Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ СТРАН БРИКС НА МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2018г.

Объединение БРИКС (англ.BRICS) один из субъектов мирового финансового рынка. Это группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика. Сокращение БРИК (BRIC) было впервые предложено аналитиком Джимом О’Нилом в ноябре 2001 года в аналитической записке банка «Goldman Sachs» Building Better Global Economic (Кирпичи для новой экономики). До 2011 года по отношению к организации использовалась аббревиатура БРИК. В связи с присоединением ЮАР к БРИК 18 февраля 2011 года, по заявлению индийского министра финансов с этого времени группа стала носить название BRICS [11].

Члены БРИКС - развивающиеся или новые индустриальные страны, которые отличаются своими большими, быстро растущими экономиками и значительным влиянием на региональных и глобальных рынках; все пять участников БРИКС – члены G-20 (клуб правительств и глав центральных банков- государств с наиболее развитой и развивающейся экономикой).

Во время саммитов станы-участницы обсуждают разные проблемы — финансовые, научно- технические, культурные, политические. Решения, принимаемые Лидерами стран, предусматривают расширение многостороннего делового сотрудничества в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности участников БРИКС в мировой экономике.

За более чем 10 летнее существования объединение реализует стратегии экономического партнёрства БРИКС, особое внимание уделяет трем основным сферам.

Энергетическая безопасность.

Речь идёт о расширении долгосрочных поставок энергии, которые позволят укрепить энергетическую безопасность стран БРИКС. Кроме этого, в рамках сотрудничества и с целью укрепления энергетической безопасности страны «пятёрки» будут содействовать инвестициям в различные проекты государств-участников объединения.

В настоящее время на страны БРИКС приходится около 10% суммарного экспорта из России и 20% импорта (Таблица 1). При этом основное взаимодействие в этой сфере происходит между Китаем и Россией. Экспорт нефти в Китай рос быстрыми темпами в последние годы и достиг 30 млн т в 2016 году, что составляет около 13,4 % всего российского экспорта. Китай также является крупнейшим импортером угля из России, в 2014 году на страну пришлось около 18% суммарного экспорта. В данной сфере перспектив роста немного, так как внутренний рынок угля Китая близок к максимуму потребления и ожидать существенной положительной динамики по спросу не приходится.




Таблица 1.  

Экономическое и энергетическое сотрудничество России и стран БРИКС, 2016 год [8]


Показатель

Китай

Индия

Бразилия

ЮАР

Доля БРИКС для России (%)

Экономика

Торговый оборот, млрд.долл.

88,4

9,5

6,3

1,0

13,4

Экспорт из России млрд.долл.

37,5

6,3

2,4

0,3

9,4

Импорт в Россию млрд.долл.

50,9

3,2

3,9

0,7

20,5

Основные товары российского экспорта

Нефть, нефтепродукты, уголь, дерево

Алмазы, серебро, машины и оборудование

Мин. удобрения, нефтепродукты

 

 

Пшеница

 

 

-

Основные товары российского импорта

Электроника, электротехника, машины и оборудование

 

 

Лекарства

 

Мясо и субпродукты

Фрукты, марганец, никель

Энергетика

Экспорт

Нефть, млн.т

30,0

-

-

-

13,4

Нефтепродукты млн.т

6,3

0,1

0,2

0,1

4,1

Природный газ, млрд.куб.м

0,2 (СПГ)

-

-

-

0,1

Уголь млн.т

26,8

1,6

0,2

-

18,2

Электроэнергия, млрд. кВт.ч.

3,4

23,0

Импорт

отсутствует




Достаточно низкий уровень взаимной торговли объясняется с одной стороны территориальной удаленностью, а с другой — слабыми историческими связями стран.

Помимо торговли энергоресурсами сотрудничество в сфере энергетики между Россией и странами БРИКС осуществляется через реализацию масштабных проектов (Таблица 2). В этом смысле активнее действуют российские компании за рубежом, а присутствие компаний стран БРИКС в российском ТЭК ограничивается индийской ONGC, владеющей долей (20%) в проекте «Сахалин-1», а также китайской CNPC, которая в 2013 году приобрела 20% акций ОАО «Ямал СПГ».

Таблица 2.

Крупнейшие энергетические проекты с участием российских компаний в странах БРИКС и проекты в России с участием компаний из стран БРИКС [8]

Страна

Отрасль

Проект

Компания-участник

Характеристика

В странах БРИКС

 

 

 

 

 

 

 

Китай

 

 

 

 

 

Нефть

 

 

 

 

НПЗ и НКХ в

Тяньцзине

 

 

 

 

 

Роснефть

Создание НПЗ и НХК, розничной сети из 300 АЗС в Китае. 2014 год: одобрено ТЭО НПЗ (мощность 16 млн.т. в год). ТЭО НХК – на доработке. Запуск – конец 2019 г.

