Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ОПЫТА ИНТЕГРАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СНГ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2017г.

После окончания 2-й мировой войны в Европе на фоне восстановления разрушенного производства возникло движение экономической интеграции, которое проложило путь к попыткам создания подобных объединений на всей планете. Такие достижения международной интеграции в ЕС как: создание зоны свободной торговли, таможенного союза, свободного перемещения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы с последующим переходом к единой валюте стали, по сути, путеводными направлениями в мировой экономике. Нельзя сказать, что отмеченные этапы создания ЕС проходили без сомнений и трудностей в их реализации, но они доказали свою жизнеспособность и привлекательность. Не удивительно поэтому, что аналогичные процессы возникли и на пространстве бывшего Советского Союза.

1 января 2017 года ознаменовало начало двадцать шестой годовщины существования Содружества Независимых Государств (СНГ)[1], и явилось одновременно «молодой» юбилейной датой вступления в силу с 1 января 2015 года очередного этапа совершенствования деятельности Содружества – Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Накануне этого исторического события 21 декабря 2016 года в Москве прошло заседание Высшего Евразийского экономического совета, а 26 декабря 2016 года в Санкт- Петербурге был созван саммит ЕАЭС, в работе которого приняли участие лидеры России, Казахстана, Белоруссии, Армении и Киргизии.

Сложность и многочисленность управляющих деятельностью СНГ государственно-административных структур являются следствием длительных и поистине беспримерных попыток руководства России, Белоруссии и Казахстана сделать из трудно поддающегося разумному воздействию СНГ реальное подобие международного интеграционного экономического объединения. Отставание в совершенствовании управляющих механизмов в делах СНГ не является чем-то не естественным, а прямо определяется теми волюнтаристскими и мало в своё время осознанными решениями известной беловежской «тройки», которые и привели к неожиданному  образованию эфимерного «содружества» (а вернее его, на первых порах, «бумажного» прототипа)[2].

Стараясь приукрасить разрушительный характер своих эгоистических намерений, беловежские творцы истории попытались оправдать свои действия предложением о подготовке нового межгосударственного соглашения, якобы направленного на добровольное сплочение стран-участниц бывшего Советского Союза в целях продолжения их развития как единого целого на основе уже имевшихся культурных и экономических связей [3]. В тексте соглашении были указаны и «объективные» причины образования Содружества. Среди них в самом общем виде указывались: историческая общность стран и народов – членов Содружества; стремление к построению демократического правового общества; намерение стран-участниц развиваться в едином экономическом, культурном и политическом пространстве[4].

При определении направлений деятельности СНГ как раз и был использован опыт успешно функционировавшего в то время Европейского Союза (ЕС). В частности, были задействованы схемы первых этапов формирования интеграционных процессов в ЕС, а именно: создание зоны свободной торговли и таможенного союза.  Инициаторам образования СНГ  казалось само собой разумеющимся  быстрое вхождение бывших республик СССР в зону свободной торговли, тем более, что, по их мнению, разделительных компонентов в этом вопросе практически не существовало. Действительно, экономика Советского Союза, строившаяся на строгой плановой дисциплине, уже давно была, по сути, внутренне интеграционной (для сравнения: в СССР на межреспубликанский оборот в 1990 году направлялось порядка 20% валового национального продукта, а в странах Европейского Союза - лишь 14%)[5]. Кроме того, на территории СССР с первых лет существования наблюдалась тенденция к созданию единых общесоюзных энергетических, транспортных, топливных, коммуникационных и других производственно-хозяйственных систем. Исходя из этого, республики СССР вели между собой активный товарообмен и значительную часть своего внутреннего потребления покрывали за счёт ввоза из других братских республик.

С внезапным распадом СССР произошёл такой же внезапный разрыв существовавших между республиками как горизонтальных,  так и вертикальных связей.  Внутренняя интеграция перестала функционировать, а вместе с нею оборвались и хозяйственные завязки. На эти события дополнительно наложился и фактор потери эффективности в разделении труда. В Казахстане и Узбекистане, например, упор делался на выращивание зерна и хлопка. Узбекский хлопок направлялся на российские ткацкие производства. Сделанная на них ткань превращалась в изделия на швейных фабриках Белоруссии и Литвы[6]. Таким образом, с распадом СССР возникла необходимость восстановления потерянных товарообменов, но на новых условиях.

Хотелось бы обратить внимание на то, что при создании ЕС процессы интеграции носили характер понимаемой населением жизненной необходимости в восстановлении разрушенного войной хозяйства и самообеспечении продуктами. В СНГ же – призыв к созданию зоны свободной торговли на принципах рыночной экономики в условиях прошедших сорока шести лет мирной и сравнительно обеспеченной жизни был воспринят с определённым недоумением.

Отмеченные обстоятельства самым негативным образом отразились на всём процессе создания СНГ. Прежде всего, не все бывшие республики СССР по разным причинам выразили готовность стать участниками СНГ[7]. Первая встреча глав государств СНГ произошла в Минске в 1991 году, а основной документ организации – Устав СНГ – был принят только в январе 1993 года. Возникший к этому времени экономический кризис выявил насущную потребность построения отношений в СНГ на принципах экономической целесообразности и отработки нормативной базы межгосударственных отношений. Возникавшие трудности наглядно отражаются в названиях принимавшихся документов: Договор о создании экономического союза (24 сентября 1993 года), Соглашение о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 года), Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета в качестве постоянно действующего органа Экономического союза (21 октября 1994 года), Соглашение о создании Платежного союза государств-участников СНГ (21 октября 1994 года)[8].

