Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСПРОГРАММЫ «УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ»

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
04 января 2016г.

   Государственная программа «Управление федеральным имуществом»23 (далее - Государственная программа) подготовлена в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, федеральными  законами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

   Государственная программа определяет основные цели и задачи в сфере управления федеральным имуществом и приватизации, а также направления повышения эффективности распоряжения и реализации иного имущества, управления государственным материальным резервом, систему мероприятий по их достижению с указанием сроков реализации, ресурсного обеспечения, планируемых показателей и ожидаемых результатов ее реализации.

   Главной целью Государственной программой является создание условий для эффективного управления федеральным имуществом, необходимым для выполнения государственных функций органами власти Российской Федерации, и отчуждение федерального имущества, востребованного в коммерческом обороте.

   В план реализации рассматриваемой программы включены конкретные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ожидаемых результатов.

   В целях достижения ожидаемых результатов выполнения соответствующего мероприятия плана реализации госпрограммы контрольные события отражают:

-   меры правового регулирования, направленные на реализацию мероприятий государственной программы;

-   информацию о расходах бюджетных ассигнований в пределах утверждѐнных лимитов бюджетных обязательств;

-   сроки выполнения мероприятий государственной программы;

-   ответственных исполнителей (структурные подразделения Минэкономразвития России и Росимущества); На базе Концепции по управлению федеральным имуществом на период до 2018 года разработана

   Государственная, рассчитанная на период с 2013 года по 2018 год и реализуемая в два этапа, а также подпрограмма "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации"24. К 2015 году вследствие осуществления планируемой деятельности в рамках данной Подпрограммы предполагается достижение следующих результатов: формирование персонифицированных целей по каждому объекту федерального имущества; создание методологии определения целей и «дорожных карт»; формирование реестра имущества в федеральной собственности; создание «дорожных карт», способствующих корректной приватизации объектов федеральной собственности.

   Повышение эффективности управления федеральным имуществом будет способствовать повышению конкурентных преимуществ РФ, увеличению инвестиционной привлекательности, усилению инновационных тенденций развития экономики РФ, что является неотъемлемой составляющей поступательного социально- экономического развития государства.

 

23   Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 327 об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом"

24 Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 327 об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом" подпрограммы 1 "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации"


    В соответствии с Государственной программой планируется оптимизировать комплекс федерального имущества, необходимый для обеспечения выполнения государственных функций, на основе проведенной в этих целях инвентаризации, создать эффективную систему управления рассматриваемым имуществом, включающую механизм оценки эффективности указанного процесса. Новацией проводимой политики является определение целей управления для каждого объекта имущества, порядок ввода объектов имущества в систему государственного управления, исключение (отчуждение) неэффективного либо не используемого для государственных целей имущества. Реализация поставленных задач обеспечивается посредством действенной системы управления с использованием дорожных карт, подходом к оценке объектов федерального имущества как к бизнес-единицам.

Программа выделяет следующие принципы определения целей управления:

- институциональный (соблюдение стратегических интересов);

- отраслевой (введение отраслевого регулирования в механизм управления имуществом);

- региональный (единство политики управления на всех уровнях власти).

    Согласно Программе реализация поставленных целей приведет к оптимизации состава и структуры федерального имущества на микро- и макроуровне, повышению эффективности управления его объектами, инвестиционной привлекательности  компаний с государственным участием, информационной  прозрачности, ограничению расширения ГСЭ. Среди ключевых показателей эффективности заявлено достижение бюджетных показателей по поступлению средств от использования и продажи федерального имущества.

Однако целью государства является не только получение доходов от управления государственным (федеральным) имуществом, но и выполнение ключевых для общества функций, повышение качества оказываемых государственных и муниципальных услуг. При этом проблема формирования системы показателей и факторов, определяющих качество и эффективность управления государственным имуществом, остается актуальной и должна учитывать специфику объектов имущества, используемых на разных уровнях власти и в различных отраслях (сегментах) экономики.

