Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ

Авторы:
Город:
Иркутск
ВУЗ:
Дата:
16 февраля 2019г.

В статье рассматриваются предпосылки к реализации стратегии диверсификации на предприятии, уделяется   внимание   результатам   анализа   существующих   взглядов   на   определение   понятия «диверсификация» и обосновывается целесообразность использования инновационных материалов в строительной отрасли как альтернативного источника получения дохода.

Ключевые слова: стратегия, диверсификация, предпринимательская деятельность, инновации, строительная отрасль.

В условиях современной рыночной экономики значительное место занимает строительная отрасль, являющаяся одной из крупнейших сфер предпринимательской деятельности и играющая существенную роль в экономической динамике любой развитой страны.

Предпринимательская среда в строительном секторе экономики должна обладать значительным имущественным и кадровым потенциалом, состоять из предприятий всех видов бизнеса - малого, среднего, крупного - чтобы успешно решать стоящие перед ним задачи народнохозяйственного значения [1].

Без создания условий для эффективной предпринимательской деятельности невозможно обеспечить устойчивый рост экономики. Нестабильное финансовое положение многих организаций, низкий уровень рентабельности производства, неэффективность системы управления, приводят управленцев предприятий к мысли о реформировании своей деятельности и к поиску новых форм деятельности, сфер вложения капитала, материальных и трудовых ресурсов, которые бы могли укрепить их экономическое и хозяйственное положение.

Решение этой задачи всё время усложняется, о чём свидетельствует ежегодное снижение уровня доходности строительного производства и увеличение числа убыточных строительных предприятий [2]. В связи с этим важно обеспечить более активное участие предпринимателей в коммерциализации научных разработок, внедрении технологических и управленческих инноваций, создании современных товаров и услуг [3].

Без инноваций невозможен процесс развития как предприятия, так и страны в целом, они являются необходимым элементом всех сфер жизнедеятельности общества. Инновационные технологии и материалы все активнее внедряются и в современное строительство, привлекая внимание потребителей и постепенно вытесняя традиционные решения, объясняется это их отличными техническими, эксплуатационными характеристиками и низким уровнем издержек производства.

Особенностью современного экономического роста является переход к непрерывному инновационному процессу. Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ занимает большую долю в инвестициях, превышая расходы на строительство и закупку оборудования, также существенное внимание уделяется государственной научно-технической, инновационной и образовательной политике, которые определяют общие условия научно-технического прогресса.

Кроме того, в каждой сфере деятельности существует большая конкуренция, заставляющая предпринимателей непрерывно развивать свой бизнес. Формирование инновационной экономики в настоящих условиях становится важным обстоятельством для обозначения достойного положения в современном мире, но одного осознания данного факта недостаточно в качестве цели, поэтому для успешного осуществления этого процесса необходимы: точно поставленные цели, грамотно сформулированные задачи, методы и способы решения этих задач, а также механизм их реализации.

Выбор стратегии развития предприятия является ключевым фактором в формировании успеха на рынке предоставляемых товаров и услуг. От стратегии развития зависит дальнейшее функционирование предприятия, его рентабельность, платежеспособность, занятость и социальная защита работников.

Поиск в повышении рентабельности, финансовой устойчивости и снижении рисков предпринимательской деятельности может осуществляться и в отрасли, на которой специализируется предприятие и путем проникновения в другие отрасли экономики, не связанные с основным видом производства.

В результате, в деятельности строительных   предприятий   появляются ранее нехарактерные направления. Так, например, на смену строительной специализации приходит широкий спектр работ и услуг, порой никак не связанный со строительством [5]. Это явление носит название диверсификации предпринимательской деятельности.

Интенсивное развитие диверсификации предпринимательской деятельности является следствием динамичности и непредсказуемости рынка: мгновенного видоизменения спроса, исчезновения и появления новых отраслей, сегментов и рынков.

Но, несмотря на вышеизложенное, необходимо отметить, что теоретические аспекты и методология диверсификации предпринимательской деятельности и особенно в строительной отрасли недостаточно изучены, что в свою очередь, вызывает у современных экономистов неподдельный интерес к данному понятию и предоставляет перспективные возможности для его научного исследования.

Наиболее эффективной стратегией развития инновационных бизнесов в строительном секторе является стратегия диверсификации. Она призвана обеспечить желаемый уровень развития предприятий и их необходимый экономический рост на длительный период.

Прежде чем начать рассмотрение стратегии диверсификации предпринимательской деятельности в строительной отрасли, необходимо разобраться с самим понятием «диверсификация» с экономической точки зрения.

