Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ ВОЕННО-ПОЛИЦЕЙСКОГО ТИПА (НА ПРИМЕРЕ МЧС РОССИИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ)

Авторы:
Город:
Сыктывкар
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

В России в конце XX века назрела необходимость сформировать специализированные структуры, функционально направленные на разрешение кризисов и чрезвычайных ситуаций. В 90-е годы в России была создана Единая госсистема предупреждения и ликвидации ЧС, обладающая разветвлённой иерархической структурой, центральным органом которой является Министерство по чрезвычайным ситуациям. Оптимизация рисков требует организации каждодневных спасательных работ или экспертизы инженерно-технологических проектов и воздействия на духовную жизнь общества, нацеленного на изменение в сознании масс восприятия рисков и переопределение моделей поведения в них. Реализуя важнейшую функцию государства, обеспечение безопасности жизнедеятельности граждан, МЧС решает также проблему организации PR-деятельности в ситуациях риска и рисковых коммуникаций.

Тема нашей статьи представляет собой поле рассмотрения актуальных направлений в современной социологии — социологии риска, исследования культурной специфики российских трансформационных процессов и технологий социальных коммуникаций. Корпус методической и учебной литературы по данной проблеме несколько ограничен, также почти отсутствуют и специальные монографические исследования по заявленной теме. Однако по каждому из рассматриваемых направлений накоплено большое число материалов, которые выступают методологической и эмпирической базой для проектирования и реализации исследований, направленных на выявление специфики коммуникативных технологий в рискогенной социокультурной среде.

Актуальные принципы управления экологическими рисками в российском обществе в контексте деятельности МЧС РФ нашли отражение в исследованиях А.В. Измалкова, В.И. Измалкова, А.С. Гринина, В.Н. Новикова, Л. Пушенко, A.M. Яковлева, В.П. Журавлева и других. Главное внимание авторов в этих работах сосредоточено на анализе истории формирования и развития соответствующей административной и организационной структуры и особенности деятельности. Изучение коммуникативных технологий, которое являются одной из главных мониторинга рискогенных ситуаций и преодоления результатов ЧС, пока еще не нашло отображения в специализированных исследованиях.

Проблематика коммуникативных технологий сегодня является предметом многочисленных исследований, так как на 1990-ые - начало 2000-х гг. приходится резкое развитие в России специального направления профессиональной деятельности — связей с общественностью (PR). По мере того как PR стал использоваться в деятельности различных социальных организаций, возникли исследования, направленные на анализ его эффективности в политических организациях, государственных учреждениях и субъектах рыночной деятельности. Большую часть литературы по теме можно отнести к разряду учебной, акцентирующей внимание на описании коммуникативных технологий. Монографические исследования о специфике организации PR-деятельности в таких специализированных организациях, как МЧС, МВД, структурные подразделения Российской армии, практически отсутствуют, хотя службы, исполняющие функции связей с общественностью в той или иной форме, в этих учреждениях функционируют уже на протяжении ряда лет.

Цель нашего исследования - изучить специфические особенности и эффективность коммуникативных технологий МЧС, направленных на обеспечение доверия общественности к государству как гаранту безопасности в ситуации природных, экологичесих и социальных рисков, а также изучить изменение восприятия рисков на уровне массового сознания.

Сегодня государственные структуры используют большой спектр PR-возможностей, поэтому для наилучшего функционирования, данным организациям необходимо иметь собственные службы по связям с общественностью. Такие PR-подразделения призваны обеспечить устойчивую и планомерную информационно-коммуникационную деятельность, от которой зачастую зависит эффективность всего управленческого процесса.

В работе любого PR-подразделения органа власти большое значение имеет его приближенность к аудитории, гражданам для этого необходимо налаживать прямые и обратные связи с ними. Граждане из объекта управления все больше становятся его субъектами по мере становления демократических институтов.

По мнению А.Н. Чумикова, известного PR-практика, автора учебников и обладателя наград за достижения в области связей с общественностью [ 5 ], в государственном управлении можно выделить следующие PR-задачи:

-                    подготовка и распространение официальных информационных материалов (пресс-релизов, обзоров, пресс-бюллетеней и других заявлений от лица организации );

-                    передача комментариев экспертов и специалистов по принятым решениям, оказывающим влияние на общество;

-                    проведение аккредитации журналистов и выстраивание с ними положительных отношений;

-                    аналитика данных в СМИ и оценка эффективности влияния на общественность (при необходимости подготовка опровержений и комментариев);

-                    подготовка  и  проведение  PR-мероприятий  –  брифингов,  пресс-конференций  по  текущей деятельности организации.