Атомная энергетика

 

Тяньваньская АЭС

Атомстройэкспорт (Росатом)

Ведется строительство 3 и 4 энергоблоков АЭС.

 

 

 

Индия

 

 

Атомная энергетика

 

 

 

АЭС Куданкулам

 

 

Атомстройэкспорт (Росатом)

Ведется строительство АЭС. В июле 2015 завершили энергоблок 2, проект планируется закончить к 2021 г.

Бразилия

Нефть

Бассейн Солимойнс

Роснефть

Ресурсы: 34 млн.т. и 73 млрд.куб. м газа

В России

 

 

 

 

Россия

 

 

 

Нефть и газ

 

 

 

Сахалин -1

 

 

ONGC (20% в

проекте, Индия)

С 2005 года ведется добыча нефти и газа. В 2013 году 7 млн.т. нефти и 10 млрд. Куб. М газа

 

 

Газ (СПГ)

 

 

Ямал СПГ

 

 

CPNC (20%, Китай)

Завод СПГ мощностью 16,5 млн.т. в год.

Запуск 1 линии в 2017 году

 

Несмотря на то, что все проекты стран БРИКС направлены на сотрудничество непосредственно внутри стран, тем не менее, влияние и на мировой рынок оказывается. Рассмотрим, каким образом.

В процессе реализации совместных проектов, страны БРИКС договариваются о взаимодействии на взаимовыгодных условиях, тем самым увеличивая доходы бюджетов. Полученные доходы страны направляют на инвестиции, в экономики и рынки стран, не являющихся участниками БРИКС. В этом проявляется влияние БРИКС на мировой рынок инвестиций, валютный и фондовый рынок.

По итогам 2016 года, не самого удачного для стран, положительным сальдо счета текущих операций обладают только Россия и Китай, в отличие от трех других стран; также у России и Китая национальные сбережения превышают инвестиции (Рис. 1). Положение усугубляет и то, что Бразилия, Индия и ЮАР живут в условиях хронического и довольно серьезного бюджетного дефицита, который вряд ли преодолим в обозримом будущем.




По данным американского исследовательского института Heritage привлекательнее всего для китайских инвесторов выглядят США: за последние несколько лет инвестиции в Штаты со стороны Китая составили 71,9 миллиарда долларов. Австралия заняла второе место – 61,3 миллиарда долларов. Канада с 39,4 миллиардами полученных инвестиций оказалась на третьем месте. Впрочем, практически ко всем странам мира у Китая есть интерес, даже к малоразвитым африканским странам.

Что касается инвестиций Российской Федерации, то как видно из Рис. 2, Основными странами, куда российская экономика вкладывает капитал являются Кипр, Люксембург и другие. ЮАР, Бразилия и Индия являются скорее странами, в которые инвестируют, чем непосредственно инвесторами.

Доступ к продовольствию для бедных.

Страны БРИКС разработают общую стратегию доступа к продовольствию для наиболее уязвимых слоёв населения, которая будет включать в себя создание государственных продовольственных запасов. Стратегия предполагает обмен опытом в области государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности, развитие фермерских хозяйств, создание государственных запасов, а также сотрудничество в целях повышения производительности и устойчивости сельскохозяйственного производства.

Поддержка глобальной торговли.

Страны БРИКС призывают противодействовать всем формам торгового протекционизма и обеспечить поддержку Всемирной торговой организации. В стратегии говорится, что страны «пятёрки» стремятся к углублению сотрудничества в глобальной торговле. Лидеры БРИКС также договорились укреплять сотрудничество в области электронной торговли.

На сегодняшний день Россия, Бразилия, Индия и ЮАР в рамках внутриблоковой торговли БРИКС, по существу, являются поставщиками ресурсов в Китай и импортёрами промышленной продукции из него. Так, основными торгуемыми группами товаров в рамках БРИКС в 2014 г. являлись машины, оборудование и механизмы (21 % от совокупного экспорта стран БРИКС и 37 % от экспорта Китая в 2014 г.), а также текстильные изделия и материалы (5,4 % от общего импорта стран объединения и 13,6 % от импорта Китая), драгоценные камни (6,2 % экспорта БРИКС) и продукты питания (6,7%).


Таблица 3.

