Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   В рыночных условиях услуги составляют большую часть экономики любой страны. К услугам относятся все виды деятельности, при которой не создается материальных ценностей, а главным критерием служит неосязаемый, невидимый характер производимого в определенной сфере продукта.

   В нынешних кризисных условиях предприятия сферы услуг вынуждены удовлетворять возрастающие требования потребителей, которые и создают базу для усиления конкурентной борьбы, изменения позиций для обеспечения конкурентоспособности, углубления и разделения платежеспособного спроса между конкурентами, внедрения инновационных разработок и ноу-хау, изменения границ отрасли или сферы и видов деятельности.

   Конкуренция вызывает условия, при которых предприятия сферы услуг должны мгновенно и продуктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми условиями на основе управленческих, технологических, социальных, инновационных требований. Все это также свидетельствует о необходимости обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг.

    Е.В. Келарева указывает, что «в связи с все новыми проблемами, многие вопросы конкурентоспособности остаются открытыми и недостаточно изученными. Многие экономисты рассматривают проблему обеспечения конкурентоспособности предприятия с точки зрения маркетингового подхода, считая, что она определяется лишь конкурентоспособностью товара (услуги).Но конкурентоспособность представляет собой четко привязанную к месту и времени характеристику состояния товара (услуги), отражающую ее преимущества по сравнению с другими аналогичными объектами» [1].

   Кроме того, конкуренция является фундаментальным свойством рыночной экономики и основой динамичного и сбалансированного развития экономики любой страны. При этом следует помнить, что по мере развития социума понятия конкуренции и конкурентоспособности менялись.

    Смысл современных определений конкуренции сводится к тому, что она понимается как соперничество предприятий за особые предпочтения потребителей. Понятно, что основной целью является получение наибольшей доходности (прибыли, рыночной доли, продаж, роста и т. д.).

   Отсюда, в самом общем смысле конкурентоспособность – это опережение других при использовании своих преимуществ в достижении поставленных целей. С другой стороны, применительно к предприятию конкурентоспособность – это возможность эффективно действовать и добиваться прибыли в условиях высокой конкуренции.

   Таким образом, конкурентоспособность предприятия – это, прежде всего, результат его финансово- хозяйственной деятельности, в котором отражены все усилия его служб и подразделений, а также способность быстро и грамотно реагировать на изменение конъюнктуры рынка.

    Кроме того, конкурентоспособностью предприятия сферы услуг является способность выпускать конкурентоспособный товар (услугу), имеющий больше преимуществ, чем предприятия той же отрасли или предлагающих подобные товары (услуги).

   Р.А. Фатхутдинов указывает, что «конкурентоспособность предприятия сферы услуг – это совокупность относительных характеристик предприятия, определяющих его реальную и потенциальную способность вести конкурентную борьбу на основе использования стратегии обеспечения конкурентоспособности для достижения поставленных целей, проявляющихся в повышении эффективности деятельности и росте стоимости предприятия» [3].

   Конкурентоспособность услуг представляет собой важный показатель деятельности предприятия, так как предоставление конкурентоспособных услуг обеспечивает наличие денежного потока.

   Итак, ученые обобщают понятие конкурентоспособности в качестве суммы всех свойств предприятия и товара (услуги). Однако, нельзя забывать, что потребителей все чаще интересует не только соотношение «цена/качество», что достигается только при полной оценке всех факторов конкурентоспособности, но и статус предлагаемой продукции (услуг) и т.п.

   В связи с изложенным, О.Н. Мельников и В.Н. Шувалов предлагают к основным принципам концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий сферы услуг относить следующее:

-   задачи обеспечения конкурентоспособности предприятия включают обеспечение конкурентоспособности услуг и предприятия в целом;

-      выделение разных критериев конкурентоспособности  предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии;

-        считать основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне интегральный показатель конкурентоспособности услуг;

-      на тактическом уровне конкурентоспособность предприятия сферы услуг обеспечивать общим финансово-хозяйственным состоянием и комплексными показателями его состояния;

-      на стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризовать инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса [2].