Несмотря на разнообразие функциональных задач , PR не является способом решения всех проблем стоящих перед организацией.

Государственные органы наделены большими полномочиями, поэтому им необходимо создавать и поддерживать положительное мнение о себе в глазах общественность. Американские исследователи Катлипа, Сентер и Брум отмечают, что цели связей с общественностью, на их взгляд, совпадают с целями демократии.

Глобальные цели государственной РR-программы, независимо от уровня, имеют, как минимум, три общих элемента:

– информирование граждан о деятельности госоргана;

– обеспечение общественной поддержки избранным стратегиям и принятым программам (например, иностранной помощи, социальным программам);

– гарантия активного участия населения в правительственных программах (например, голосование, пожарные учения), а также согласие на принятие регулятивных норм (например, связанных с обязательным использованием ремней безопасности или с принятием мер против курильщиков).

Активность со стороны общества с каждым годом растет, особенно это стало заметно с появлением открытого информационного пространства - Интернета. PR-подразделения в государственных учреждениях вынуждены подстраиваться под новые реалии. Они являются «ключевым компонентом административной системы, целенаправленно созданной для ликвидации разрыва между государственными органами и обществом».

Для увеличения доверия к государственной организации используются следующие PR-направлении:

-                    исследование мнений в обществе;

-                    информирование населения о принимаемых решениях;

-                    установление, сохранение и увеличение контактов с жителями и организациями;

-                    анализ общественной реакции на действия представителей власти;

-                    прогнозирование общественно-политических действий;

-                    обеспечение организации аналитическими исследованиями;

-                    формирование благоприятного имиджа компании.

Создание PR-служб в управленческих органах, открывает возможность для формирования доверия граждан к институтам власти. Для формирования доверия используются следующие направления деятельности PR:

-                    изучение общественного мнения (социально-политический мониторинг);

-                    информирование общественности о принимаемых решениях;

-                    установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;

-                    анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;

-                    прогнозирование общественно-политических процессов;

-                    обеспечение организации аналитическими разработками;

-                    формирование благоприятного имиджа организации.

Важно следить за эффективностью деятельности по данным направлениям и принимать меры, реагируя на полученные показатели. Есть ряд методологических принципов, следуя которым, можно построить эффективную работу PR-отдела (системность, адекватность, принципы «гибкой технологии») [6 ]. Связи с общественностью претерпевают изменения в современном периоде развития, такие процессы связаны с усилением технологического развития и интернационализации средств массовой информации.  Методы работы с аудиторией из исторической практики, доказавшие свою эффективность, остаются в распоряжении PR-специалистов, однако они не могут претендовать на роль системных принципов детальности в связях с общественностью. Их стоит рассматривать как протоформы современной публичной деятельности.

Крайне важно, чтобы в деятельности МЧС, являющегося неотъемлемой частью гражданского общества, существовал комплекс мероприятий, направленных на развитие знаний граждан, повышение авторитета сотрудников министерства, что в конечном итоге приведет к формированию активной позиции населения страны по оказанию содействия в донесении важной информации и обеспечению общественной безопасности.

В этом смысле, изучение общественного мнения, как фактора социальной среды, является одним из приоритетных направлений PR-службы МЧС. От этой информации зависит направление развития министерства, поэтому информация от общественности должна быть точной и достоверной.

Автор учебника «Социология общественного мнения» О.В. Епархина утверждает, что главным каналом получения информации об оценках и мнениях общества служат средства массовой информации [1].Также существуют инновационные методы в области анализа общественного мнения. Таким методом является многоступенчатый мониторинг материалов (СМИ и данные опросов независимых социологических центров). Такой подход, как показывает практика, позволяет получить детализированные результаты, отследить динамику общественного мнения.

Формирование общественного мнения – это одно из главных направлений деятельности МЧС. Основными технологиями в создании позитивных установок граждан по отношению к деятельности министерства служат акции, предполагающие идейное воздействие на население, а также рекламные акции, размещение специализированных материалов в СМИ и др.

PR все больше становится управленческой функцией. Именно PR формирует мнение общества, создает среду открытого и честного донесения информации до аудитории.

Главным итогом деятельности по связям с общественностью можно считать создание благоприятного социального контекста деятельности МЧС, подразумевающего развитую систему доверительных отношений с общественностью, оптимизирующую взаимный информационный обмен и взаимодействие.

