Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И ВЕНЕСУЭЛЫ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
11 февраля 2017г.

Об экономических отношениях, вернее, об их перспективах, между Россией и Венесуэлой в последнее время высказывается немало пессимистических соображений, которые, как представляется, имеют вполне объективные обоснования. Политическая ситуация в Боливарианской Республике Венесуэле продолжает сохранять довольно сложный характер. Нарастает напряжение в отношениях между оппозицией и администрацией президента. Резкой критике подвергается проводимый властями именно экономический курс страны.

Если же подвергнуть этот курс даже поверхностной оценке, то выяснится, что по сравнительным экономическим показателям Венесуэла практически с самого начала двадцать первого века выдвинулась в регионе для России на второе место после Бразилии. Для того, чтобы более конкретно представить, что может означать для России потеря этой престижной позиции при возможных государственных переменах в Венесуэле, следует обратиться к анализу структуры российско-венесуэльских экономических отношений.

Прежде всего, нужно отметить, что в истории их развития довольно чётко определяются два этапа, представляющие период президентства Уго Чавеса (1999 – 2013 гг.) и последующее за этим время. После прихода к власти Уго Чавеса кардинально изменилось общее направление как внутренней, так и внешней политики Венесуэлы. Стремясь добиться меньшей зависимости от Соединенных Штатов Америки, как в политическом, так и в экономическом плане, новое правительство страны решило встать на путь проведения социальных реформ в рамках провозглашённой боливарианской революции. В кратчайшие сроки в Венесуэле национализировались ключевые предприятия промышленности и объявлялись разнообразные социальные программы, направленные на общее улучшение жизни беднейших слоёв населения. Решительные реформы ставили перед правительством страны как вопросы серьёзного финансового обеспечения, так и необходимости обеспечения своей безопасности. Понимая существенную потребность в международной поддержке, Уго Чавес (с учётом его революционной ориентации на бывший советский опыт) пошёл на установление тесных политических отношений с российским руководством.

В ходе первого же официального визита Уго Чавеса в Российскую Федерацию (май 2001 г.) определились и основные направления экономического сотрудничества между странами, в которых удачно пересеклись интересы России и Венесуэлы: помощь в освоении и разработке нефтяных месторождений, а также обстоятельный военно-технический заказ. Именно эти вопросы были предметом особого обсуждения и в ходе последующих визитов Уго Чавеса (ноябрь 2004 г., июль 2006 г., сентябрь 2009 г.) в Россию [1]. С учётом провозглашавшихся президентом антиамериканских внешнеполитических сентенций военно- технические отношения Венесуэлы с Россией должны были стать своего рода гарантом её национальной безопасности. Министры обороны страны неоднократно совершали рабочие поездки в Россию с целью изучения возможностей Москвы поставлять современное вооружение в Венесуэлу [13].

Особенно масштабное сотрудничество России с Венесуэлой в военно-технической области началось после визита президента Уго Чавеса в Москву в 2006 г. В частности, была приобретена лицензия на строительство завода по производству автоматов Калашникова, а также обусловлены поставки 24 истребителей Су-30, 50 военных вертолетов и 100 тыс. автоматов Калашникова (АК-103). Последние должны быть послужить заменой устаревших винтовок бельгийского производства, которыми в то время была вооружена венесуэльская армия [6].

Кроме того, в разные годы Венесуэлой были приобретены 92 танка модели Т-72, 240 бронемашин моделей БМП-3 и БТР-80, а также комплексы противовоздушной обороны С-300. На 2011 г. венесуэльское правительство заключило контракты на 5 млрд долл., став на некоторое время лидером по закупкам российской военной техники [8]. И уже в августе 2011 г. Каракас получил третий заем от России, составлявший 4 млрд долл. [5].

Продуктивно складывались отношения с Венесуэлой и в области осуществления совместных проектов в области нефтяной промышленности. Первые переговоры по этому поводу начались уже в мае 2001 г. Во время своего первого визита глава венесуэльского государства посетил Волгоград, где ознакомил президента компании «Лукойл» В. Алекперова с проектом по внедрению современных технологий и привлечению крупных инвестиций в нефтяные разработки в районе реки Ориноко [9].

В ноябре 2004 года Россия и Венесуэла подписали соглашение о сотрудничестве в области топливно-энергетического комплекса [2]. В 2008 году на территории Венесуэлы был создан «Национальный нефтяной консорциум» (ННК). В него вошли компании: ОАО «Газпром нефть», ОАО «Лукойл», ОАО «НК«Роснефть», ОАО «ТНК-BP» (позже эта компания была поглощена «Роснефтью») и ОАО «Сургутнефтегаз»[14].

