Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ПИЩЕВОМ ПОВЕДЕНИИ ШКОЛЬНИЦ СТАРШИХ КЛАССОВ

Авторы:
Город:
Владимир
ВУЗ:
Дата:
13 апреля 2016г.

Актуальность проблемы определяется тем, что в настоящее время по-прежнему сохраняется значительное нарушение принципов здорового питания среди подрастающего поколения, несмотря на проведение профилактических просветительских занятий с учащимися и членами их семей и активную работу по реорганизации питания школьников.

Цель исследования: изучить особенности пищевого поведения и его изменения с возрастом у школьниц старших классов.

Материалы и методы.

В объем исследования было включено 50 девочек-подростков, учащихся технических (27 человек – 54 %) и гуманитарных (23 человека – 46 %) классов средней общеобразовательной школы г. Владимира. Исследование проводилось с согласия учащихся в течение 3-х лет, методом анкетирования. Возраст исследуемых составил 14,7± 0,5 лет (при первичном опросе) и 17 ± 0,5 лет (на завершающем этапе). Пищевой статус оценивался по кратности и регулярности приемов пищи, в том числе горячей; по наличию в рационе свежих овощей, фруктов, соков, мясных и молочных продуктов, а также консервов, копченостей, острых, соленых и жирных блюд. Кроме того у каждой школьницы определялся индекс массы тела (ИМТ).

Результаты.

В начале исследования большая часть девушек – 36 (72 %) человек считали, что питаются правильно, однако при анализе анкет выяснилось, что истинный показатель рационального и оптимального питания был намного ниже - 4 %. При опросе в конце исследования таких учениц оказалось чуть больше – 37 подростков (74%), но на самом деле всех принципов здорового питания не придерживался никто из учащихся - 0 %. Кратность приемов пищи (более 3-х раз в день) соблюдали 46 старшеклассниц (92 %), 4 школьницы (8 %) употребляли пищу 2 раза в день. С возрастом число учениц, питающихся всего 2 раза в сутки, увеличилось в 2,5 раза – 11 (22%). У учащихся гуманитарных классов этот показатель изменялся более наглядно с 0 % в начале исследования до 26,1 % в конце по сравнению с ученицами технического профиля - 14,8 % - 18,5 % соответственно. Из 50 девочек- подростков только 43 старшеклассницы (86 %) питались в школьной столовой, несмотря на предоставление горячих вторых завтраков и обедов, остальные 7 (14 %) предпочитали не обедать в школе. В дальнейшем число девушек, отказывающихся от школьного питания, увеличивалось в 1,5 раза – 11 учениц (22 %), хотя, согласно нормативам по организации питания более половины суточного рациона (55 %) учащиеся должны получать в школе. Горячую пищу (исключая чай, кофе и другие напитки) два и более раз в день в свой рацион включали только чуть более половины исследуемых (63 % учениц технического профиля и 65,2 % учениц гуманитарных классов). С возрастом этот показатель несколько изменялся – 74,1 % и 52,2 % соответственно. Наличие перерывов между приемами пищи более 5 – 6 часов отмечали 18 девушек (66,7 %) из технических классов и 16 (69,6 %) – из гуманитарных, с течением времени число таких учениц технического профиля уменьшалось - 55,6

