Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Авторы:
Город:
Улан-Удэ
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2017г.

Появление  и  широкое   развитие  интернет-технологий,  позволяющих  выстраивать  деловые отношения в сети Интернет, привело к формированию сетевой экономики, электронного бизнеса и сетевых форм организации. На сегодняшний день можно констатировать, что коммерческая деятельность в сети Интернет стала неотъемлемой частью жизни каждого из нас. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что электронная торговля открывает новые горизонты для развития бизнеса в связи с чем наличие системы электронной коммерции является необходимым условием формирования, роста и развития российской экономики.

Электронная торговля (E-shopping) представляет собой одно из направлений электронной коммерции (E-commerce) - понятия, которое объединяет методы и направления коммерческой деятельности субъектов рынка в сфере сетевых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [1].

В юридическом смысле она представляет собой заключение в виртуальной электронной форме целого ряда договоров, таких как, договор купли-продажи, поставки, соглашение о разделе продукции, договор страхования, договор предоставления услуг, а также иных договоров и документов, обеспечивающих возможность ведения бизнеса и финансовых взаиморасчетов.

Электронная торговля в современной рыночной экономике возникла как средство обеспечения победы в жесткой конкурентной борьбе за потребителя путем снижения значительной части материальных издержек и  затрат времени, присущих обычным методам ведения торговых операций. В  этом смысле полноценная электронная торговля появляется, живет и развивается в условиях развитой рыночной экономики с высокой степенью конкуренции и является естественным продолжением совершенствования форм и методов ведения торгово-закупочных операций как сути рыночных отношений.

В настоящее время одним из самых привлекательных направлений в бизнесе в России и за рубежом является рынок электронной коммерции. В США за последние два года объем рынка электронной коммерции вырос на 25%, в Европе на 30%. В России за период с 2008 по 2012 годы рост составил 30%. Данное направление является одним из наиболее перспективных в Российской Федерации, в связи с тем, что рынок еще недостаточно насыщен, в регионы постепенно проводится высокоскоростной интернет (включая мобильные 3G и 4G системы), и на рынке представлено сравнительно небольшое количество участников. Кроме того, зарубежные и российские эксперты прогнозируют ежегодный рост в 10-15% за период с 2013 года по 2017. По оценкам экспертов, из 140 миллионов жителей россиян, доступ в Интернет имеют всего 62 миллиона человек [3].

Наиболее активный возрастной сегмент по совершению интернет-покупок это интервал с 18 лет до 40 лет.

 В настоящее время набирает популярность работа интернет магазинов и их раскрутка через социальные сети. В России наиболее популярной является социальная сеть «Вконтакте». Большинство интернет магазинов для того чтобы начать свой бизнес используют именно этот ресурс. Вторая по популярности у предпринимателей сеть – “Instagram”.

В наши дни большое количество интернет-магазинов работает, используя различные системы оплаты. Самые распространенные из них это «Яндекс Деньги» и «Web money». 70 процентов денежных операций проходит именно через эти системы, так как это удобно и просто.

Национальная Ассоциация Дистанционной Торговли (НАДТ) приводит следующие цифры: Денежный оборот российского рынка дистанционных продаж (онлайн-торговля, телемагазины и продажи через каталоги) в России в 2013 году вырастет на 21-33% (до520 млрд. рублей). Однако объем продаж увеличится всего на 7,5-12%.

«Бурятия стала регионом-лидером среди других территорий Восточной Сибири по потреблению трафика мобильного интернета. По итогам января – сентября 2016 года трафик в сети вырос более чем на 81% по сравнению с аналогичным периодом. Об этом ИА UlanMedia сообщили в пресс-службе МТС». Благодаря такому существенному темпу роста Бурятия обогнала Иркутскую область и Забайкальский край, где трафик вырос в 1,5 раза и на 43% соответственно [5].

До последнего времени интернет-торговля в республике Бурятия, как и в любом регионе России, развивалась не так бурно, как на Западе. Хотя, казалось бы, у виртуального магазина есть целый ряд преимуществ, и главные из них очень важны для самих предпринимателей: это возможность экономить на аренде помещения и фонде зарплаты. Однако до сих пор торговцам мешала слабо развитая в России система электронных платежей, а также пристрастие потребителей к традиционному виду продаж (покупатель ценит возможность повертеть товар в руках, поговорить с продавцом и т.д.)