Анализ структуры PR-деятельности в МЧС России по Республике Коми свидетельствует, что военно- полицейский тип связей с общественностью отличается строгой регламентированностью и структурой. Так в структуру организации, использующей данный тип PR, в обязательном порядке включены органы, контролирующие информацию и всю коммуникативную деятельность службы. В Министерстве по чрезвычайным ситуациям таким контролирующим органом выступает руководитель пресс-службы.

В структуре МЧС России предусмотрены отделы, занимающиеся техническим сопровождением информации. Такие службы занимаются работой с сайтом министерства, а также работают с фото и видео техникой, обрабатывая материалы, собранные в процессе деятельности пресс-службы и МЧС в целом.

В качестве мероприятий, которые необходимо освещать, выступают различные технические учения, соревнования спасательных служб, операции по тушению пожаров и другие героические события.

Среди информационно-коммуникативных ресурсов, которые используются подразделениями МЧС России по Республике Коми для донесения информации до общественности, можно выделить следующие:

1.                  Официальный сайт — 11.mchs.gov.ru [2]. На сайте министерства собрана основная информация о его деятельности. Он служит основной площадкой для уведомления граждан о деятельности МЧС на территории Республики Коми. На страницах сайта можно получить всю необходимую информацию о государственной организации, узнать об акциях, проводимых министерством и получить данные руководителей и отделов министерства. Для контакта с аудиторией на сайте ест раздел «Пресс-центр», в котором в пункте «Новости» можно ознакомиться со всей текущей информацией связанной с деятельностью министерства.

2.                  Социальные сети - Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Instagram, Twitter [3]. Интернет пространство, используемое в процессе взаимодействия с аудиторией МЧС РФ, включает в себя социальные сети. Министерство транслируют информацию по всем социальным сетям, чтобы в полной мере охватить посетителей интернета. Социальные сети являются мощным и эффективным коммуникационным инструментом государственного учреждения. На страницах ведется работа превентивного характера с учетом сезонных рисков.

3.                  Блог — mchskomi.livejournal.com [4]. На странице в самом популярном сетевом сообществе блогов, МЧС России по Республике Коми также имеет свой блог, министерство публикуются в нем основные материалы о проводимых общественных акциях и мероприятиях.

4.                  СМИ. Для связи со средствами массовой информации пресс-служба МЧС имеет в своем распоряжении список аккредитованных СМИ, с которыми сотрудничает и предоставляет информацию на регулярной основе. Работа со СМИ – это одно из приоритетных направлений МЧС Республики Коми. Главными каналами распространения информации являются крупные информационные агентства: БНК и Комиинформ. В рамках работы со СМИ осуществляется их мониторинг с целью выявления негативных и позитивных материалов и комментариев для анализа своей деятельности, а в последующем - для более эффективной работы. Среди телевизионных средств массовой информации основными каналами распространения информации о министерстве служат телеканалы КРТК и Комигор .

5.                  Мобильное приложение «Безопасная Республика». Создание приложения «Безопасная Республика» обусловлено необходимостью проверки населения на знание мер безопасности, ознакомления с основными правилами поведения в случае ЧС и обучения грамотно применять теоретические знания на практике. Приложение состоит из двух частей: теоретической и практической. Первая часть приложения – памятки, разбитые по временам года, с учётом климатических особенностей Республики Коми. Вторая половина приложения состоит из тестирования, в процессе прохождения которого пользователь получает знания о правилах безопасности.

Создание данного  приложения имеет лишь положительные стороны. В  ходе его  использования общественность проверяет себя на знание мер безопасности жизнедеятельности, получает новые знания, которые обезопасят его в случае чрезвычайных ситуаций. Также его разработка благоприятно повлияла на имидж госструктуры.

Таким образом, пресс-служба МЧС России по Республике Коми осуществляет масштабную коммуникативную и информационную политику, основанную на принципах открытости, оперативности и гуманности путём использования различных PR-методов, направленных на привлечение внимания общественности к деятельности государственного учреждения, формирования и поддержания его позитивного имиджа.

Список литературы

 

1.                   Епархина О.В. Социология общественного мнения.-М.,2013.

2.                   Официальный сайт «МЧС России по Республике Коми» 11.mchs.gov.ru

3.                   Официальная группа Вконтакте «МЧС России по Республике Коми» vk.com/mchskomi

4.                   Официальный блок «МЧС России по Республике Коми» mchskomi.livejournal.com

1.            Чумиков А.Н. Актуальные связи с общественностью: сфера, генезис, технологии, области применения, структуры: учебно-практическое пособие.- М.,2009.

5.            Шабров О.Ф. Политические технологии// Знание. Понимание. Умение.2012. №4.