17 февраля 2018г.
Для начала о термине «аутсорсинг» и истории его возникновения. «Out» (внешний) и «source» (источник) – вот два английских слова, которые в совокупности и образуют этот экономический термин. Иначе «аутсорсинг» - это привлечение сторонних организаций, имеющих опыт и профессионализм в данной отрасли, к выполнению ими определенных функций только в данной отрасли для повышения эффективности ведения дела.
Преимущества аутсорсинга проявились в 20-30-х годах ХХ века в противостоянии двух автомобильных гигантов «Ford» и «GM» (General Motors) и их президентов – Генри Форда и Альфреда Слоуна.
По состоянию на 1921-й год компания «Ford» контролировала 56% мирового рынка. Политика Генри Форда заключалась в вертикальной интеграции и диверсификации деятельности компании, а это означает полный контроль за всем процессом производства, включая инвестиции в железорудные шахты, стеклодувные фабрики и т.д.
К приходу Альфреда Слоуна в качестве генерального директора «General Motors» в 1923-м году, доля компании на рынке составляла «жалкие» 13%, однако уже к 1927-му году составляла 44%, а на «Ford» 10,5! В чем же секрет успеха? Во-первых, Слоун применял новые методы ведения бизнеса, такие как планируемое устаревание товаров и позиционирование брендов. Ну и как же без темы аутсорсинга в Дженерал Мотор. Это огромная компания, включающая в себе такие бренды, как «Cadillac», «Buick», «Chevrolet», «Opel» и т.д. И все они производились на одном заводе и запчасти были идентичны для всех, что было неинтересно для потребителя. И что же сделал Слоун? Для каждой марки был построен свой завод, а также Альфред «разбил» их по ценовым категориям, например, самыми дорогими были «Cadillac» и
«Buick» , тем самым повышая стоимость бренда. Самое главное – Слоун видел, что американские технологии производства автомобилей устарели и поэтому стали заказывать двигатели и другие детали у более продвинутых западноевропейских производителей, в частности, сотрудничество «GM» и «Mercedes- Benz» продолжается до сих пор. Но это было только начало. Многие историки считают, что широкое применение услуг аутсорсинга началось с образования компании «Electronic Data System» в 1962-ом году. Одним из первых подписал контракт«GM». В результате резко увеличилось качество обслуживания, безопасность информационных потоков, а также годовая экономия в размере более 4 млрд. долларов США. Вскоре этих же принципов стала придерживаться и компания «Ford», заказывая и сейчас 2/3 комплектующих за рубежом.
Другим этапом в истории аутсорсинга является период 80-90-х годов ХХ века с развитием индивидуального предпринимательства, когда невыгодно держать в штате специалистов для осуществления непрофильных, но необходимых функций компании.
Первыми фирмами-аутсорсерами являются юридические и финансовые фирмы США и Великобритании. Объясняется это тем, что право этих стран является прецедентным и требует от исполнителей высокой квалификации и узкой специализации. На этом фоне и появились компании «большой четверки» - «PwC», «KPMG», «Deloitte & Touch», «Ernst and Young», которые постепенно увеличивают перечень своих услуг. Из всего этого можно сделать вывод, что аутсорсинг – логическое продолжение принципов, заложенных в идее разделения труда.
Таким образом, мы плавно переходим к главному вопросу - можно ли считать аутсорсинг элементом современного рыночного хозяйства? Конечно, да, и не просто элементом, а одним из основных элементов. Давайте попробуем вкратце разобраться.
Может показаться, что аутсорсинг, услуга, которая оказывается один раз. Но нет, главное условие проведения каких-либо действий – договор, долгосрочного плодотворного сотрудничество.
Примечателен тот факт, что первые услуги аутсорсинга в России были представлены в виде охранных фирм и PR-агентств. Во всей этой системе выделяют три вида аутсорсинга:
- Производственный аутсорсинг. Данный вид услуги можно увидеть в компании «Apple», когда устройства данной фирмы спроектированы в США, в Силиконовой долине, а производственные мощности (где собирают, красят, упаковывают) находятся в Китае, где дешевая рабочая сила. Таким образом, экономятся значительные средства.