Впрочем, теперь ситуация начала меняться. Интернет-магазины становятся всё более популярными и завоёвывают своих покупателей. Самые первые и самые распространённые магазины республики в сети—     компьютерные. Это и понятно: первые интернет-пользователи были, если не поголовно заядлыми компьютерщиками, то, уж точно, людьми интересующимися. Однако со временем всё больше людей, далёких от компьютерных технологий, открывали для себя сеть; многократно возросло число компьютеров в домашнем пользовании. Всё это сказалось на ассортименте продаваемых в Сети товаров. Помимо магазинов, торгующих компьютерными комплектующими, появились «торговые точки», предлагающие автомобили, мебель, косметику, бельё, ювелирные изделия, сувениры, продукты и т.д.

Схема работы интернет-магазинов очень проста: владельцы ресурса отслеживают наличие товара у дистрибьютора и выкладывают эту информацию на виртуальной витрине своего магазина. При поступлении заказа, товар приобретается у поставщика и перепродаётся покупателю с соответствующей наценкой и платой за доставку.

Существуют и так называемые гибридные схемы, когда за виртуальной торговой площадкой стоит реальный магазин. Так сегодня работают многие: практически любой магазин, особенно, на рынке электроники, бытовой, компьютерной техники имеет свою «интернет-версию». Но это уже не интернет- магазин в «чистом» виде. В республике Бурятия такие магазины очень часто позиционирую себя сразу и в интернет – сайтах и в социальных сетях, например: «Полином», «Вегос М», «Титан», «Флёр» и многие другие.

Однако в сети республики можно не только купить, но и продать. Сейчас создано очень много сайтов, самые популярные из которых Slando.ru и Avito.ru, где можно продать и то, что стоит без надобности в чулане, например, старый холодильник или комод. Сегодня дистанционным способом запрещено продавать ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней, алкоголь, табачную продукцию, лекарственные препараты и медицинские изделия, а также некоторые продовольственные товары.

Как отметили в Минэкономразвития Бурятии, интернет-торговля является наиболее активно развивающимся сегментом интернет-технологий, в котором задействовано огромное количество хозяйствующих субъектов всех уровней (разработчики программного обеспечения, интернет-провайдеры, веб-дизайнеры, транспортные компании, владельцы онлайн-площадок, поисковых систем и т.д.) [4].

По месту использования интернет магазинов в республике Бурятия, по данным опроса, лидирующие позиции занимают дом (83%) и работа (26%). Другие места использования интернета находятся в сильном отрыве от них: 5% в учебном заведении, 3% - интернет-кафе, 13% - другие места

Период зарождения электронного бизнеса во всех регионах России, включая республику Бурятия, выявил два важных момента. Во-первых, Интернет доказал свою высокую эффективность, как средства коммуникации, и высокий потенциал построенного на его основе глобального электронного рынка. Во- вторых, опыт компаний, либо пытающихся использовать Интернет, как дополнение своего традиционного (off-line) бизнеса, либо изначально построивших свой бизнес в Интернете, подтвердил важность и необходимость учета и использования всего существующего опыта по ведению коммерческой деятельности и использованию принципов маркетинга в своей деятельности.

Организация электронных торгов явилась одним из самых правильных стратегических решений государства, так как данная форма позволяет не только эффективно распределять финансовые средства и время заказчиков и поставщиков, но и своевременно решать разносторонние вопросы, решения по которым трудно было  бы достичь, используя физическую форму торгов. Электронные торги стали доступны в Бурятии с открытием официального партнёра республики - ЗАО «Сбербанк - АСТ».

Основными причинами являются обеспечение честной конкуренции и равных прав для поставщиков, увеличение уровня прозрачности и открытости процесса торгов и предоставление возможности федеральным, муниципальным и коммерческим заказчикам и поставщикам сэкономить рабочее время и финансовые затраты. При помощи электронных торгов республика сэкономила 12% бюджетных средств за первое полугодие 2012 года при размещении госзаказов на сумму 4, 16 млрд. рублей.

В настоящее время в сфере отечественной электронной торговли наблюдается ситуация, подобная той, которая наблюдалась несколько лет назад на Западе. Развитие Интернет происходит с опережением условий, необходимых для его широкого распространения.

