебойность телерадиовещания может обеспечить запуск космического аппарата «Экспресс-АМ8» и других спутников. Планируется запустить несколько пилотных проектов с совместным использованием частот.

Отмечено было, что наиболее проблемным вопросом в радиобизнесе является недостаточно отработанный процесс медиаизмерений аудитории по учету способа поступления контента, что, в свою очередь, не дает возможности получить реальную картину для определения потребления медиаконтента.

При разработке стратегического развития в технологии измерения аудитории были заложены принципы адаптации ко всем средствам вещания, в том числе, кроссплатформенным и многосредовым слушаниям радио [3, С. 7] и предусмотрен переход к он-лайн медиаконтролю  на базе интерактивных измерений.

Данная проблема неоднократно обсуждалась в 2015 г. на IV конференции «Будущее регионального радио» в г. Сочи и на 2-ом Международном конгрессе РАР, который был организован Фондом содействия развитию радиовещания «Академия радио».

Главными вопросами форумов были адаптация радио к новой экономической ситуации, обобщение отечественного и зарубежного опыта управления радиокомпаниями. В результате обсуждения участники приняли решение о расширении количества цифровых радиостанций, которые дают значительно больший экономический эффект, чем остальные.

Для того, чтобы реализовать данное решение потребуется привлечение широкомасштабных инвестиций в радиоиндустрию: для замены всего парка радиоприемников и радиопередатчиков, для разработки и принятия новых стандартов цифрового вещания.

Для этого необходимо время для привлечения инвестиций, которые будут осуществляться, если объект инвестирования будет привлекательным, а средства для его осуществления посильны для инвестора.

Участники конгресса пришли единогласно к выводу, что наиболее привлекательным объектом радиовещание будет для государственного инвестора.

Проблема финансирования радиовещания имеет давние корни. Она возникла одновременно с цифровизацией телевидения России в 1990 г., когда Госкомсвязи рассматривал стандарт европейского радиовещания DAB (Digital Audio Broadcasting), предназначенный для ультракоротких волн (УКВ), но работа была приостановлена в связи с неблагоприятной экономической ситуацией в стране.

В 2009 г. был разработан новый стандарт цифровых радиопередач DRM (Digital Radio Mondiale), предназначенный для длинных, средних и коротких волн, однако и этот проект не  имел успеха  из-за проблем финансирования.

На выставке IBC2015 в Амстердаме компанией «Avion Electronics» был продемонстрирован первый радиоприемник,  произведенный в Индии и готовый к массовой продаже цифровой DRM, стоимостью $175.4, протестированный в 2015 г. в Московском государственном университете связи и информатики (МТУСИ). Тестирование стандарта цифрового радиовещания DAB+ было проведено на РТРС на базе радио «Маяк».

Тестирование показало достаточную устойчивость сигнала, как на улице, так и внутри домов и магазинов. Однако в автомобилях на некоторых участках МКАД, от «Крокус-Экспо» до Новорижского шоссе, сигнал был недостаточно стабилен, а за МКАД сигнал был доступен лишь в малоэтажных поселках.

Таким образом, в результате тестирования было установлено, что для обеспечения комфортного приема в автомобиле сигналов DAB/DAB+ и трансляции 16 радиопрограмм качества стерео необходимо, чтобы показатель напряженности для мегаполиса составил 63 дБмкВ/м, для сельской местности – 49 дБмкВ/м. Тестирование также установило, что в сельской местности наиболее целесообразно использовать стандарт вещания DRM, а в мегаполисе - DAB/DAB+.

Преимущество стандарта DAB+ состоит в том, что дает возможность на одной частоте проводить радиовещания сразу на 16 радиостанциях. В настоящее время стандарт DAB/DAB+ используется в 21 стране ЕС, Гонконге, Ю. Корее и Австралии.

Рассмотрев стандарт с точки зрения экономической целесообразности, можно сделать следующие выводы. Комплекс оборудования для радиовещания в стандарте DAB+ мощностью 2,5 кВт стоит 170 долл., аналоговое вещание же мощностью 10 кВт составляет 50 долл. Но учитывая, что DAB+ передает сразу на 16 радиостанциях, данный стандарт выгоднее, чем аналоговые радиопередачи с одной радиостанции. Кроме того, стандарт использует энергосберегающие технологии: по расходу электроэнергии он выгоднее аналоговых станций в 64 (4х16) раза. Примерная экономия от использования нового стандарта составит 1,375 млн. руб. в год, что соответствует 25% стоимости одного радиопередатчика, который окупится соответственно за четыре года.

При освобождении 3-его диапазона от аналогового телевещания для радиовещания в данном формате можно использовать имеющееся оборудование на РТРС. Тогда стоимость оставшегося оборудования, необходимого для запуска вещания в стандарте DAB+, составит 30 тыс. евро. За счет сокращения расходов на электроэнергию его можно будет окупить всего за 1,5 года. Для стандарта DAB+ по проекту выделялась полоса частот 174 – 320 МГц.

Для развития радиовещания многие современные государства учитывают такие факторы, как местные условия, географические особенности территорий, развитость инфраструктуры и возможности перехода на цифровое вещание [5].

В России такой опыт позволил существенно увеличить аудиторию и качество радиопередач. Например, с 2016г. в Якутии стало действовать мощное радиовещание за счет использования таких радиопередатчиков, как «Гром-100» и «Вьюга-250», в зону радиовещаний  которых вошли 27 районов республики с площадью охвата 2440 тыс. кв. км. Тем самым было задействовано 78% всех площадей, на территории которых радиослушатели могут принимать сообщения Минсвязи на НКВ «Саха». В Омской области и г. Уссурийске предстоит запуск программ «Вести-ФМ» с региональными врезками в FM- диапазон.

По мере появления новых средств массовой информации, включая радио, кинематограф, телевидение и интернет, все они не выходят из употребления, а добавляют новое измерение к человеческому опыту их восприятия. Интернет среди СМИ, бесспорно, лидирует [6]. Радио же является одним из самых старейших и популярных источников информации, поэтому оно останется актуальным и в будущем, благодаря простоте, удобству и экономической эффективности.



Список литературы

 

1.                   Егорова Е.Е. Современные тенденции изменения формы информационного продукта в принмедиаиндустрии. Актуальные научные исследования в условиях вызовов XXI века. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация».  – Самара: ООО «Офорт», 2016. – 350 с. УДК 00(082), ISBN 978-5-473-01061-9.

2.                   Кирьянова Л.Г. Экономика средств массовой информации: Учебное пособие. – Томск: Изд- во ТПУ, 2006. – 128 c.

3.                   Радиовещание в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы развития.Отраслевой доклад. – Москва: Федеральное агентство по печати и средствам массовой информации,2016. – 128 с.

4.                   Минкомсвязь России. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://minsvyaz.ru/ru/events/33924/. Дата обращения 21.01.2017.

5.                   The radio technology leader. [Электронный ресурс]. Режим доступа:

6    http://www.radiomagonline.com/around-the-world/0020/5-million-cars-with-dab-onthe-road-in- the-uk/36634. Дата обращения 21.01.2017.

7.            Мышленник Г.В. Проблемы медиаэкономики в условиях финансового кризиса России XXI века. – Екатеринбург, Международная конференция, 2016. – с. 174-176. УДК 33, ISBN 978-5-906-763-10-5.