Казалось, что успешному развитию российско-венесуэльских экономических отношений ничего не угрожает. Однако, в их течение неожиданно ворвалась кончина Уго Чавеса в марте 2013 года. Это событие не могло не отразиться на внутренних событиях в стране, где к этому времени решительные реформы правительства стали давать пробуксовку и вызывать заметное недовольство населения. При увеличении бюджета Министерства  обороны страны  сумма ассигнований,  отведенных на социальное  обеспечение, сократилась с 2007 по 2011 гг. практически в два раза [12]. Политическая стабильность поддерживалась исключительно благодаря личному авторитету Уго Чавеса. Новый президент страны – Николас Мадуро сразу же столкнулся с негативными политическими проявлениями оппозиционных сил. Тем не менее, ему удалось на некоторое время сохранить не только своё влияние, но и позитивный характер российско- венесуэльских экономических отношений.

В частности, в сентябре 2012 г. было подписано соглашение, согласно которому российская государственная компания «Роснефть» получила возможность участвовать в разработке. нефтяного месторождения «Карабобо-2». Общий размер взносов со стороны России составил 1.5 млрд долл. [11].

В мае 2014 г. (в рамках Петербургского экономического форума) между «Роснефтью» и государственной нефтяной компанией Венесуэлы «PDVSA» состоялось заключение долгосрочного контракта о поставках нефти и нефтепродуктов, в рамках которого была предусмотрена поставка свыше 1.6 млн т нефти и 7.5 млн т нефтепродуктов в течение последующих 5 лет. Предоплата со стороны «Роснефти» составила 2 млрд долл. Следует отметить, что сделка по продаже нефти и нефтепродуктов между российской и венесуэльской компаниями такого масштаба была заключена впервые [10].

Вместе с тем, сложное внутреннее положение  в стране и постоянные попытки оппозиционных сил добиться смещения Николаса Мадуро с его поста не может не ставить вопроса о прочности российско- венесуэльских экономических отношений. Значительную долю неопределённости внесло в эти соображения и неожиданное избрание на пост президента США Дональда Трампа, который по жизни является успешным бизнесменом и планы которого в отношении Венесуэлы пока ещё не определились.

На сегодняшний момент Российская Федерация сумела достичь заметных успехов в развитии с Венесуэлой экономических связей. Нынешнее руководство Венесуэлы пока уверяет, что оно и дальше намерено развивать эти отношения, хотя подобные заявления не помешали активно привлекать в страну для разработок месторождений компании и других стран. В этой связи можно отметить соглашение с перуанской нефтяной компанией «Petro Peru» (январь 2012 г.) Два месяца спустя аналогичное соглашение было заключено и с колумбийской «Ecopetrol». Принятие венесуэльским руководством подобного рода шагов не только свидетельствует о его стремлении к диверсификации своих экономических связей, но и может реально отразиться на сокращении объёмов сотрудничества с Россией [16].

Снизить темп дальнейшего развития российско-венесуэльского экономического сотрудничества может общественное мнение Боливарианской Республики, которое относится к военно-техническому сотрудничеству с Россией в лучшем случае с сомнением, а в худшем – с неприязнью. Примером последнего являются сильные волнения 2008 г., которые вызвала провокационная информация о том, что на территории Венесуэлы будет создана военная база Российской Федерации. Министерству обороны РФ пришлось сделать публичное опровержение этих слухов [15]. Указанный случай был вызван ходом избирательной компании, в которой одним из главных пунктов предвыборной программы лидера объединенной венесуэльской оппозиции Э. Каприлеса был тезис о необходимости прекращения военного сотрудничества с Россией. [3].

В среде российского экспертного сообщества существуют различные мнения относительно безопасности российских вложений в случае негативных политических перемен в Венесуэле. Свою обеспокоенность на этот счёт довольно определённо выразил гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности К. Симонов: «…Судя по опыту Ливии, наши контракты в Венесуэле после смены там власти ждет незавидная судьба… Чавес в свое время выгнал из страны западные компании и не заплатил им никакой компенсации, новая власть их, скорее всего, вернет, и так же поступит с российскими партнерами, которые, как потом выяснится, “сотрудничали с преступным режимом”» [7].

Подводя итоги, можно сказать, что перспективы развития и даже сохранения достигнутого уровня российско-венесуэльских экономических отношений на сегодняшний день зависят не только от внутриполитического положения в Венесуэле и стойкости позиций Николаса Мадуро, но и от международной обстановки, связанной с появлением на политической арене новой, и пока не до конца понимаемой сообществом фигуры нового президента США. Договорённости со странами ОПЕК о сокращении добычи нефти и использование правительством Венесуэлы этого факта для возможного урегулирования в стране продовольственного кризиса может сыграть в сторону укрепления позиций Николаса Мадуры. В этом случае отношения Венесуэлы с Россией сохранят прежний позитивный характер. Но даже если возникнут реальные предпосылки смены власти в стране, то представляется, что на фоне выдвинутой Дональдом Трампом идеи отказа от блоковых экспериментов и перехода экономической деятельности США на узко двустороннюю торговую ориентацию, позиции, занимаемые российскими производственными компаниями в Венесуэле, имеют реальные шансы не только к укреплению, но и дальнейшему их развитию.