Доля различных товарных групп во внешней торговле стран БРИКС в 2014 г. (%) [10]


Бразилия

Китай

Индия

Россия

ЮАР

БРИКС

 

Экспорт

Импорт

 

Экспорт

 

Импорт

Экспорт

 

Импорт

Экспорт

 

Импорт

 

Экспорт

Импорт

Экспорт

Импорт

Живые животные, продукты животного происхождения

 

 

 

4,5

 

 

 

0,6

 

 

 

0,43

 

 

 

1,3

 

 

 

1,3

 

 

 

0

 

 

 

2,3

 

 

 

3,8

 

 

 

0,1

 

 

 

1,1

 

 

 

1,5

 

 

 

1,4

Продукты растительного происхождения

 

33,8

 

1,1

 

0,96

 

12,9

 

4,5

 

0,8

 

0,5

 

2,5

 

1,3

 

2,9

 

7,2

 

6,7

Готовые пищевые продукты

6,6

0,3

0,94

1,4

0,8

1,0

0,2

2,8

0,6

2,0

1,8

1,4

Пластмассы, каучук, резина и изделия из них

0,6

4,4

4,62

1,1

3,9

2,6

1,5

4,4

1,4

3,9

3,2

2,6

Шкуры, кожа, мех и изделия из них

 

1,3

 

1,0

 

3,00

 

0,8

 

0,7

 

0,4

 

1,0

 

1,5

 

0,6

 

1,1

 

1,9

 

0,9

Древесина и изделия из неё

3,4

0,8

1,28

3,6

0,2

1,2

7,2

1,3

2,0

1,4

2,5

2,2

Текстильные материалы и изделия

0,4

8,7

13,6

3,3

20

3,7

0,1

9,2

1,5

7,6

9,2

5,4

Обувь, головные уборы, зонты

0,1

0,5

3,97

0,2

1,1

0,5

0

5,2

0

3,4

2,2

1,3

Изделия из камня, стекло и изделия из него

0,

2,2

2,68

5,2

1,3

10,0

2,1

2,6

2,6

2,2

2,1

5,1

Драгоценные камни, металлы и изделия из них

2,9

7,2

8,39

4,3

11

8,4

2,0

7,7

13,7

7,5

7,0

6,2

Машины, оборудование и механизмы

1,5

41

36,8

1,0

6,7

36,9

5,7

40,9

2,2

35

20

22,

Транспортные средства

1,7

3,4

4,37

0,4

6,4

3,0

6,1

5,1

1,6

6,8

4,2

2,5



В экспорте Бразилии в страны БРИКС, по данным за 2014 г., доминировала продукция растительного происхождения. Индия наиболее высокие результаты экспорта показывает в отрасли текстильных материалов и изделий, Россия активно экспортировала древесину и транспортные средства (не включается экспорт энергетических ресурсов). ЮАР стала основным экспортером драгоценных камней, металлов и изделий из них.

Развитие финансовых институтов.

21 июля 2015 года в Шанхае начал работу Новый банк развития, созданный странами БРИКС. Банк был создан с целью страховочного механизма, для поддержания финансовой стабильности в странах- участницах. Фонд позволит им в случае необходимости оперативно покрывать бюджетный дефицит в периоды экономической нестабильности.

Банк будет специализироваться на инфраструктурных проектах на территориях стран-участниц БРИКС. Банк также открыт к принятию новых членов из числа стран, состоящих в ООН. То есть можно сделать вывод, что как и МВФ, Банк БРИКС нацелен оказывать влияние на мировой кредитный рынок и предоставлять средства развивающимся странах на лояльных условиях [3] .

Российский совет по международным делам выпустил отчет, в котором приведены итоги первого года работы Нового Банка Развития.

Хотелось бы отметить, что китайская сторона длительное время настаивала на распределении голосов пропорционально участию в формировании капитала, объём которого Китай изначально предлагал сформировать в более солидном размере. Но возражения Индии против создания перекоса в пользу Китая привели в итоге к договорённости о формировании равных долей в уставном капитале между членами «пятёрки» и о равных правах при голосовании и принятии решений. Это одна из отличительных особенностей Банка БРИКС, подобной практики нет ни в Международном валютном фонде, ни во Всемирном банке.

Первоначальный размер уставного капитала Банка составил $50 млрд, из них десять должны быть внесены странами в течение семи лет. Общий разрешённый капитал НБР составляет $100 млрд, доля стран БРИКС в капитале не может быть ниже 55%, новые акционеры не могут иметь долю более 7%. 14 января 2016 года Банк сообщил о том, что все пять стран-членов перечислили первые взносы на общую сумму $750 млн (по $150 млн от каждой страны) [3].