   Обеспечить выполнение указанных принципов можно при использовании всей совокупности мер и средств общества и предприятия. Сюда можно включить создание условий, способствующих нормальному протеканию экономических процессов, предотвращение сбоев и нарушений законов, нормативных установок и контрактов, помощь в стабильном функционировании отраслей со стороны государства, а также полной реализацией намеченных планов, программ и проектов, совокупностью вспомогательных средств, используемых в автоматизированных системах управления и в информационных системах со стороны предприятия.

   Обеспечение конкурентоспособности предприятия сферы услуг возможно при внедрении целой совокупности направлений, основной целью которых является повышение конкурентоспособности, а задачами – способствующее формированию оптимального функционирования и развития, достижение баланса интересов потребителей и предприятия, следствием чего как раз и являются лучшие возможности предоставления услуги.

   Понятно, что основной процесс обеспечения конкурентоспособности в сфере услуг связан с управлением качеством товаров (услуг) на уровне хозяйствующих субъектов сферы услуг, с экономической и конкурентной политикой на федеральном и региональном уровнях. Вместе с тем, нельзя не учитывать, что  современные предприятия сферы услуг, являются сложными организациями и успехом их деятельности являются усилия всех работников, направленных на достижение общей цели.

   В связи с изложенным, существенное влияние на общую эффективность работы оказывает структура взаимодействий, а учесть данную структуру можно лишь подходя к проблемам организации с позиций целостного системного подхода. В настоящее время обеспечение конкурентоспособности предприятия, его способности стойко держаться на рынке товаров и услуг, главным образом, зависит от деловой восприимчивости его сотрудников к малейшим изменениям предпочтений потребителей и их способности своевременно удовлетворять эти потребности.

   При этом следует понимать, что в кризисных условиях «вектор обеспечения конкурентоспособности все более смещается  в сторону использования интеллектуальных ресурсов  предприятия, способных решать не только вопросы повышения качества или снижения издержек и цен» [2].

   Все более важными становятся неценовые факторы борьбы за рынки сбыта, такие, как деловая репутация, дизайн, брэнд, имидж и т. д.

   Действительно, именно на тех на предприятиях сферы услуг, которые будут отличаться высоким динамизмом, предложением качественных и недорогих товаров (услуг) возможно обеспечение их конкурентоспособности.

    В свою очередь, от обладания длительным и устойчивым конкурентным преимуществом зависит и стратегический успех предприятия в отрасли. При этом длительность заключается в том, что конкурентное преимущество сохраняет и обеспечивает защиту самого предприятия от возможного воспроизведения предлагаемых им товаров (услуг) его конкурентами. Устойчивость зависит от трех факторов: источника, количества и наличия возможности находить новые источники конкурентного преимущества. Оценка уровня использования потенциала предприятия сферы услуг является важнейшим фактором в процессе обеспечения конкурентоспособности.

     Таким образом, в условиях современной кризисной экономики наиболее важным критерием эффективности деятельности предприятия сферы услуг и оценки системы управления им является конкурентоспособность. Степень реализации конкурентного потенциала определяет совокупность конкурентных преимуществ предприятия.



Список литературы

1.     Келарева, Е.В. Влияние конкурентоспособности на повышение эффективности деятельности предприятий сферы услуг: дис. на соиск. учен.степ. канд. экон. наук: спец. 08.00.05./Е. В.Келарева. – Экономика и упр. нар.хоз-вом: экономика, организ. и управл. предприятиями, отраслями, комплексами (сфера услуг): Тольят. гос. ун-т сервиса; науч. рук.:Васильчук О.И.,. – Тольятти, 2006 . – 177 с.

2.     Мельников, О.Н. Современные задачи повышения  конкурентоспособности инновационных товаров и услуг / О.Н. Мельников, В.Н.Шувалов // Российское предпринимательство. – 2004. – № 1. – С. 56-67.

3.     Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации: практикум / Р. А. Фатхутдинов. – М.: Маркет ДС, 2008. – 208 с.