Список литературы

 

1.        Официальный сайт Посольства Российской Федерации в Боливарианской Республике Венесуэла [Электронный        ресурс]:        Российско-венесуэльские        отношения.        -        Режим         доступа: www.venezuela.mid.ru/relations_ru.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз.рус. - Дата обращения:29.01.2017.

2.        Постановление «О заключении Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о сотрудничестве в отраслях топливно- энергетического комплекса» от 29 апреля 2002 г. № 286. - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pravo.gov.ru, свободный (дата обращения: 28.01.2017).

3.        Bratersky А. [Электронный ресурс]: Kremlin to protect Venezuelan interests even if opposition wins. - Режим доступа: https://themoscowtimes.com/news/kremlin-to-protect-venezuelan-interests-even-if- opposition-wins-22181, свободный (дата обращения: 28.01.2017).

4.        Cabrera J. [Электронный ресурс]: Rosneft to pay PDVSA USD 440 million for stake in joint venture. - Режим доступа: http://www.eluniversal.com/economia/140729/rosneft-to-pay-pdvsa-usd-440-million-for- stake-in-joint-venture, свободный. (дата обращения: 28.01.2017).

5.        Cárdenas G. [Электронный ресурс]: Chávez requests Russia a USD 4 billion loan to buy weapons. - Режим доступа: http://www.eluniversal. com/2011/08/25/chavez-requests-russia-a-usd-4-billion-loan-to- buy-weapons.shtml, свободный. (дата обращения: 28.01.2017).

6.        Rivero R., Sánchez A. [Электронный ресурс]: Oil rich Venezuela and Brazil Get ready for war. But against who? - Режим доступа: http://brazzil.com/9934-oil-rich-venezuela-and-brazil-get-ready-for-war- but-against-who/, свободный (дата обращения: 28.01.2017).

7.        Карнова Н. [Электронный ресурс]: Что может потерять Россия при смене режима в Венесуэле. - Режим доступа: http://www.ria.ru/analytics/20111007/452053444.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз.рус.- Дата обращения: 28.01.2017.

8.        Литовкин В. [Электронный ресурс]: Чавес не хочет судьбы Каддафи. - Режим доступа: http://www.ng.ru/armament/2011-06-03/8_chaves.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз.рус.- Дата обращения: 28.01.2017.

9.        Подрез В.С. Волгоград и Венесуэла на пути к тесному сотрудничеству // Латинская Америка. 2002.№12. С. 62.

10.     РБК [Электронный ресурс]: «Роснефть» заключила более десятка соглашений с зарубежными партнерами. - Режим доступа: http://top.rbc.ru/economics/24/05/2014/926007.shtml, свободный. - Загл. с экрана. – Яз.рус.- Дата обращения: 28.01.2017.

11.     РБК [Электронный ресурс]: «Роснефть» приступает к разработке месторождения в Венесуэле. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/economics/23/04/2013/5704075b9a7947fcbd4482ab, свободный. - Загл. с экрана. – Яз.рус.- Дата обращения: 28.01.2017.

12.     Русакова Т.Ю. [Электронный ресурс]: Сравнительный анализ социальной политики У. Чавеса (2007-2011) // Сравнительная политика. 2012. №2 (8). - Режим доступа: http://old.mgimo.ru/files2/z05_2013/rusakova.pdf, свободный (дата обращения: 28.01.2017).

13.     Сапожников К.Н. Уго Чавес: Одинокий революционер. М.: Молодая гвардия, 2011. 327 с.

14.     Семенов В.Л. [Электронный ресурс]: Пойдут ли российские инвестиции в Венесуэлу. - Режим доступа: http://www.worldenergy. ru/doc_20_56_2934.html, свободный. - Загл. с экрана. – Яз.рус.- Дата обращения: 28.01.2017.

15.     Фельгенгауэр П. [Электронный ресурс]: Утки стратегического назначения. - Режим доступа: https://www.novayagazeta.ru/articles/2008/07/28/37097-utki-strategicheskogo-naznacheniya, свободный. - Загл. с экрана. – Яз.рус.- Дата обращения: 28.01.2017.

16.     Хейфец Л. С., Розенталь Д. М. [Электронный ресурс]: Кредиты на доверии: размышления о венесуэльской политике Москвы // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2015. №3. - Режим доступа: https://vestnik.spbu.ru/html15/s06/s06v3/14.pdf, свободный (дата обращения: 28.01.2017).