В течение года в НБР подбирали сотрудников среди людей «из частного сектора, общественного сектора и из правительства», формировалась опорная команда, предпочтение отдавалось гражданам России, Бразилии, Индии, Китая и Южной Африки. Как и было запланировано, общая организационная структура была утверждена в ноябре 2015 года. Однако не всё удавалось реализовать по запланированному сценарию. В частности, намерение открыть марте 2016 года первый региональный офис НБР в ЮАР не осуществилось, открытие было перенесено.

Руководство НБР, по словам его представителей, изучило опыт других многонациональных банков и при формировании собственной политики сделало акцент на скорости исполнения и снижении бюрократии, а также на ускорении перехода к «зелёной» экономике. В первую очередь, НБР будет финансировать энергетику с приоритетом «зелёных» проектов. Помимо этого Банк рассматривает такие области как водоснабжение и строительство дорог, а также иные программы по развитию инфраструктуры в странах БРИКС. В будущем планируется также рассматривать научные и высокотехнологичные проекты.

15 апреля 2016 года Совет директоров Банка утвердил первый пакет проектов для кредитования на $811 млн сроком от 12 до 20 лет. В него вошли проекты от Бразилии, Индии, Китая, России и ЮАР [16]:

-Бразильский проект по созданию 600 МВт мощностей на $300 млн, финансирование через Banco Nacional de Desenvolvimento Economico e Social.

-Индийскому проекту по созданию 500МВт одобрен кредит на $250 млн, финансирование через индийский государственный банк Canara Bank в Бангалоре.

-Китайский проект солнечной электростанции шанхайской компании Lingang Hongbo New Energy Development Co получит $81 млн, это единственный кредит, который деноминирован в юанях.

-Южно-африканская компания Eskom Holdings SOC Ltd получила кредит на $180 млн «на проекты по производству электроэнергии и ее передачи потребителю», построенные линии электропередач будут способны передавать 670 МВт и преобразовывать 500 МВт.

Утвердили финансирование строительства двух гидроэлектростанций с общей мощностью 49,8 МВт в Карелии на $100 млн сроком на 12 лет

Таким образом, число финансируемых НБР проектов было доведено до пяти на общую сумму $911 млн.

Частью «зелёной» политики Нового банка развития является выпуск «зелёных» бондов, то есть тех, средства от продажи которых используются для финансирования экологических проектов. 18 июля НБР провёл успешный выпуск на китайском межбанковском рынке «зелёных» облигаций на 3 млрд юаней (ок. $450 млн) сроком на пять лет [3]. Это стало первым выходом Банка БРИКС на рынок капитала и первым выпуском «зелёных» облигаций международной финансовой организацией на межбанковском рынке Китая. Ведущим андеррайтером выступил Банк Китая. Номинальная процентная ставка облигаций составила 3,07%. В размещении облигаций участвовало более 30 инвесторов, спрос на облигации превысил 9 млрд юаней.

Создан также пул условных валютных резервов (аналог резервного фонда МВФ), первоначальный объём которого составит $100 миллиардов. Согласно принятым обязательствам, Китай вносит в фонд 41 миллиард долларов, Бразилия, Индия и Россия — по 18 миллиардов долларов, а ЮАР — 5 миллиардов долларов.

Подводя итоги, проекты БРИКС в области создания финансовых институтов направлены на предоставление помощи другим странам, страдающим от экономической нестабильности. Благодаря данным проектам можно компенсировать существующие недостатки в деятельности международных финансовых структур. Учреждение Банка развития БРИКС будет способствовать преодолению кризисов. Новая финансовая структура БРИКС будет больше помогать развивающимся странам, поскольку МВФ и Всемирный банк предлагают ограниченные и жесткие условия помощи и кредитования.

«Неформальный блок» БРИКС существует уже более десяти лет, а вопрос о ее дальнейшем развитии становится все более дискуссионным. По отношению к группировке сложились различные точки зрения: одни экономисты считают, что БРИКС может стать основой нового миропорядка, другие – что объединение стран символично и не способно оказывать существенное влияние на мировые процессы, третьи рассматривают группировку в основном как антизападную коалицию.

К проблемам развития организации можно отнести следующие [17]:

За исключением создания НБР и УВР формат БРИКС пока не продемонстрировал свою эффективность и содержательность. Так, для разработки совместных мер требуется не один раунд дискуссий.

В ходе встреч на высоком уровне каждый лидер БРИКС озвучивает собственные идеи, а серьезного диалога и обмена мнениями не происходит. Лишь после предварительного обсуждения лидеры могут организовать встречи высокого уровня, чтобы поговорить о реализации предложений и реакции на аргументы других лидеров. После этого они могут вернуться за стол переговоров и согласовать совместные шаги.