Утомившись от постоянного подталкивания участников СНГ к какой-либо реальной интеграции, руководство России с 1996 года пошло по пути активизации двусторонних отношений, а затем и на эксперимент по решительному углублению интеграционного сотрудничества на основе Договора об образовании Сообщества Белоруссии и России от 2 апреля 1996 года. Другие страны СНГ также попытались найти свои самостоятельные решения. В результате на территории когда-то единого СССР возникли и функционируют с разной степенью эффективности 5 субрегиональных экономических группировок[9]. На этом основании, хотя создание зоны свободной торговли в рамках всего СНГ по- прежнему остаётся желаемой задачей, Россия успешно наращивала объёмы торговли с Арменией, Грузией, Казахстаном, Узбекистаном и, естественно, с Белоруссией. В то же время контакты с Азербайджаном, Киргизией, Таджикистаном и Туркменистаном оставляли желать лучшего. Пытаясь хоть как-то оправдать явную   пробуксовку    намеченных  интеграционных   программ,   идеологи    СНГ   придумали   лозунг «разноскоростной интеграции», записав в «первый эшелон» Россию, Казахстан и Белоруссию, где зона свободной торговли вполне себя оправдала. На повестку дня встал вопрос о создании между ними таможенного союза.

Надо отдать должное лидерам «передового эшелона» СНГ, поскольку на этом этапе они решили не только создать таиоженный союз, но и заимствовать у ЕС ту уникальную посылку в управлении организацией, которая была заложена министром иностранных дел Франции Робером Шуманом в 1951 году при формировании предшественника ЕС – Европейского Объединения Угля и Стали (ЕОУС)[10]. Французский чиновник предложил, чтобы руководящий орган создаваемого ЕОУС носил наднациональный характер[11] и принимал решения, не исходя из интересов отдельных стран, а из ориентации на развитие Объединения как единого международного субъекта. Обозревая историю существования ЕС, следует объективно признать, что именно наличие в нём наднационального управляющего органа и позволило ему достичь дальнейших «высших» форм интеграции.

Внимательно изучив опыт ЕС, руководство России, Казахстана и Белоруссии приступили к образованию Таможенного Союза, а затем и к уникальному решению по утверждению в качестве регулирующего органа ЕАЭС Евразийской экономической комиссии[12, которая начала свою работу с 2011 года и получила статус наднационального органа управления. Решения этой комиссии (как это имеет место и в ЕС) обязательны для исполнения на территории государств-участников ЕАЭС[13].

Таким образом, учредив ЕАЭС, руководители России, Казахстана и Белоруссии начали реализацию третьей стадии интеграционного опыта ЕС, а именно, создания условий для обеспечения свободыпередвижения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведения скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики[14]. Со времени принятия отмеченных решений прошло два года, и объективности ради следует отметить, что результаты отмеченных шагов в странах ЕАЭС ещё ждут своего проявления. Успешность интеграции прямо зависит от получения её участниками заметных экономических выгод. Если исходить из опыта ЕС, то эти выгоды определяются совпадением интересов, взаимным экономическим ростом, ускорением темпов торговли, устранением различий в уровне и качестве жизни населения, а также сближением социально-культурных менталитетов входящих в объединение стран. Именно на этих направлениях и сосредотачивают свои усилия страны ЕАЭС, отлично понимая сложности их реализации.

 


После распада СССР из 15 существовавших республик 12 вошли в СНГ (на сегодня – 9)

2 Из интервью Шушкевича 25 ноября 2016 г. корреспонденту ТАСС: «И именно тогда Бурбулис произнес эти слова: "А почему бы нам не согласиться, что СССР как геополитическая реальность перестает существовать". Меня точность и гениальность этой формулировки поразила. Соглашение было придумано  за ночь с 7 на 8 декабря. Гайдар как-то сказал, что многие положения Беловежских соглашений написаны на его коленке». Подробнее на ТАСС:http://tass.ru/opinions/interviews/3809004

3 Учредителями новой формации стали президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич.

4    Беловежские соглашения 1991 // Большая Российская энциклопедия — Т. 3. — М., 2005 г. — С. 228.

5 Экономическая интеграция СНГ. 2005. Xreferat.com. C.1.

6 Запольских А. Кто кого кормил в СССР и кто больше проиграл от его развала.www. kp.ru

7 В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия, а в апреле 1994 г. - Молдавия. В 1997 г. была создана организация ГУАМ, в состав которой вошли: Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия,; в 2005 г. она преобразовалась в СДВ (Содружество демократического выбора).

8 Экономическая интеграция СНГ. 2005. Xreferat.com.

9       Помимо Союза Белоруссии и России (СГБР) и Евразийского экономического сообщества, можно выделить ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), Центральноазиатское сотрудничество (ЦАС - Узбекистан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан), кавказская “четверка” (Азербайджан, Армения, Грузия, Россия)

0Европейское объединение угля и стали. Большая советская энциклопедия.

Высший руководящий орган формировался из представителей государств-участников, но действовал независимо от их правительств и получил полномочия принимать решения в общих интересах государств-членов, обязательные для исполнения. Члены руководящих органов назначались по рекомендациям правительств государств-членов и с их согласия. Однако они не должны были следовать указаниям своих правительств, что и обеспечивало наднациональный элемент в деятельности руководящих органов ЕОУС. 2Функционирует на основе Договоров от 18 но ября 2011 г. «О Евразийской экономической комиссии» и «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии»

2012 г о ду численность сотрудников Комиссии составляла 850 человек, в середине 2013 года она превысила тысячу, а к настоящему времени составляет более 1 500 человек.

4Евразийский экономический союз. Общая информация. www. Eaeunion.org.