В экономической литературе существует множество интерпретаций определения понятия «диверсификация». Рассмотрим некоторые из них.

Кандидат экономических наук Романов А. П. считает, что диверсификация (изменение, разнообразие) - это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение ассортимента изделий, видов услуг, географической сферы деятельности и т.д.). В узком смысле диверсификация - проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной деятельности [6, с. 17].

Доктор экономических наук А. С. Шапкин и кандидат экономических наук В. А. Шапкин определяют диверсификацию как процесс распределения инвестиционных средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов [7, с. 286].

Большое внимание изучению понятия диверсификации уделял известный экономист Игорь Ансофф, активно занимающийся проблемами стратегического планирования. Понятие «диверсификация» он определял, как «термин, применяемый к процессу перераспределения ресурсов, которые существуют на данном предприятии, в другие сферы деятельности, существенно отличающиеся от предыдущих» [8, с. 183].

Таким образом, можно сделать вывод, что в рассмотренных определениях четко прослеживается принцип стратегии диверсификации - расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, освоение новых видов производства с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства.

Многие предприятия, основывающие свою деятельность на изготовлении ограниченного ассортимента продукции или на предоставлении конкретного вида услуг, через некоторое время приходят к мысли о необходимости диверсификации деятельности с целью удержания конкурентоспособности на рынке предоставляемых товаров и услуг.

На данный момент стратегия диверсификация предпринимательской деятельности на основе использования инновационных материалов в строительной отрасли является наиболее перспективной и эффективной стратегией роста и развития, а также стратегией стабилизации и выживания организаций. Научные исследования и разработки инновационных материалов показывают, что они значительно сокращают затраты. Так, например, использование инноваций в строительстве зданий и сооружений экономит время на возведение постройки, увеличивает срок службы сооружений, обеспечивает внешнее соответствие времени. Модифицированные материалы, предназначенные для строительства домов, улучшают качество жизни владельцев. Все инновационные технологии разрабатываются с учетом негативного влияния внешних факторов, а следовательно, инновационные материалы являются более экологичными и безопасными, в сравнении с традиционными.

В связи с тем, что инновационные материалы разработаны в соответствии с новыми требованиями и задачами, выдвигаемыми практикой современного строительства, они пользуются достаточно широким спросом на рынке предлагаемых товаров.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что внедрение инновационных материалов, в качестве дополнительного источника коммерциализации в деятельность строительных предприятий и предприятий, занимающихся другими отраслями экономики, является достаточно эффективным и прибыльным способом расширения ассортимента, изменения вида продукции, производимой предприятием, освоения новых видов производства с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды и предотвращения банкротства. И если в результате непредсказуемых событий основной вид деятельности предприятия окажется недостаточно прибыльным, то нововведенное направление может стать как дополнительным источником дохода, так и перейти в основной источник получения прибыли.

Использование инновационных технологий и систематическое обновление ассортиментного перечня выпускаемой инновационной, конкурентоспособной продукции составляют надежную основу стабильного диверсификационного процесса на предприятии.

 

Список литературы

 

1. Современные факторы развития предпринимательства в строительном секторе экономики России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/sovremennye-faktory- razvitiya-predprinimatelstva-v-stroitelnom-sektore-ekonomiki-rossii

2.     Диверсификация деятельности строительных предприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dslib.net/economika-xoziajstva/diversifikacija-dejatelnosti-stroitelnyh- predprijatij.html

3.   Степашова А. Ю., Исакова Т. Е., Калуцкая Н. А. Влияние санкций на малый бизнес // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 425-428.

4. Диверсификация и малое предпринимательство как фактор экономического развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/diversifikatsiya-i-maloe- predprinimatelstvo-kak-faktor-ekonomicheskogo-razvitiya

5. Диверсификация деятельности строительных предприятий [Электронный ресурс]. – Режим доступа:       http://www.dissercat.com/content/diversifikatsiya-deyatelnosti-stroitelnykh-predpriyatii

6.   Романов А. П. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Романов А. П., Жариков И. А. – М. : Издательство Тамбовского государственного технического университета : 2006. – 80 с.

7.   Шапкин А. С. Теория риска и моделирование рисковых ситуаций : учебник / А. С. Шапкин, В. А. Шапкин. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2009. – 980 с.

8.   Ансофф И. Стратегическое управление : Пер. с англ. / Ансофф Игорь – М. : Экономика, 1989. – 358 с.