%, а гуманитарного увеличивалось - 91,3 % соответственно. Большинство школьниц (56 %) ужинали за 2 и менее часа до сна, причем по этому показателю существенных различий между разными классами выявлено не было. В конце исследования число девушек, принимающих пищу незадолго до сна, несколько уменьшалось – 46 %. Свежие овощи, фрукты, соки ежедневно в свой рацион включали только 37 учениц (74 %), молочные продукты - 25 (50 %) и мясные - 30 (60 %) старшеклассниц. С возрастом число таких учащихся становилось еще меньше (56 % в отношении растительной пищи, 40 % - молочной и 40 % - мясной), а 8 % респонденток отметили, что вообще не употребляют молочные и мясные продукты. Среди учениц гуманитарных классов число школьниц, исключающих из своего ежедневного рациона растительную и мясную пищу, в дальнейшем увеличивалось в 2 раза (26,1 % и 39,1 % против 56,5 % и 73,9 %). При анкетировании 44 % старшеклассниц (профильных различий выявлено не было) отметили, что употребляли в пищу острые, соленые и жирные блюда чаще трех раз в неделю, а 3 ученицы (6 %) – копчености и консервированные продукты. К концу исследования число таких школьниц росло, как среди учащихся технических, так и гуманитарных классов – 7,4 % и 14,8 %; 4,4 % и 8,7 % соответственно.

Из 50 девочек-подростков при первичном осмотре только у 36 девушек (72 %) физическое развитие характеризовалось нормальным ИМТ (18,5 – 25). Выраженный дефицит массы тела (ИМТ ≤ 16) был отмечен у 1 ученицы (2 %), недостаточная масса тела (ИМТ = 16 – 18,5) – у 6 (12 %), предожирение (ИМТ = 25 – 30) – у 6 (12

%), ожирение 1-ой степени (ИМТ = 30 – 35) –  у 1 (2 %) старшеклассницы.  С возрастом среди  учащихся технических классов в 1,5 раза увеличивалось число девушек с недостаточной массой тела с 14,8 % до 22,2 % и в 1,5 раза уменьшалось число учениц с избыточной массой тела с 11,1 % до 7,4 %. У старшеклассниц гуманитарного профиля наблюдалась обратная тенденция – число школьниц с ИМТ ≥ 25 росло с 17,4 % до 26 %, а с ИМТ ≤ 18,5 наоборот уменьшалось с 13,1 % до 8,7 %.

Вывод: Более чем у половины старшеклассниц имеет место нарушение принципов рационального питания и с возрастом число таких учениц растет. Истинный показатель оптимального питания в 18 раз ниже субъективной оценки анкетируемых. Около 30 % девушек-подростков имеют отклонения в физическом развитии в сторону избыточной или недостаточной массы тела. Полученные данные еще раз подчеркивают необходимость совершенствования программ медико-социального сопровождения учащихся в контексте формирования высокого уровня культуры питания и мотивации к ведению здорового образа жизни.

Список литературы

1.     Василенко В.А., Шашель В. А. Зависимость физического развития детей, проживающих в г. Краснодаре, от типа питания в школах // Материалы IX Российского конгресса «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» - М, 2010. – с. 299-300

2.     Воронина Е.Н., Печкуров Д.В., Порецкова Г.Ю., Букина Т.В. Обоснование необходимости совершенствования школьного питания в рамках внедрения педиатрических здоровьесберегающих технологий // Материалы XI Российского конгресса «Инновационные технологии в педиатрии и детской хирургии» - М, 2012. – с. 292-293

3.     Евстифеева Г.Ю., Лебедькова С.Е., Ветерков З.А. Профилактика избыточной массы тела у детей и подростков // Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» - М, 2009. – с. 130

4.     Иванова Н. В., Чиженок Н.И., Чудинова Д.М., Никитина Е.А. Современные тенденции в питании школьников // Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» - М, 2009. – с. 153-154

5.     Рудавина Т.И., Аверьянова Н.И., Гусева С. В., Белышева О.С., Ковина Ю.А., Юрьева А.В. Роль семьи в формировании здоровья школьников // Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» - М, 2009. – с. 333 – 334

6.     Русова Т.В., Селезнева Е.В., Денисова Н.Б., Полякова А.Н. Характер питания современных школьников в условиях семьи // Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» - М, 2009. – с. 335 - 336

7.     Селезнева Е.В., Русова Т.В., Полякова А.Н., Денисова Н.Б., Фокина Н.Б., Батанова Е.В. Качество питания школьников в условиях образовательного учреждения // Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» - М, 2009. – с. 354