Кроме того, странам БРИКС нельзя поддаваться искушению развязать конкурентную борьбу с другими структурами. Международное сообщество включает и «большую двадцатку», состоящую из трех групп: «большой семерки», БРИКС и ряда средних держав, в том числе Австралии, Южной Кореи и Аргентины. Группа БРИКС сможет эффективнее отстаивать свои интересы, если будет действовать через «двадцатку».

Все эти страны живут в едином мире. Чтобы сделать существующую систему более справедливой, страны БРИКС должны не бросать ей вызов, а реформировать ее. Несмотря на большое количество проблем, с которыми сталкивается данная организация, в основном это связано с тем, что у каждой страны БРИКС — собственные цели. Например, Россия имеет существенные интересы в сфере безопасности. Индия же стремится привлечь китайские инвестиции и облегчить давление, связанное с климатическими изменениями.

Страны БРИКС пытаются найти баланс между общими интересами и разногласиями.

 

Список литературы

 

1.Распоряжение Правительства РФ № 1238-Р от 7 июля 2014 г. Приложение Статьи соглашения Нового банка развития / [Электронный ресурс],Официальный сайт Правительства РФ. Электорн. дан. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/41d4f182b0a752fcdac5.pdf.

2.Банк БРИКС может выделить первые займы компаниям высоких технологий // РИА Новости. 27 февраля 2015. [Электронный ресурс] – Режим доступа:   http://ria.ru/economy/20150227/1050100508.html.

3.Банк БРИКС займётся "озеленением" финансов / [Электронный ресурс] ИАР ТАСС. 23 марта 2016. Электорн. дан. – Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/2894920.

4.Григорьев Л.М., Морозкина А.К. Банк Развития // Стратегия России в БРИКС: цели и инструменты// сб. статей / Под ред. В.А. Никонова, Г.Д. Толорая.-М.: РУДН, 2013. С. 273.

5.Девятый     саммит     БРИКС:     заявления     о     дружбе,     открытости     и     сотрудничестве https://ria.ru/world/20170905/1501845256.html

6   .Макроэкономика: учебник/ отв.ред.М.Л.Альпидовская, Н.В.Цхададзе.- Ростов н/Д: Феникс, 2017.- 409с.

7.Национальный комитет по исследованию БРИКС: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Саммиты и документы -2009-2017.- Электорн. дан. – Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/pages/summit-docs

8.Потенциал      энергетического      сотрудничества      БРИКС      \      [электронный      ресурс]      : http://ac.gov.ru/files/publication/a/5941.pdf  Российский совет по международным делам: официальный сайт [Электронный ресурс] / Панорама БРИКС. Новый банк развития БРИКС: итоги первого года работы.- 2016- Электорн. дан. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/blogs/mihail-lavrov/2832/

9.Россия и БРИКС. Новые возможности для взаимных инвестиций: Монография. М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К°", 2014. С. 177.

10 .Совместное заявление лидеров стран БРИКС «VIII саммит БРИКС - Декларация Гоа» (Гоа, Индия, 16.10.16): [электронный ресурс] Электорн. дан. – Режим доступа: http://www.nkibrics.ru/pages/summit- docs

11.     Цхададзе Н.В. Динамика развития мировых экономических кризисов// Актуальные вопросы экономики и современного менеджмента.- Самара, 2017- С.12-18.

12.   Цхададзе Н.В. Международный валютный фонд (МВФ) и его влияние на мировой финансовый рынок// Экономика, финансы и менеджмент: тенденции и перспективы развития.- Волгоград, 2017- С.11-17.

13.   Цхададзе Н.В. Международные финансовые рынки как фактор глобализации мирового хозяйства// Тенденции развития экономики и менеджмента.-  Казань, 2017- С.38-43.

14.   Цхададзе Н.В. Риск возникновения кризисных процессов и экономического застоя а современной России // Phenomenon of the market economy: vectors and features evolution. Academic Monograph.- LSP, 2017, 620р.

15.Цхададзе Н.В. Эволюция мировой экономической мысли от истоков до наших дней: монография /Н.В.Цхададзе. – М.: Издательство «Русайнс», 2017.-166с.

16.BRICS Nations-led New Development Bank to Raise up to 3 Billion in Next 3 Years / [Электронный ресурс]: Официальный сайт New Development Bank. 21 September, 2016. Электорн. дан. – Режим доступа: http://www.ndb.int/BRICS-nations-led-New-Development-Bank-to-raise-up-to-3-billion-in-next-3-years.php 17.Juutinen M., Kakonen J. Battle for Globalisations? BRICS and US Mega-Regional Trade Agreements in a Changing World Order : Observer Research Foundation. 2016, P. 32.