В организации электронной торговли существуют три основныее проблемы:

Первая проблема. Для виртуальной торговли важным является наличие реального сервиса. Делая первые покупки в Интернет-магазинах, основная доля потребителей испытывает разочарование. А именно в том, что виртуальные магазины значительно уступают традиционным магазинам как по предлагаемому ассортименту товаров, так и по качеству обслуживания покупателей. В связи с этим именно отсутствие сервиса, соответствующего ожиданиям покупателя, вызывает отторжение.

Вторая проблема – это используемые платежные системы. Электронные платежные системы, применяемые в настоящее время в торговле, делятся на три вида: пластиковые (кредитные или дебетовые) карты, электронные чеки и цифровые деньги («электронный кошелек. Часть виртуальных магазинов применяет он-лайновые платежи, объясняя это тем, что ни одна схема организации электронной коммерции не может обеспечить 100%-ную безопасность. И ведь на самом деле доля Интернет-пользователей, пострадавших от сетевого мошенничества, с каждым годом увеличивается. Такие магазины в большинстве случаев предпочитают использовать расчет наличными за заказ при доставке товара (в большинстве случаев) или через банковский счет. Фактически они принуждают покупателя работать по правилам, удобным для продавца [2] .

Однако в Бурятии есть интернет-магазины, которые предлагают своим заказчикам все виды платежей.

Третьей проблемой является конкуренция и окупаемость B2C проектов. По мнению большинства экспертов, конкуренция «чистым» Интернет-торговцам со стороны традиционных компаний, открывших свои представительства в Интернете, будет в дальнейшем нарастать. Как известно, ежегодно увеличивается доля традиционных магазинов, которые занимаются электронной торговлей В2С. Безусловный плюс таких традиционных магазинов - это практический опыт организации и ведения торговли. К тому же известным торговым предприятиям гораздо дешевле развивать свой В2С - проект в Интернет.

В заключении хочется отметить, что рынок интернет коммерции достаточно новый сегмент и не окрепший, поэтому более чувствителен к изменениям в законодательстве и к колебаниям в экономике.

Глобальная сеть Internet сделала электронную торговлю доступной для предприятий любого масштаба. Если раньше организация электронного обмена данными требовала заметных вложений в коммуникационную инфраструктуру и была достигнута лишь крупным компаниям, то сегодня использование Internet позволяет вступить в ряды «электронных торговцев» и небольшим фирмам.

Развитие онлайновой торговли в Республике Бурятия способствует изменению организации торговли предприятий, производящих товары и услуги. Отсутствие издержек на аренду и содержание торговых площадей позволяет небольшим предприятиям конкурировать с крупными продавцами. Для торговых сетей интернет-магазины являются дополнительным каналами сбыта.

Необходимо отметить, что качество обслуживания покупателей является ключевым критерием в интернет-торговле. В числе основных показателей уровня качества работы клиентской службы следует выделить: скорость ответа, сроки доставки, скорость удовлетворения претензий и др. Также не менее важными являются такие показатели, как достоверность информации о наличии товара и его свойствах, удобство заказа товара, удобство способа доставки и оплаты.

Основной проблемой торговли в России через Интернет на данном этапе остается логистика. Именно уровень ее развития является сдерживающим фактором для развития электронной торговли. Большинству интернет-магазинов свойственны длительное время обработки заказов и их доставки, частые сбои в работе почты, что в конечном итоге приводит к снижению качества сервиса доставки. Поэтому для решения этих проблем крупные интернет-магазины Бурятии тратят дополнительные средства, развивая альтернативные каналы доставки.

 

Список литература

 

1.Балабанов И.Т. Электронная коммерция. – СПб.; Изд. дом Питер: ЗАО       Питер бук, 2012. – 335 с.

2. Прыгун И. В., Скуратович О. А. Диагностика Интернет-торговли как инновационной технологии: Учебное пособие.- М.: Дело и Сервис,2014.- 112с.

3. nternational Telecommunication Union (ITU) – «Рынок электронной коммерции в России. Особенности российского интернет-ритейла» - Камышанский С.В. Московская  Международная Высшая Школа Бизнеса МИРБИС Москва, Россия 2016 г.

4. http://economy.govrb.ru/ - [интернет ресурс] журнал «Сделано в Бурятии».

5.http://ulanmedia.ru/ [интернет-источник] - ИА UlanMedia Новости экономики 16.11.2016 г.«Бурятия стала самым интернет-активным регионом Восточной Сибири»