Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2017г.

Для выделения особенностей российской социальной политики на современном этапе необходимо рассмотреть тот фундамент, который был заложен еще в советское время. Главенствующую роль в социальной политике занимало государство. Считалось, что все социальные риски будут сглажены существующей системой. Гражданам предоставлялись бесплатно такие услуги, как здравоохранение, образование, социальное обслуживание. Это не могло не оставить отпечаток на современной социальной политике. Некоторые ученые-экономисты убеждены, что столь резкий переход к рыночной социальной политике, например исчезновение разветвленной сети социальных бесплатных учреждений и частичная их замена на рыночные аналоги болезненно переносится населением [1]. Другие же обращают наше внимание на то, что при существующей социальной политике, государство активно заботится о семьях. Эта помощь выражается через выплату материнского капитала, получение семьями сертификата на приобретение жилья, предоставление различных льгот и т. д. Как положительное, необходимо отметить реализуемые в нашей стране принципы социальной политики:

1.Поддержка слабо защищенных слоев населения;

2. Предоставление общественности результатов проводимых социальных преобразований;

3. Государственный и общественный контроль в социальной сфере;

4. Перенос центра тяжести по содержанию социальной сферы на местный уровень власти.

Для того чтобы иметь ясную картину о сущности социальной политики России, необходимо провести анализ ее основных показателей. Для этого обратимся к данным опубликованным на сайте Федеральной службы государственной статистики.

В первую очередь хотелось бы проанализировать динамику расходования средств пенсионного фонда РФ, представленную в таблице 1.

Таблица 1 – Расходование средств пенсионного фонда Российской Федерации, мил. руб. [2]

 

Год

2013

2014

2015

Расходование

5451219

6378549

6190128

в том числе:

на финансирование выплат   населению пенсий, пособий

4897289

5671313

5798943

из них на осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам,

инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы

 

 

 

 

 

325428

 

 

 

 

 

352708

 

 

 

 

 

341422

на финансирование расходов на содержание исполнительного органа Фонда

92798

95694

99360




Как видно из таблицы в 2013 году было израсходовано 5451219 мил. руб, из них на выплату пенсий и пособий – 4897289 мил. руб., что составило 89,84%. На осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам и др. – 325428 мил. руб. или 5,97%, а на содержание Фонда было потрачено 92798 мил. руб. (4,19%).

Необходимо отметить, что в 2014 году расходы  увеличились на 927330 мил. руб. (17,01%), и итоговая сумма составила 6378549 мил. руб.. На выплату пенсий было потрачено 5671313 мил. руб. (88,91%). Надо отметить, что в абсолютном значении расход средств пенсионного фонда по данной статье увеличился на 774024 миллиона рублей, однако относительное значение снизилось на 0,93%. На осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам, инвалидам и др. было выделено 352708 мил. руб. (5,53%), что на 27280 мил. руб. больше, чем в 2013 году. Если мы сравним эти показатели в процентном соотношении, то выявится небольшое снижение на 0,44%. Но при этом наметилась тенденция на увеличение расходов на содержание фонда. Рост в 2014 г. составил 2851 миллион рублей, таким образом, данная статья расходов составила 95694 миллиона рублей (5,56%), здесь мы наблюдаем рост не только абсолютного показателя, но и процентного (увеличение на 1,37%).

Сумма расходов в 2015 году составила 6190128 мил. руб., что на 188421 миллион рублей меньше, чем в 2014 г. и на 738909 мил. руб. больше, чем в 2013 г. Расходы на выплату пенсий и пособий увеличились на 127630 мил. руб. и составили 5798943 миллиона рублей (93,68%). В относительных значениях также наблюдается рост на 4,77%. Следует отметить, что это самый значительный рост за рассматриваемый период. А вот расходы на ежемесячные выплаты ветеранам и другим слоям населения сократились на 11286 мил. руб. и составили 341422 миллиона рублей (5,52%), если сравнить относительные показатели, то они почти остались неизменными (снижение на 0,01%).

Выявленная выше тенденция к росту расходов на содержание фонда сохраняется только в абсолютных показателях в 2015 г. Расходы составили 99360 мил. руб. (0,8%), что выше расходов 2014 года на 3666 мил. руб.. Однако, сравнивая удельный вес в общей массе расходов, мы увидим снижение на 4,76%.

Как и социальные политики других стран, социальная политика России имеет свои достоинства и недостатки (таблица 2).

Таблица 2 - Основные достоинства и недостатки социальной политики РФ

 

Достоинства

Недостатки

Выплаты               пенсионерам,               ветеранам,

инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний

Невозможность обеспечить финансовую базу для

соблюдения всех конституционных прав граждан

Обязательное социальное страхование

Несостоятельность  программ  реформирования  в

здравоохранении, в образовании и науке, ЖКХ

Оплата медицинской помощи женщинам во время

беременности, родов и послеродового периода

Недостаточная интеграция людей с ограниченными

способностями в общество

Поддержка малообеспеченной части населения

 

Говоря, о недостатках современной социальной политики, хотелось бы обратить внимание на точку зрения некоторых ученых-экономистов, которые убеждены, что в отраслях социальной сферы все более проявляется деградация. Она проявляется как следствие ряда причин, приводящих к: невозможности обеспечить финансовую базу для соблюдения всех конституционных прав граждан, несостоятельности программ реформирования в здравоохранении, в образовании и т. д.; чрезмерной дифференциации в оплате труда по отраслям и регионам и некоторых других. Это влечет опасность для экономики в целом. Например, невозможность обеспечить финансовую базу для соблюдения всех конституционных прав граждан, таких как бесплатное получение услуг здравоохранения и образования, право на доступное жилье и т. д., отрицательно влияет на реальный сектор экономики, затрудняя и деформируя экономический рост.

Рассмотрев различные точки зрения экономистов, относительно изучаемой нами проблемы и проанализировав некоторые показатели социальной политики государства в России, можно говорить о том, что социальная политика в нашей стране имеет ряд особенностей.

Социальная политика направлена на поддержку людей пенсионного возраста. На рассматриваемом нами промежутке времени мы видим стабильное увеличение расходов на выплату пенсий. Тот факт, что с 2015 года пенсия формируется из трех источников, позволяет гражданам увеличить ее за счет инвестирования.

К сожалению, в современной социальной экономике существует ряд недостатков: невозможность обеспечить финансовую базу для соблюдения всех конституционных прав граждан,  несостоятельность программ реформирования в здравоохранении, в образовании и науке, недостаточная интеграция людей с ограниченными возможностями в общество. Таким образом, наиболее приоритетными направлениями для развития социальной политики РФ являются повышение уровня и качества жизни населения и предоставление гражданам равных возможностей.

Список литературы

 

1.                Боровикова     О.В.      Эффективная      государственная     политика     как      условие формирования российского социального государства / О.В. Боровикова // Экономика образования.– 2012. – № 4. – С. 191-195.

2.                Федеральная    служба  государственной    статистики:http://www.gks.ru/free_doc/new_site/finans/gfin_tab1.htm