- Аутсорсинг бизнес-процессов. В данной ситуации компания передает аутсорсинговой фирме контроль за бизнес-процессами, например, ведение бухгалтерского учета.
- IT-аутсорсинг. Наиболее перспективная отрасль аутсорсинга, примером которой является передача аутсорсинговой фирме полномочий на обслуживание компьютерной и информационной сферы компании.
Главная цель предпринимателя получение прибыли при минимальных затратах. Основные преимущества аутсорсинга:
Экономические преимущества. Привлечение аутсорсера существенно снизит затраты, ведь не будет потребности создавать дополнительную структуру и раздувать штат. Транзакционные издержки снижаются, а постоянные преобразуются во временные в зависимости от потребностей фирмы, ведь фирма-аутсорсер имеет большой опыт в предоставлении этой услуги и добросовестно выполняет возложенные на них задачи.
Стратегические преимущества. Аутсорсинг дает возможность сконцентрировать ресурсы на основном производстве, улучшить операционный контроль. За счет сбереженных средств помогает вводить в строй новые технологии.
Недостатки всплывают в случае неграмотности руководителя и руководящего состава. Например, если компания передает слишком много процессов аутсорсеру, что влечет за собой рост расходов, утечку информации, или потерю связывающей нити между управлением и бизнес-практикой.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что аутсорсинг – выгодная сделка для компаний, не имеющих ресурсов для тотального контроля над всеми бизнес-процессами. Американская ассоциация менеджмента это подтверждает – из 600 фирм, 20% переложили на аутсорсера финансовые операции, 80% - административные функции.
Список литературы
1. Jesse, Russell Аутсорсинг / Jesse Russell. - М.: VSD, 2012. - 840 c.
2. Аксенов, Е. Аутсорсинг. 10 заповедей и 21 инструмент / Е. Аксенов.-М.:Наука,2013.-919c.
3. Андерсон, Э. Аутсорсинг в продажах / Э. Андерсон. - М.: ИЛ, 2016. - 407c.
4. Аникин, Б. А. Аутсорсинг и аутстаффинг. Высокие технологии менеджмента / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 288 c.
5. Василенко, Л. А. Аутсорсинг - инновационная кадровая технология государственной службы / Л.А. Василенко. - М.: Наука, 2012. - 216 c.
6. Календжян, С. О. Аутсорсинг и делегирование полномочий в деятельности компаний / С.О. Календжян. - М.: Дело, 2017. - 272 c.
7. Макроэкономика.Учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» /Отв. ред. М.Л. Альпидовская, Н.В. Цхададзе - Ростов на Дону, «Феникс», 2017.-409 с.
8. Малютина, О. Н. Аутсорсинг в развитии делового партнерства / О.Н. Малютина, И.А. Москвина. - М.:Финансы и статистика, Инфра-М, 2012.-240c.
9. Одегов, Ю. Г. Аутсорсинг в управлении персоналом. Учебник и практикум: моногр. / Ю.Г. Одегов, Ю.В. Долженкова, С.В. Малинин. - М.: Юрайт,2015.-390c.
10. Рассел, Джесси Аутсорсинг бухгалтерии / Джесси Рассел. - М.: VSD, 2013. - 167 c.
11. Макроэкономика.Учебник. Рекомендовано ФГАУ «ФИРО» /Отв. ред. М.Л.Альпидовская, Н.В.Цхададзе - Ростов на Дону, «Феникс», 2017.-409 с.
12. Феномен рыночного хозяйства: векторы и особенности эволюции. Монография. / Под ред. Сидорова В.А., Ядгарова Я.С., Чапли В.В.- LSP 2017. -620 с.
13. Цхададзе Н.В. Экономические теории и школы: история и современность: монография /Н.В. Цхададзе. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0» , 2014.- 207 с
14. Цхададзе Н.В. Эволюция мировой экономической мысли от истоков до наших дней: монография /Н.В.Цхададзе. – М.: Издательство «Русайнс», 2017.-166с.
15. http://predp.com/fin/terms/chto-takoe-autsorsing.html
16. http://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/autsorsing-chto-eto-takoe-prostymi-slovami.html.