    Для реализации указанных целей действующим законодательством25  предусмотрена необходимость решения следующих задач:

- проведение инвентаризации объектов государственного имущества, разработка и реализация принципов их учета, оформление прав на них;

- использование всех современных методов, административных и финансовых инструментовдля повышения эффективности управления госимуществом;

- осуществление нормативно-правовой регламентации управленческих процессов;

- проведение классификации объектов ГСЭ по различным признакам, которые определяют специфику управления;

- оптимизация количества объектов управления и осуществление перехода к управлению государственным имуществом по объектам (бизнесединицам);

- определение целей государственного управления для каждого объекта (или группы объектов) управления;

- обеспечение права государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций, относящихся к ГСЭ;

- обеспечение контроля за сохранностью и эффективным использованием государственного имущества, за деятельностью лиц, осуществляющих управление государственным имуществом;

- обеспечение поступления дополнительных доходов в федеральный и другие бюджеты за счет повышения эффективного использования государственного имущества.26

     Следует отметить, что для выполнения поставленных задач сформировано соответствующее правовое поле, способствующее повышению эффективности управления государственным имуществом, в основу которого легли:  Федеральный  закон  «Об  акционерных  обществах»27    и  Федеральный  закон  «О  приватизации государственного и муниципального имущества28; порядок управления государственным имуществом и определение полномочий управляющих (постановления Правительства РФ № 73829 и № 73930).

   

25   Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 N 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации» и Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом"»

26       Минэкономразвития   России   намерено   изменить   систему   управления   государственным   имуществом.   Официальный   сайт Минэкономразвития. [Электронный ресурс].

27 Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)


    В 2010 г. усиление контроля за управлением государственным имуществом осуществлено посредством совершенствования информационного обеспечения и отчетности акционерных обществ (постановление Правительства РФ от 31.12.2010 г. № 1214, в соответствии с которым Минэкономразвития РФ подготовило соответствующую форму отчета и закрепило ее Приказом от 12.04.2011 г. № 164).

   Исследуя вопросы приватизации, отметим, что процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий в России также четко регламентирован Указом Президента РФ «Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий» № 66 от 29.01.1992 г. и первоначально предусматривал следующие способы приватизации: акционирование, аренда с правом выкупа, аукцион, коммерческий конкурс. Основным инструментом приватизации на первом этапе были приватизационные чеки, которые способствовали привлечению в российскую экономику иностранных инвестиций и ее вхождению в систему мировых экономических связей.

   На следующем этапе приватизации (денежном) была поставлена задача передачи прав собственности на приватизируемое государственное имущество собственникам. На данном этапе значительная часть государственного имущества была выведена из-под директивного управления государством и вовлечена в рыночный оборот, были сформированы основы рынка недвижимости и рынка земли.

    Следует отметить, что с 1998 г. в РФ произошло замедление темпов приватизации, что свидетельствует о завершении процесса массовой приватизации, внедряется новая модель приватизации с целью повышения эффективности функционирования российских предприятий (организаций) и народнохозяйственного комплекса в целом. При этом предполагалось активное привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и создания «первичного» слоя эффективных собственников, однако, как показывает российская практика, в большинстве случаев этого не произошло. Также было восстановлено функционирование фондового рынка, проведена оптимизация в структуре ГСЭ. Далее к приватизации организаций стали подходить дифференцировано в зависимости от предназначения имущества, его ликвидности, финансовой устойчивости государственных предприятий и инвестиционной привлекательности.

    Для решения комплекса задач создано Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (ФАУФИ), приоритетной задачей которого явилось включение приватизации в единый процесс управления государственным имуществом, в  т. ч. приватизация объектов незавершенного строительства, создание ряда вертикально-интегрированных структур - холдингов, приватизация неиспользуемого имущества федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП).31



28 Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О приватизации государственного и муниципального имущества»

29    Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 (ред. от 01.11.2012, с изм. от 05.11.2013) «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)»

30    Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»

31 Авеков, В. Управление государственным имуществом / В. Авеков // Экономист. - 2006. - № 10. - С. 38-46.  


Список литературы

1.     Минэкономразвития России намерено изменить систему управления государственным имуществом. Официальный сайт Минэкономразвития. [Электронный ресурс].

2.     Авеков, В. Управление государственным имуществом / В. Авеков // Экономист. - 2006. - № 10. - С. 38-46.

3.     Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 327 об утверждении государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом"

4.     Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2014)

5.     Постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 N 1024 «О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации»

6.     Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия»

7.     Постановление Правительства РФ от 03.12.2004 N 738 (ред. от 01.11.2012, с изм. от 05.11.2013) «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении акционерными обществами («Золотой акции»)»

8. Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О приватизации государственного и муниципального имущества»